Урок литературного чтения в 1 классе Н. Сладков "Загадочный зверь"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Данная методическая разработка предназначена для учеников 1 класса. В конспекте урока подробно описана деятельность учителя и учеников. На  уроке применяется парная, групповая и индивидуальная формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока107 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе  УМК «Школа России»

Тема: Чудеса рядом! Н. Сладков «Загадочный  зверь»  

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие в лес

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности

Задачи урока:

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух текст  в исполнении учителя;
  • осознанно, правильно, выразительно  читать целыми словами, передавая личное восприятие текста;
  • формулировать идею произведения;
  • умение определять жанр произведения, его художественные особенности;

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- положительно относиться к учению, проявлять учебно-познавательный интерес;

- определять общие для всех правила поведения.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

-  овладевать умениями прогнозировать;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из прослушанного текста; 

- осознавать познавательную задачу;

 - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

    Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-  договариваться и приходить к общему решению.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы работы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический, частично - поисковый.

Этап урока.

Задача данного этапа

Раздел этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Оборудование и материалы

Организационный

(этап мотивации)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Включение в деятельность

- Доброе утро, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Давайте поприветствуем друг друга.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ...

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ...

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ...

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ...

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... 

- Что ещё вы заметили на доске?

- Сегодня мы совершим путешествие в лес.

-В какой лес сегодня пойдём? Ответить на этот вопрос иллюстрации.

–Какое время года изображено?

–Почему вы так решили?

-Давайте вспомним правила друзей леса.

Подготовка учащихся к работе на уроке

Дети отвечают на приветствие.

(Дети хором) ПРИВЕТ!

(Дети хором) ПРИВЕТ!

(Дети хором) ПРИВЕТ!

(Дети хором) ПРИВЕТ!

(Дети хором) ПРИВЕТ!

Рассказывают правила поведения в лесу.

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нет  леса – посади!

Слайд 2

Иллюстрации весеннего  леса

Слайд 3

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Работа в парах.

Чтение по ролям.

-У вас на столе лежит карточка, но почему только одна? Что это значит?

-Вы должны прочитать текст в карточке, распределив роли.

-Вспомните правила работы в парах и приступайте к работе.

-Кто автор этих произведений?

-Какое время года описывается в коротких произведениях  Э. Шима?

-Кто герои этих произведений? О чём они говорят? Почему?

-Лес открывает для нас много интересного, стоит лишь присмотреться. Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? И как много теряет тот, кто не видел, как чудесно живёт удивительный мир леса. Давайте послушаем голоса весеннего леса.

Будем работать в паре.

Вспоминают правила работы в парах.

Читают произведения по ролям.

Отвечают на вопросы

Слушают музыку

Приложение 1

Коростель и Грач.

Белка и Енот.

Лягушонок и Ящерка.

Крот и Заяц.

Э. Шим

Звучит музыка голоса птиц

Определение темы, целей урока

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач

Формулирование темы, постановка задач

-Кто же научит нас слушать и слышать, видеть необычное в обычном, понимать лесные разговоры?

-Оказывается, есть такие люди. Это писатели и поэты, музыканты и художники.

-Посмотрите на выставку книг, прочитайте название этих произведений. –Назовите автора книг.

- Назовите тему нашего урока.

- Чему мы должны научиться?

Дети читают название книг: «Загадочный зверь», «Почему зяблик - зяблик?», «Всему своё время», «Лесные спаленки».

Произведения Н. И. Сладкова

Мы познакомимся:

 с произведением Сладкова.

Мы научимся:

Находить важные, главные мысли, которые нам хотел передать автор.

Мы будем учиться:

Понимать смысл прочитанного;

Пересказывать текст с помощью иллюстраций

Карточка-помощник.

I этап

Работа с текстом до чтения

II этап

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение рассказа учителем

Во время чтения делаю паузы перед вопросом: Кто я?

Чтение концовки сказки.

-Как много чудес вокруг нас! Сегодня мы будем  говорить и читать о чудесах, которые нас окружают. А поможет нам в этом Н. И. Сладков.

-Посмотрите на экран и скажите кто это?

-Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать. Сейчас я прочитаю вам произведение -  загадку. Постарайтесь запомнить героев произведения.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я …….

-Кого же увидел рассказчик? Как вы думаете?

-Правильно БЕЛКА

-Понравилось ли вам произведение?

-Выскажите свои впечатления.  Предполагали ли вы, что это белочка?

Дети называют всех, кого видят:

дятел, дрозд, мыши, белка, кошка, цапля, куница, осоед.

Слушают рассказ.

Приложение 2

Дети высказывают свои предположения…

Делятся впечатлениями о прочитанном.

Слайд 4-5

Картинки

Слайд 6

Белка

Физкультминутка

«Белочка»

Имитируют движения под музыку

Музыкальное сопровождение

III этап

Работа с текстом после  чтения

1.Концептуальная беседа по тексту.

2.Повторное чтение текста

-Кто запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она ест?

-Давайте разбираться вместе.

