Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея Есенина»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Данный материал является конспектом урока литературного чтения 4 класса по теме "В гостях у поэта Сергея Есенина" и знакомит учащихся с краткой биографией поэта, показывает народность творчества Есенина; знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта, определяет истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_poeta_sergeya_esenina.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея Есенина»
Автор: Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель начальных классов МОУ Красногорская СОШ Пильнинского района Нижегородской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме « В гостях у поэта Сергея Есенина». Данный материал знакомит учащихся с краткой биографией поэта и показывает народность творчества С. Есенина; знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта; определяет истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.
Тип урока: комбинированный
Цель: ознакомить учащихся с краткой биографией поэта и показать народность творчества С. Есенина; познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.
Задачи урока:
- воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к Родине, эмоциональную отзывчивость;
- обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы.
- развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать; навыки анализа поэтического произведения.
Дидактическое поле урока: иллюстрации учащихся к стихотворениям С.А. Есенина, портрет С.А. Есенина, учебник, тетради, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», сборник стихов С. Есенина.
Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация урока; в mp3 формате песни на стихи С.А. Есенина, стихотворение в исполнении автора и видеоролик.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний и постановка проблемы
А) Учитель читает отрывки из стихотворений С. Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С. Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся и с зимой, и с весной, и с осенью Есенина.
Б) Анализ детских иллюстраций.
В)Фронтальная беседа учителя с учащимися
- Что такое тропы? Что к ним относится? (изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, инверсия и др.)
- Давайте, ребята, подумаем, что такое метафора?
-Метафора –это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. (учащиеся приводят примеры).
(Чтение статьи из учебника «О метафоре»).
-А самое главное – мы с вами отправимся в путешествие в Рязанскую губернию, на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, познакомимся с творческой и личной биографией этого замечательного поэта.
III. Изучение нового материала
Знакомство с биографией С. Есенина (рассказ ученика)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой.Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». Он закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. Он становится популярным поэтом того времени. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Потом Есенин издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным. В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. Неоднократно женился, но браки не были долговечными. Он был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан . Через полгода они поженились, но тоже расстались. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы. В конце ноября 1925 поэт трагически погиб в Ленинграде.Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет, даже несмотря на это он после себя оставил много замечательных стихотворений, которые актуальны и в нынешнее время. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Слово учителя
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.
Всё написанное им проникнуто "чувством Родины" и поэтому эпиграфом к уроку звучат слова поэта:
Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
Заметим, "не тема", а "чувство". Есенин – национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни есть русской деревне, что писал о родном крае, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Есенин писал лирические стихотворения. Лирическими называются стихотворения, в которых автор выражает свои чувства, переживания. Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора. На стихи Есенина сложено много песен. (перечисление стихов)
Ребята, послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого автора.
Работа со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает»
(ученик рассказывает наизусть стихотворение «Поет зима-аукает» )
А теперь, ребята, послушайте песню. (показ видеоролика).
Лингвистическое комментирование
Стозвон сосняка- звенящая морозная тишина
Пташка – маленькая птичка
Ставни — изготовленные из дерева, или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.
Анализ стихотворения
-Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал, ее не понаслышке. В его биографии интересный факт, когда в январе 1910года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шел он пешком, лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом.
-Стихотворение построено на контрастах и идет как бы волнами.
-Есенин придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь – стозвон. Стозвон сосняка здесь обозначает звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздается в абсолютной тишине стозвонным эхом.
-А дальше в стихотворении идет резкий контраст. Контраст – это противопоставление явлений, понятий, образов и др.
-Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.
-А где вы еще в стихотворении видите контраст?
-Какими словами завершается стихотворение?
-А завершается стихотворение светло, с надеждой. И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная красавица весна. Обратите внимание на часто повторяющуюся солнечную букву с.
(Работа над изобразительно-выразительными средствами языка).
Работа над стихотворением С. Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (ученик читает наизусть стихотворение «Черемуха»)
- А теперь, ребята, послушайте песню
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
-Какие чувства возникли у вас?
Лингвистическое комментирование
Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение)
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Проталинка- место, где растаял снег, и открылась земля
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
Анализ стихотворения.
- Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, инверсии, метафоры, сравнения, олицетворения.
– Эпитеты образное художественное определение предмета
(ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая, черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею)
– Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
( ветки золотистые, что кудри завила)
- Почему автор использует такое сравнение?
– Метафора - это перенос значений на основе сходства.
(ветки золотистые, зелень в серебре, ручей серебряный)
– Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо
(роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет)
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (вначале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?
Работа над стихотворением «Нивы сжаты, рощи голы…»
– Какое время года описывает поэт? (Осень)
– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?
– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
– А какой тон? (Напевный, грустный)
– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)
– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)
– Какой это приём? (Олицетворение)
– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)
(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)
– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
IV. Закрепление. Работа с карточками.
V. Итог урока. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»
Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...
Методическая разработка урока по теме "Побываем в гостях"
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир " В гостях у леса"
урок-игра "В гостях у леса"...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»
Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...
Методическая разработка урока литературного чтения, 3 класс. "Лирика калмыцких поэтов".
quot;Лирика калмыцких поэтов"...