приёмы быстрочтения
учебно-методический материал по чтению на тему

Представляю вашему вниманию приёмы для улучшения качества чтения и увеличения скорости чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_bystrochteniya.docx73.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ

ПОЛНОЦЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ (ПАМЯТКА)

Содержание

Введение              

                                                                                                                       

I. Приёмы для  развития полноценного навыка чтения                                                                                    

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Другие виды работ при чтении для увеличения скорости чтения.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения.

Виды работы над выразительностью чтения.

II. Памятки для учащихся и их родителей

Список литературы

Введение

Всё, чего я достиг в жизни,

стало возможным,

благодаря книге.

Ричард Бах

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В научно-методической литературе Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербаков, В.Г.Горецкий и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных в минуту. Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками прочитанного текста. Выразительность чтения формируется только в процессе анализа текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Скорость чтения зависит от способа, которым читает ребенок. Поэтому происходит так, что ребенок владеет синтетическим способом чтения, то есть читает целыми словами, но всё равно читает медленно.

        

Причины медленного чтения:

  1. природный темп деятельности;
  2. регрессии;
  3. отсутствие антиципации;
  4. артикуляция;
  5. малое поле зрения;
  6. уровень организации внимания;
  1. Природный темп деятельности (врожденное свойство) – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, который выполняет человек за единицу времени. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым  темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты перестановки и пропуски. Если ребенок оказался медлительный, не расстраивайтесь, ведь, используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения. Включайте их в занятия с ребёнком, используйте их, когда ребенок выполняет домашнее задание по чтению прямо на заданном тексте. Выделив для этого 15-20 минут.

  1. Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст, как легкий, так и трудный. Определить, есть ли регрессии у ребенка можно с помощью наблюдений. Для преодоления регрессий необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтение с окошечком».

  1. Антиципация.

Возможно вы замечали при чтении, что многие слова, которые вы читаете не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прём, используемый для дальнейшего осмысления текста называется антиципацией или предвосхищением, по-другому, смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей использует этот прием. В то же  время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для развития антиципации можно использовать упражнения с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропускать целые слова. Упражнение «Решетка». Работа над развитием антиципации очень тесно связана с развитием речи. Это обусловлено тем, что и в том и в другом случае идет работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное.

  1. Артикуляция. Недостаточная артикуляция, подвижность речевого аппарата (артикуляционный аппарат не дает в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Особенно трудно детям, у которых смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласовано работают при произношении  звуков, при переключении с одного звука на другой. Именно у этих детей разрыв между скоростью про себя и вслух особенно велик. Однако, и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше. Поэтому, чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения предложите ребенка прочитать два текста примерно одинакового уровня сложности. Один – про себя, другой – вслух. В обоих случаях дайте ему 30 секунд времени и подсчитайте количество прочитанных слов. если разделить на 3 количество слов, прочитанных про себя, то вслух он успеет прочитать только 2/3 части. Меньшее количество слов свидетельствует о том, что подвижность артикуляционного аппарата недостаточна для быстрого чтения вслух. Для работой над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом, чистоговорки, скороговорки, отработка артикуляции отдельных букв, слогов, слов.

  1. Малое поле зрения. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Разница между человеком быстрочитающим и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Поэтому, для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строчке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию и не допускать регрессию. Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля чтения, с которым происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специального обучения. Но прежде, несложный психологический тест для определения оперативного поля зрения, который называется «Числовая пирамида»

                                                7                           9

                                             1                                  2

                                           5                                         4

                                      8                                                  6

положите лист с числовой пирамидкой перед ребенком и скажите: «Посмотри внимательно в центр первой строки, а теперь, не отводя взгляда от центра, скажи, какие цифры находятся слева и справа от центра. Смотри прямо в центр. Взгляд переводить вправо или влево нельзя. Остановитесь на той строчке, на которой ребенок затрудняется назвать числа, находящиеся слева и справа. Предыдущая строка, с которой он справился  поможет вам определить размер его оперативного поля зрения. Измерьте расстояние от центра до числа. Если на этом расстоянии можно поместить меньше 6 знаков (букв, цифр), то размер оперативного поля зрения недостаточен, за одну остановку ребенок воспринимает только часть  рядом стоящего слова, при чтении взор должен неоднократно останавливаться на строке. Необходима работа над увеличением оперативного поля зрения. Если на этом расстоянии помещается 6-8 букв, то размер оперативного поля достаточный. Если от 10 и выше, то размер оперативного поля зрения больше, чем достаточный для обеспечения высокого темпа чтения. Важны упражнения на развитие периферического зрения. «Треугольники буквенные, с цифрами»

6.         Уровень организации внимания.

