Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Карасёва Маргарита Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта содержания начального образования, образовательной программы «Литературное чтение» МБОУ «Средняя школа  №7», учебного плана школы, требованиям к уровню подготовки обучающихся в 1 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.-chtenie.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта содержания начального образования, образовательной программы «Литературное чтение» МБОУ «Средняя школа  №7», учебного плана школы, требованиям к уровню подготовки обучающихся в 1 классе.

Цели:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов  многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать  осмысленный читательский  навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;

-  работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

- понимать  художественное  произведение  как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;

- осваивать  основные нравственно - этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая  навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 – м классе  является  формирование следующих умений:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе  является формирование  следующих умений.

Выпускник научится:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

Ученик  получит возможность научиться:

самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

видеть языковые средства, использованные автором.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

-объяснительно- иллюстративный;

-частично – поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

Способы и средства:

- технические средства;

-модели и таблицы;

- рисунки;

-дидактический материал.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

- контроль проверки правильности и осознанности чтения 2

- проверочные работы 5

Техника чтения

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Учебно – методическое обеспечение программы

1. Примерные  программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010

2. Учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца».), методические рекомендации для учителя, «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

3. Словари по русскому языку

4. Портреты поэтов и писателей

5. Иллюстративный материал

6. Дидактический материал к урокам

7. Электронные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1-м классе

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

План

Факт

1.

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

Знать приемы ориентирования в учебнике;

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

10.03

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть» (11 ч)

2.

Любимые игрушки.

 А. Л. Барто «Я выросла»,

Я. Аким «Мой конь»,  Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку».

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:, различать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение)

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;

определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; составление рассказов по опорным картинкам;

11.03

3.

Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».

12.03

4.

Игрушки для девочек и мальчиков. В. Берестов «Про машину», А. Барто

«Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито».

13.03

5.

Необычная Красная Шапочка. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту

17.03

6

Во что играют дети?  Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора», И. Демьянов «Скакалочка»)

Второй урок вежливости

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, учиться находить в тексте логически законченные части

18.03

7

Играть – это увлекательно! Е. Чарушин «Никита-охотник»

19.03

8

Игры в слова. Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…» Как нужно играть.

Третий урок вежливости

Работа со стихотворным текстом, лексическая работа, умение выразительно читать, находить ответы в тексте

20.03

9

Почему Незнайка не стал поэтом? Э. Успенский «Удивительное дело»,        Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, находить рифмы к словам, отвечать на вопросы

31.03

10

Как найти настоящих друзей? Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям

01.04

11

Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

02.04

Раздел 2. «Наш дом» (7 ч)

    12

Что можно увидеть в обычном дворе. Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Учиться формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану

Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;

регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе;

планировать учебное сотрудничество;

познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть;

03.04

13

О младших сестрёнках и братишках. В. Драгунский «Сестра моя Ксения»,

Учитьсясоставлять план, анализировать поступки героя, отвечать на вопросы по тексту

07.04

14

О детях и их родителях.  А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь»

Учиться выразительно читать стихотворный текст, формулировать своё отношение к прочитанному

08.04

15

Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвёртый урок вежлвости. Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова

09.04

16

Дружат взрослые и дети. М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок)

Уметь читать и работать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам

10.04

17

Чему учат глупые истории? Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история»

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

14.04

18

Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2.

Проверочная работа № 2

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

15.04

Раздел 3. «Ребятам о зверятах» (10 ч)

19

Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука».  Разные азбуки

Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение

Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение;

познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок;

выразительно читать стихи;

16.04

20

Так какой же он – медведь? М. Пришвин «Медведь»

Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста

17.04

21

Весёлые и грустные стихи о животных. Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...»)

Пятый урок вежливости

Учитьсясоставлять характеристику героя

21.04

22

Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны»

Проделки любимого щенка. С. Михалков «Щенок»

Уметь выразительно читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

22.04

23

Отношения человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»

Учиться делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать

23.04

24

«Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры»

Учиться анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам

24.04

25

Настоящие друзья живой природы. М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок)

28.04

26

Стихи о кошках и котятах. Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова

«Котята»

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

29.04

27

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».

Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных»

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

30.04

28

Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3

Уметь анализировать прочитанное, вести диалог по прочитанным произведениям, использовать знания в жизни

01.05

Раздел 4. «Маленькие открытия» (12 ч)

    29

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте;

регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); работать по предложенному плану; соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;

коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему;

составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения.

05.05

30

Волшебная осень. В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень»

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

06.05

31

Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать

07.05

32

Звуки и краски зимы. Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина

«Метель», И. Токмакова «Медведь»

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы

08.05

33

Загадки зимы. Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

Уметь озаглавливать части текста; определять наиболее удачные иллюстрации и объяснять свой выбор

12.05

34

Как нарисовать словами весну. Н. Сладков «Шапки долой!»,                                   И. Токмакова «Весна»

Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; учиться объяснять непонятные слова, искать толкование в словаре

13.05

35

Недолгая красота весны. Н. Сладков «Бегство цветов»

14.05

36

Поэтические зарисовки. В. Лапин «Утро», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку...»

15.05

37

Удивительные цветы. К. Паустовский «Приточная трава»

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации

19.05

38

Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)

Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа

20.05

39

Тайны леса. А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

Уметь создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; учиться выборочному чтению

21.05

40

«Эту чудную картину я увидел из окна...» Ю. Мориц «Что над чем» Проверочная работа № 4

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему, строить монологическое высказывание, учиться находить в тексте ответы на вопросы

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...