Урок литературного чтения в 1 классе Н. Сладков "Загадочный зверь"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для учеников 1 класса. В конспекте урока подробно описана деятельность учителя и учеников. На уроке применяется парная, групповая и индивидуальная формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: Чудеса рядом! Н. Сладков «Загадочный зверь»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие в лес
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности
Задачи урока:
Предметные результаты:
- воспринимать на слух текст в исполнении учителя;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами, передавая личное восприятие текста;
- формулировать идею произведения;
- умение определять жанр произведения, его художественные особенности;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- положительно относиться к учению, проявлять учебно-познавательный интерес;
- определять общие для всех правила поведения.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- овладевать умениями прогнозировать;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию из прослушанного текста;
- осознавать познавательную задачу;
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- договариваться и приходить к общему решению.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический, частично - поисковый.
Этап урока. Задача данного этапа | Раздел этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Оборудование и материалы |
Организационный (этап мотивации) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Включение в деятельность | - Доброе утро, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Давайте поприветствуем друг друга. Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой ... При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ... - Что ещё вы заметили на доске? - Сегодня мы совершим путешествие в лес. -В какой лес сегодня пойдём? Ответить на этот вопрос иллюстрации. –Какое время года изображено? –Почему вы так решили? -Давайте вспомним правила друзей леса. | Подготовка учащихся к работе на уроке Дети отвечают на приветствие. (Дети хором) ПРИВЕТ! (Дети хором) ПРИВЕТ! (Дети хором) ПРИВЕТ! (Дети хором) ПРИВЕТ! (Дети хором) ПРИВЕТ! Рассказывают правила поведения в лесу. Много леса – не губи! Мало леса – береги! Нет леса – посади! | Слайд 2 Иллюстрации весеннего леса Слайд 3 |
Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | Работа в парах. Чтение по ролям. | -У вас на столе лежит карточка, но почему только одна? Что это значит? -Вы должны прочитать текст в карточке, распределив роли. -Вспомните правила работы в парах и приступайте к работе. -Кто автор этих произведений? -Какое время года описывается в коротких произведениях Э. Шима? -Кто герои этих произведений? О чём они говорят? Почему? -Лес открывает для нас много интересного, стоит лишь присмотреться. Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? И как много теряет тот, кто не видел, как чудесно живёт удивительный мир леса. Давайте послушаем голоса весеннего леса. | Будем работать в паре. Вспоминают правила работы в парах. Читают произведения по ролям. Отвечают на вопросы Слушают музыку | Приложение 1 Коростель и Грач. Белка и Енот. Лягушонок и Ящерка. Крот и Заяц. Э. Шим Звучит музыка голоса птиц |
Определение темы, целей урока Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Формулирование темы, постановка задач | -Кто же научит нас слушать и слышать, видеть необычное в обычном, понимать лесные разговоры? -Оказывается, есть такие люди. Это писатели и поэты, музыканты и художники. -Посмотрите на выставку книг, прочитайте название этих произведений. –Назовите автора книг. - Назовите тему нашего урока. - Чему мы должны научиться? | Дети читают название книг: «Загадочный зверь», «Почему зяблик - зяблик?», «Всему своё время», «Лесные спаленки». Произведения Н. И. Сладкова Мы познакомимся: с произведением Сладкова. Мы научимся: Находить важные, главные мысли, которые нам хотел передать автор. Мы будем учиться: Понимать смысл прочитанного; Пересказывать текст с помощью иллюстраций | Карточка-помощник. |
I этап Работа с текстом до чтения II этап Работа с текстом во время чтения | Первичное чтение рассказа учителем Во время чтения делаю паузы перед вопросом: Кто я? Чтение концовки сказки. | -Как много чудес вокруг нас! Сегодня мы будем говорить и читать о чудесах, которые нас окружают. А поможет нам в этом Н. И. Сладков. -Посмотрите на экран и скажите кто это? -Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать. Сейчас я прочитаю вам произведение - загадку. Постарайтесь запомнить героев произведения. Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я ……. -Кого же увидел рассказчик? Как вы думаете? -Правильно БЕЛКА -Понравилось ли вам произведение? -Выскажите свои впечатления. Предполагали ли вы, что это белочка? | Дети называют всех, кого видят: дятел, дрозд, мыши, белка, кошка, цапля, куница, осоед. Слушают рассказ. Приложение 2 Дети высказывают свои предположения… Делятся впечатлениями о прочитанном. | Слайд 4-5 Картинки Слайд 6 Белка |
Физкультминутка «Белочка» | Имитируют движения под музыку | Музыкальное сопровождение | ||