Роль внимания и памяти при чтении так же велика, как и  в других видах деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность и результативность выполненной работы. В свою очередь это умения предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьник рассеивается, как только материал стал скучным эмоционально непривлекаемым. Поэтому в своей работе я использую различные приемы и упражнения для привлечения внимания и развития умения сосредотачиваться. Определить объем внимание и концентрацию поможет тест «Корректурная проба» - догони и поймай букву. Одну обводят, другую – зачеркивают. Использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом. На выполнение задания даётся 5 минут. Если за это время ребенок просмотрел 400 и больше знаков, допустив 5  ошибок и менее, то объем его внимания и концентрации в пределах нормы.

I. Приёмы развития полноценного навыка чтения

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата

1. Дыхательные упражнения

* Вдох через нос, выдох через рот.

* Вдох – задержка дыхания – выдох.

* Вдох  - выдох порциями.

* Вдох – задуваем свечку.

* Вдох – задуваем 1000 свечей.

* Вдох – считаем: у ежа ежата  1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….

* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании

АОУЭЫЯЕЕЮИ

- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);

- с любым согласным звуком;

* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании

ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР

- с любой буквой гласных;

- с ударением на заданный слог.

* Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.

* Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.

а) подряд и выборочно

И Э О А У Ы

Б) в различных сочетаниях

И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы

Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.

3. Упражнения в чтении букв парами:

Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И

Чтение слов с ними:

Э-Е  эхо, поэт, орехи, ветер

А-Я аист, армия, яма

О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз

4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:

     мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.

  • Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

5. Упражнения в чтении согласных парами.

Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.

6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:

РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ

7. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

8. Скороговорки с движениями рук

                                         

      текст скороговорки

движения рук

Мимо маленькой Марины     Пробежал медведь с малиной.                                      

Пальцы рук поочередно сжимать,  разжимать.

В такси таксе тесно    

Пальцы рук переплетены в замок, руки возле груди.                                                                                                             Поочередно то вытягивая руки перед   собой  со сцепленными                                                                                       пальцами, то подносить  к груди.                                                                                        

От топота копыт  

Пыль по полю летит     

Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу                                                                        

Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.                                                                                                                                                                                            

Два щенка    

Щека к щеке

Щиплют щепку в уголке.                                                            

Руки сжаты в кулачки.                          

Кулачки друг об дружку.

Пальцы рук щиплют друг друга.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.      

Одна рука – вертикально-дуб,                                                   вторая – клювик по дубу, как дятел. Меняем положения рук.                      

До города дорога в гору

От города с горы.                      

Руки показывают движения вверх, как в гору.

То же, но только с горы.    

Очень много ножек у сороконожек.

Подушечками пальцев по столу,                                                                       как ножки у сороконожки.

Проворонила ворона воронёнка.

Пальцы переплетены и прижаты,                                                              спрямляем, сжимаем.

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка.    

Руки на столе пальцы переплетены и выгнуты горкой.

В том же положении – на ребро. Ладони ложатся на стол тыльной стороной  вниз.         

9. Произнесение скороговорок 

Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Можно переставлять логические ударения. Возможно, при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.

Упражнения для работы со скороговоркой

  1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
  2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
  5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
  6.  Соревнование с помощью секундомера.
  7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.

Скороговорки

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.
  2. Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
  3. Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
  4. Проворонила ворона воронёнка.
  5. Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  1. Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
  2. По бревну бобры бредут.
  3. Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  1. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

     Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

     Била бой.

  1. В огороде огорошены –

            Растерял горох горошины.

            Огород не огорожен –

             Не разыщите горошин.

  1. Как на пишущей машинке

      Две хорошенькие свинки:

       Туки – туки – туки – тук!

 Туки – туки – туки – тук!

 И посту-кивают, и похрю-кивают:

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  1. Добры бобры до бобрят.
  2. Бабуся – мамина мама,

      Бабуся – папина мама,

       Дедуся – мамин папа,

       Дедуся – папин папа.

  1. Водовоз вёз воду из водопровода.
  2. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
  3. Ах, ты, эхо, эхо, эхо!

       Говорить с тобой – потеха.

  1. Болтунья болтала, болтала да заболталась.
  2. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  3. Летели лебеди с лебедятами.
  4. Купила бабуся бусы Марусе.
  5. До города дорога в гору, от города – с горы.
  6. На иве галка, на берегу – галька.
  7. У ёлки иголки колки.
  8. Сеня вёз воз сена.
  9. Хорош пирожок – внутри творожок.
  10. Купи кипу пик.
  11. Пилип к липе прилип, к липе прилип Пилип.
  12. Не руби дрова на траве двора.
  13. Ткал ткач ткань.
  14. Поклюйте, куры, крупки возле ступки!
  15. В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.
  16. В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.
  17. Волк-волчок овцу уволок. Овца волку - вилы в бок.
  18. Пёк подле копны картошку Прокоп.
  19. Кричал Архип, охрип Архип.

      Не надо Архипу кричать до хрипу.

