План-конспект урока по обучению грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»
Матвеевой Елены Александровны
Дидактическое обоснование
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Автор учебника: Л.В.Климанова, С.Г..Макеева, «Азбука» ч.2
Целевые установки: а) развитие фонематического слуха, формирование умения различать в словах звук [ж];
б) раскрытие особенности звука [ж] как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука; в) привлечение внимания к расхождению в произношении и написании слогов «жи», «же», «жё»;
г)уточнение значения слов- названий насекомых, птиц.
Задачи урока:
1. Образовательная : научить обозначать буквой звук [ж]; уметь читать слоги и слова с этой буквой.
2. Развивающая : развивать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; ; определение способов взаимодействия обучающегося с учителем и сверстниками.
3. Общеучебная : самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
4. Воспитательная: ориентирование на личностный результат, самоопределение.
Методы обучения: словесный, проблемно- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: компьютерный диск, карточки с разрезанными пословицами и поговоркам, звуковые модели, картинки с изображением животных, учебник, карточки успеха для рефлексии
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный этап
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | самостоятельная подготовка к уроку | Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные : самоконтроль, самооценка. |
2.Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | -Из чего состоят слова? -Что такое звук? На какие группы делятся звуки? С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? -Для чего нужны гласные буквы? -Для чего нужны согласные буквы? - Послушайте стихотворение: Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука. –Какой звук вы слышали чаще всего? | -Слова состоят из звуков. –Звуки- это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаем с помощью букв. –для обозначения гласных звуков. –для обозначения согласных звуков. - Звук [ж]. | Познавательные: анализ букв и звуков с разной точки зрения. Коммуникативные: слушают ответы партнёров. Высказывают своё мнение, планируют учебное сотрудничество |
3. Постановка учебной задачи
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений | -Какая буква нам поможет обозначить этот звук? Кто знает? -Как вы думаете. Какая тема нашего урока? - А ещё сегодня мы должны узнать чем необычен этот звук. Откройте Азбуку на стр.14 -В виде кого художник изобразил букву Ж и почему? | Дети высказывают свои предположения. - Буква ж, звук [ж]. - В виде жука. Внешне похожа и слово жук начинается на Ж. | Познавательные: самост. выделение- формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание |
4. Открытие «нового» знания
Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
| - На этой странице под картинкой изображена модель звука [ж]. Какого цвета бусинка и почему она только одна? -Оказывается вот что удивительного в этом звуке: звук[ж] всегда твёрдый. --Произнесите его. –Посмотрите на звуковую схему слова жук. Дайте характеристику каждому звуку. | Дети высказывают свои предположения. Дают характеристику каждому звуку.
| Познавательные: моделирование, поиск информации в разной форме. Личностные: проявление интереса к новому. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками. |
5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний
Цель: Построение нового способа действия. 6.Первичное закрепление нового способа действия
Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.
| -Давайте поучимся читать слоги с этой буквой. Звук[ж] произносим твёрдо! - С какими буквами предлагается составить и прочитать слоги в рамочке? -Наша знакомая Аня спрашивает нас о там, как следует читать букву ж с буквами и, е, ё . если они обозначают мягкость предшествующего согласного звука, а звук[ж]- твёрдый? -Оказывается, когда-то очень давно звук[ж] был мягким, и для обозначения мягкости использовали буквы и, е, ё.. Но наш язык менялся со временем, и звук[ж]- стал произноситься твёрдо. А люди продолжали писать после ж буквы и, е, ё и пишут до сих пор. -Но несмотря на это, читать эти слоги следует с твёрдым произношением звука [ж]. - А теперь, наш жучок предлагает поиграть со словами. Составление звуковых схем к словам жаба, моржи, жираф . –Бусинка какого цвета появилась и почему? -Молодцы! А вот какие ещё животные, в название которых есть буква ж, существуют, мы прочитаем в Азбуке. -Кто какой уж? Кто такие жаворонки, журавли? -Прочитайте слова со значением «один». А теперь со значением «много». -В словах ужи и ежи встречается слог , который нам показывает Ваня на стр.15. прочитайте этот слог. -какой звук слышится после звука[ж] ? –Какая буква пишется не так как слышится? Почему пишем и? Запомните правило жи пиши с буквой и. -Ёжик предлагает почитать текст на экране. |
- С буквами у, и, е, а, ё.
Дети высказывают свои предположения. Игра на экране «Найди слова со звуком [ж]» (одежда, ножницы). _ Синяя бусинка т.к. звук[ж]-твёрдый Дети читают слова жук- жуки, уж- ужи, ёж- ежи, жаворонки, журавли. -Неядовитая змея. Птицы. Составляют предложение с одним из слов. Слог жи. - Слышим ы. Дети читают текст, подбирают соответствующую иллюстрацию. Называют слова с буквой ж из текста. | Познавательные: поиск и принятие информации. Регулятивные: принимаем и сохраняем учебную задачу. Коммуникативные: контроль и коррекция действий партнёра. Личностные; самоопределение. |
7.Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. - С какой буквой мы сегодня познакомились? -Что интересного вы узнали о звуке[ж] ? чем отличается чтение буквы ж от ранее изученных букв, обозначающих согласные звуки? Загадка про снежинку. -Оцените своё настроение на уроке с помощью сигнальных карточек -снежинок. | -С буквой ж. - звук[ж]-всегда твёрдый. | Личностные: умение оценивать результат своей работы. Регулятивные: оценивание своих достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...
План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...
План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс
Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....
План-конспект урока по обучению грамоте на тему "Закрепление изученного" (ОС "Планета Знаний").
Целью данного урока является создание условий для тренировки учащихся в чтении слогов и слов.В ходе урока решаются следующие задачи:1. предметные: учить составлять слова из слогов и читать их;2. лично...
План - конспекты для занятий по обучению грамоте для будущих первоклассников
Предшкольная подготовка...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....