Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Играют волны, ветер свищет.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Играют волны, ветер свищет.
УМК «Школа России», 1 класс
Учитель: Очаковская А.А.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [ф], [ф,], буквы Ф,ф.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звуков [ф], [ф,], букв Ф,ф.
Задачи:
Познавательные: создать условия для развития у учащихся умения: отличать на слух звуки [ф], [ф,], характеризовать их, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Ф, ф в словах и текстах, читать слоги, слова и тексты с ними, сопоставлять слоги-слияния, читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения: контролировать выполнение учебной задачи; применять базовые предметные понятия; работать со знако-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв); осознанно и выразительно читать небольшие тексты и стихотворения, строить высказывания о чувстве гордости за Родины, российский народ и историю России при знакомстве с российским флотом.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
| Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 6) эстетическое воспитание. | |
ΙI. Актуализация знаний | 1. Прочитайте четверостишие, подумайте, из какого произведения отрывок? 1,5,7, 1,2 …Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А.С. Пушкин Человек издревле мечтал о покорении небесного и водного пространства, постоянно совершенствовал механизмы, которые помогли бы ему в этом. Человек не может, как рыба, дышать кислородом, растворенным в воде, а силы его не хватит, чтобы переплыть большое пространство. Поэтому нужно было изобрести какие-то плавательные средства, чтобы переплывать большие реки, плавать по озерам, морям, океанам. Как вы думаете, какое плавательное средство было у древнего человека первым? (Бревно) - Рассмотрите рисунки на с. 70. Распределите корабли на группы. 1 - Назовите корабли, которые уже не используются: галера, парусник, пароход. - Современные корабли: атомный ледоход, круизный лайнер, подводная лодка, военный корабль. - Как одним словом называют соединение судов? (Флот) - Определите тему урока. Назовите её. 4 4 – Давайте составим план урока. Составление плана урока. План (примерный) 3 2
– Что нового мы узнаем сегодня? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Чтение текста детьми. Слушание. Ответы детей. Дети сопоставляя тему урока и формулируют самостоятельно цель урока, составляют план.
Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в «Букваре» (с. 140). 1 2 5 6 1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов шарф и шарфик – Что нарисовано? (Шарф.) – Сколько слогов в слове шарф? (Один.) – Произнесите выделенный звук. – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) 2) Звуко-буквенный анализ слова шарф выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова шарфик Обращают внимание на четвертый звук, сравнивают его со звуком [ф]. Дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.) 3) Сравнительный анализ слов. Выяснение различий лексического значения слов. 4) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков. 5) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки. 6) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. – На что похожа буква Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф – Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов) Показываем жестами: Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. (Г. Виеру) Показываем иллюстрацию: Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф. (А. Шибаев) | Работа в парах. Дети называют слова с буквой ф и делают вывод: звук [ ф ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса. Аналогично звук [ф’]. Шарф – большой предмет. Шарфик - уменьшительно-ласкательное значение. Ответы детей. Определение места: парный согласный ф-в. Объяснение детей. Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают. | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре» (с.71). 5 6 2 Чтение слогов (с. 71). – Прочитайте слоги. – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом. – В каких словах встретятся эти слоги? – На какие группы возможно разделить данные слоги? – В чём их различие? – Что вы заметили? (Не все гласные использованы) – Попробуйте составить слоги с буквами я, ю, э. Существуют ли слова с данными слогами? - Для русского языка нехарактерен слог фя, сочетание фю (парфюм, фюрер, фюзеляж). Слов с с этим сочетанием немного и они заимствованы из других языков. – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше, выше. 2. Работа в «Букваре». 3 7 1 1 Чтение слов. – Просмотрите слова на этой странице. – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фотография.) – Прочитайте слово, которое называет место выращивания животных.(Ферма) – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.) – В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф. Проверка с самооценкой. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) Чтение слов (с.71). 3 1 7 1 1) – На какие группы можно распределить слова? Почему? – Прочитайте его. – Сколько слогов в этих словах? – Почему? – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 2) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения. Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке. 2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок. Фотоаппарат – аппарат для фотографии. Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.) – Выделите корень. (ПРОПЕДЕВТИКА.) 2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-. – Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.) – Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.) – Что такое флагшток? (Шест для флага.) – Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.) – Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) Работа в «Букваре». 3 1 7 1 Работа с отрывком А.С. Пушкина «Медный всадник» (с.71). 3 1) Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите рисунок. – Подсказывает ли картинка, о чем текст? 2) Чтение текста самостоятельно. а) Выявление первичного восприятия. – О каком событии отрывок? б) Повторное комментированное чтение вслух. в) Обобщающая беседа. – Какой фрагмент текста изобразил наш художник? – Расскажите, что особенно в этом стихотворном произведении? – Прочитайте голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная. г) Проблемный вопрос к тексту. – А почему автору захотелось рассказать об этом событии? 3) Работа с текстом после чтения. – Об основании какого города рассказал поэт? (Санкт-Петербург) – Что значит «в Европу прорубить окно»? (Общение с помощью моря с другими странами) – Для кого волны новые? (Для стран Европы) –Что означает «все флаги будут в гости к нам» (Корабли с флагами других государств) – Флаг корабля на рисунке чей? (Российский) – Что мы сейчас делали? (Читали текст и анализировали его.) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) | Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение. Работа в парах - взаимопроверка. Составление детьми слогов и придумывание слов с данными слогами. Подведение итога данного этапа. Выполнение детьми действий, соответствующих словам. Поиск слов с буквой ф, чтение и отметка количества букв. Работа над значением слов. Обозначение звука цветом. Самооценивание. Распределение слов по количеству слогов с опорой на правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Выявление и называние родственных слов. Выделение корня. Слушание. Индивидуальное чтение. Повторное чтение в слух. Ответы детей . Основание Санкт-Петербурга. Ответы детей | |
ΙV. Итог | – Что нового узнали? 4 4 – Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? | Узнали согласный, твердый и мягкий, глухой, звук Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились рассуждать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра
Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Урок по теме: "Согласные звуки [в][в\'], буквы В, в. Спортивные игры.
Конспект к уроку обучение грамоте 1 класс, УМК "Школа России"....
"Звуки и буквы" Тренажёр-игра с использованием технологического приёма «Сорбонка»
Цель: закрепление знаний о буках и звуках....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь, Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...
Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке ко Дню экологических знаний - занятие-игра "Волнуется природа неспроста"
Содержание этого материала направлено на углубление экологических знаний о природе, о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля, включая человека, и неживой ...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....