III этап Работа с текстом после чтения | 1.Концептуальная беседа по тексту. 2.Повторное чтение текста | -Кто запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она ест? -Давайте разбираться вместе. -С кошкой…(вешаю картинку на доску) -С цаплей…(вешаю картинку на доску) -С мышкой…(вешаю картинку на доску) -С дроздом…(вешаю картинку на доску) -С осоедом…(вешаю картинку на доску) -С куницей…(вешаю картинку на доску) - Перед чтением я назвала заглавие произведения. Кто его запомнил? Назовите автора. -Перечитайте произведение Сладкова «Загадочный зверь». Найдите, что ест белочка, выпишите в тетрадь. -Что же ест белочка? Жуков и муравьёв. Ос и шмелей. Гусениц и личинок. Сброшенные лосями рога. Мышей. Ящериц и рыбу. Птенцов и яйца. Почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы. | Ошибочные ответы. Отвечают с опорой на картинку. Называют заголовок и автора. Самостоятельное чтение. Проверка по эталону | Картинки на доске Эталон на экране Слайд 7 |
Физминутка для глаз | -В лесу растут разные деревья, а вы знаете их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, вы к нему поворачиваетесь. | По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, ясень | ||
3. Работа с заглавием, иллюстрациями 4. Знакомство с писателем. 5. Творческое задание Работа в группах. | -Вспомните тему урока. «Чудеса рядом». Н. И. Сладков «Загадочный зверь». -Как вы думаете, это рассказ или сказка? -А что тут не сказочное? -Да, ребята, это не рассказ и не сказка, а сказка – несказка. -У Сладкова много таких произведений, которые называются «сказка – несказка». Сказки – несказки – это короткие занимательные природоведческие произведения, где автор показывает необычное в обычном. Обратите внимание на выставку книг. Какие произведения он ещё написал? -Ребята, а вы бы хотели узнать о жизни писателя? Чем он занимался? Давайте послушаем Утеву Елену. - А сейчас выполним задание творческого характера. Поэтому я вам предлагаю поработать сообща, в своей группе. - Задание: собрать пазл, получившуюся картинку «оживить» при помощи слов из сказки-несказки. | Это сказка, потому что белочка говорит. То, что ест белочка. Рассматривают книги с выставки.
Рассказывает об авторе заранее подготовленный ребёнок. Сборка пазлов (разрезанные сюжетные картинки). Озвучивание получившейся картинки словами текста(пересказ). | сказка – несказка. Слайд 8 Слайд 9 | |
Рефлексия учебной деятельности | Подведение итога урока Самооценка | -Ребята, нам пора возвращаться в класс. Но мы не можем просто так уйти, давайте посадим в лесу непростое дерево, а «Дерево успеха». У вас на парте лежат листочки разного цвета: зелёные листики- говорят о том, что у вас всё получилось; жёлтые – были проблемы; красные –у меня ничего не получилось.
-Сегодня на уроке мы познакомились с удивительным писателем Н. И. Сладковым. - А вот что писал сам Николай Иванович: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы». | Оценивают свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 10 |
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, предметные картинки, выставка книг писателя, карточки с текстами для чтения по ролям, картинки с изображением деревьев, запись голоса птиц, листики для этапа рефлексии.
Приложение 1
КАРТОЧКА 1
Коростель и Грач.
— Коростель, ты чего запоздал, из тёплых краёв так поздно прилетел?
— А я ждал, когда мой дом подрастёт.
— Как это — дом подрастёт?!
— Ты же на дереве, грая, живёшь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастёт.
КАРТОЧКА 2
Белка и Енот.
— Белка — неряха. Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
— Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
— А для чего?
—Для спанья. Загрязнился матрасик, я его и выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
КАРТОЧКА 3
Лягушонок и Ящерка.
— Здравствуй, Ящерка! Ты, почему без хвоста?
— У щенка в зубах остался.
— Хи-хи. У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не .могла?!
— Здравствуй. Лягушонок! Где же твой хвостик?
— Отсох у меня хвостик...
—Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!
КАРТОЧКА 4
Крот и Заяц.
— И чего ты, Крот, после дождя ходишь, лапы в лужах мочишь?
— А когда же ходить?
— Когда земелька сухая. Тогда бегать хорошо, скакать ловко — одно удовольствие!
— Эх, торопыга... Разве я бегать да скакать выхожу? После дождя земляные черви на свет показываются. Чем их под землёй ловить, лучше по лужам пройтись... Лапы мокрые, зато обед сытный!
Интернет–источники:
- http://www.ornithologist.ru/children/st2.html - высказывание Н.Сладкова
- http://n-sladkov.ru/index.php - портрет Н.И.Сладкова
- http://www.openclass.ru/dig-resource/142818 - картинки птиц
- http://foto-zverey.ru/kunici.htm - куница
- http://picsfab.com/image/myish-gryizun-lesnaya-80974 - лесная мышь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Презентация к уроку литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей".
Дана презентация к уроку литературного чтения (2 класс, "Начальная школа XXI века") по теме "Русская народная сказка "Зимовье зверей"....
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...