-С кошкой…(вешаю картинку на доску)

-С цаплей…(вешаю картинку на доску)

-С мышкой…(вешаю картинку на доску)

-С дроздом…(вешаю картинку на доску)

-С осоедом…(вешаю картинку на доску)

-С куницей…(вешаю картинку на доску)

- Перед чтением я назвала заглавие произведения. Кто его запомнил?

Назовите автора.

-Перечитайте произведение Сладкова «Загадочный зверь». Найдите, что ест белочка, выпишите в тетрадь.

-Что же ест белочка?

Жуков и муравьёв.

Ос и шмелей.

Гусениц и личинок.

Сброшенные лосями рога.

Мышей.

Ящериц и рыбу.

Птенцов и яйца.

Почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.

Ошибочные ответы.

Отвечают с опорой на картинку.

Называют заголовок и автора.

Самостоятельное чтение.

Проверка по эталону

Картинки на доске

Эталон на экране

Слайд 7

Физминутка

для глаз

-В лесу растут разные деревья, а вы знаете их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, вы к нему поворачиваетесь.

По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, ясень

3. Работа с заглавием, иллюстрациями

4. Знакомство с писателем.

5. Творческое задание 

Работа в группах.

-Вспомните тему урока. «Чудеса  рядом».

Н. И. Сладков «Загадочный зверь».

-Как вы думаете, это рассказ или сказка?

-А что тут не сказочное?

-Да, ребята, это не рассказ и не сказка, а сказка – несказка.

-У Сладкова много таких произведений, которые называются  «сказка – несказка».  Сказки – несказки – это короткие занимательные природоведческие произведения, где автор показывает необычное в обычном.

Обратите внимание на выставку книг.  Какие произведения он ещё написал?

-Ребята, а вы бы хотели узнать о жизни писателя? Чем он занимался? Давайте послушаем Утеву Елену.

- А сейчас выполним задание творческого характера. Поэтому я вам предлагаю поработать сообща, в своей группе.

- Задание: собрать  пазл,  получившуюся картинку «оживить» при помощи слов из сказки-несказки.

Это сказка, потому что белочка говорит.

То, что ест белочка.

Рассматривают книги с выставки.

 

Рассказывает  об авторе заранее подготовленный ребёнок.

Сборка пазлов (разрезанные сюжетные  картинки). Озвучивание получившейся картинки словами текста(пересказ).

сказка – несказка.

Слайд 8

Слайд 9

Рефлексия учебной деятельности 

Подведение итога урока

Самооценка

-Ребята, нам пора возвращаться в класс. Но мы не можем просто так уйти, давайте посадим в лесу непростое дерево, а «Дерево успеха». У вас на парте лежат листочки разного цвета: зелёные листики- говорят о том, что у вас всё получилось; жёлтые – были проблемы; красные –у меня ничего не получилось.

   

-Сегодня на уроке мы познакомились с удивительным писателем Н. И. Сладковым.

- А вот что писал сам Николай Иванович: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы».

Оценивают свою деятельность на уроке.

Отвечают  на вопросы учителя.



Слайд 10

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, предметные картинки, выставка книг писателя, карточки с текстами для чтения по ролям, картинки с изображением деревьев, запись  голоса птиц, листики для этапа рефлексии.

Приложение 1

КАРТОЧКА 1

Коростель и Грач.

— Коростель, ты чего запоздал, из тёплых краёв так поздно прилетел?

— А я ждал, когда мой дом подрастёт.

— Как это — дом подрастёт?!

— Ты же на дереве, грая, живёшь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастёт.

КАРТОЧКА 2

Белка и Енот.

— Белка — неряха. Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

— Бестолковый ты, Енотик... У  меня  мочало не для мытья.

— А для чего?

—Для спанья. Загрязнился матрасик, я его и выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

КАРТОЧКА 3

Лягушонок и Ящерка.

— Здравствуй, Ящерка! Ты, почему без хвоста?

— У щенка в зубах остался.

     — Хи-хи. У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не .могла?!

— Здравствуй. Лягушонок! Где же твой хвостик?

— Отсох у меня хвостик...

—Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!

КАРТОЧКА 4

Крот и Заяц.

— И чего ты, Крот, после дождя ходишь, лапы в лужах мочишь?

— А когда же ходить?

— Когда земелька сухая. Тогда бегать хорошо, скакать ловко — одно удовольствие!

— Эх, торопыга... Разве я бегать да скакать выхожу? После дождя земляные черви на свет показываются. Чем их под землёй ловить, лучше по лужам пройтись... Лапы мокрые, зато обед сытный!

Интернет–источники:

  1. http://www.ornithologist.ru/children/st2.html - высказывание Н.Сладкова
  2. http://n-sladkov.ru/index.php - портрет Н.И.Сладкова
  3. http://www.openclass.ru/dig-resource/142818 - картинки птиц
  4. http://foto-zverey.ru/kunici.htm - куница
  5. http://picsfab.com/image/myish-gryizun-lesnaya-80974 - лесная мышь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к уроку литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей".

Дана презентация к уроку литературного чтения (2 класс, "Начальная школа XXI века") по теме "Русская народная сказка "Зимовье зверей"....

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...