  1. Ловко поле полонили – перепёлок половили.
  2. Влас у нас, Палас у вас.
  3. Шесть мышат в камыше шуршат.
  4. На возу лоза, у воза коза.
  5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  6. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
  7. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  8. У Кондрата куртка коротковата.
  9. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  10. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  11. Около кола колокола и на колах колокола.
  12. Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
  13. Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару – карандаш.
  14. Еле-еле Елизар едет-едет на базар.

      А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

     50)  Варвара рвала боярышник у рва.

     51)  Сильный Василий несёт корзину со сливами.

     52)  Алла на аллее в алом платье алеет.

     53)  Яков Якову наговорил всякого про яков.

     54)  Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат.

     55)  Крышу крашу красной гуашью.

     56)  Уж и жаба шли на пляж,

             Жук нёс жабе саквояж.

  1. Орнитолог Петров

             Перекормил перловкою перепелов.

  1. За межою жнец и жница

             Жали ржицу и пшеницу.

  1. Было жарко. Жук жужжал.

            Жеребёнок рыжий ржал.

  1. Там в низине бузина.

             Под бузиною Зина.

             А у Зины бузины целая корзина!

             Так корзина тяжела с бузиной у Зины,

             Что не вылезет никак Зина из низины!

  1. Петрушка подружке петрушки принёс.

              Подружка Петрушки наморщила нос:

              Никак не ждала от Петрушки

              Подружка подобной петрушки.

  1. Добыл бобов бобыль.
  2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
  3. Шакал шагал, шакал скакал.
  4. На меду медовик, а мне не до медовика.
  5. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  6. Сидел тетерев на дереве,

         а тетёрка с тетеревятами на ветке.

  1. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  4. Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

         Полили лилию, видели Лидию.

  1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  2. У осы не усы, не усищи, а усики.
  3. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  4. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  6. Жутко жуку жить на суку.
  7. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  8. Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей. А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  9. Свиристель свиристит свирелью.
  10. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

         В грозу от груза арбузов развалился кузов.

  1. Сачок зацепился за сучок.
  2. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  3. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  4. Из-под Костромы, из-под Костромщины

          шли четыре мужчины.

  1. Не жалела мама мыла.

         Мама Милу мылом мыла.

         Мила мыло не любила,

         мыло Мила уронила.

  1. Во мраке раки шумят в драке.
  2. Не по траве, а около катилось «О» и охало.

         «О» охало, «О» окало… не по  траве, а около…

  1. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
  2. Маланья болтунья молоко болтала,

         выбалтывала, да не выболтала.

  1. Наш Полкан из Байкала лакал.

         Полкан лакал, но не мелел Байкал.

  1. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  2. Потолки белил бы Билли, если бы белила были.
  3. Рома смотрит на ворону: ворона ходит по перрону.
  4. Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.
  5. Петр Петрович Петров везёт в метро ведро осетров.
  6. Трубачи в трубы трубят в клубе.
  7. Шёл Егорка по пригорку

              И учил скороговорку.

             Он учил скороговорку

              Про Егорку и про горку.

  1. За жужелицей уж бежал,

             А жук от ужаса дрожал.

  1. Оля болтала об Алле, а Алла – о бале.
  2. Марфа – артистка, Марта – арфистка.
  3. Зерно кукурузы на грузовики грузим
  4. Села оса на ось колеса.
  5. У тетёрки потеря – тетерев тетеревят потерял! Тараторит тетёрка тетереву про потерю: - Ты, тетерев, растяпа! Ты, тетерев, тетеря!
  6. Мимо гуся пробегусь, я того гуся боюсь!
  7. Дождик рощу полощет,

             А роща на дождик ропщет

    107) Едет Римма мимо Рима.

               Видит Римма  в Риме мима.

    108)Казак верёвку связал,

    К вязу козла привязал.

    109) Петух – пастух пасёт пеструх!

    110) Деревня за бором, как за забором!

Задание:

Пример: будем маршировать, произнося текст четко выговаривая звук Р:

Бей в барабан, бей в барабан!

Громче бей в барабан! Тра-та-та!

(дети имитируют  игру на барабане)

10. Четкое чтение абзаца, строфы.

11. Чтение в темпе скороговорки

 Предложение читается  сначала медленно, затем темп убыстряется. Слова необходимо произносить четко и понятно.

12. Упражнение в литературном произношении слов.

ЩА-ЩЕ  ручища-тараканище

ОГО-ЕГО синего-каждого

Эта работа проводится в разных возрастных группах.

Старшие получают план работы, на котором получают задания и порядок их выполнения. Они сами показывают образец их выполнения.

        Необходима систематическая тренировка речевого аппарата, выработке хорошей дикции и грамотного литературного произношения.

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям.

Выработка правильности чтения, воспитание внимания к зрительному образу слова, совершенствование способа и темпа чтения вслух и про себя.

1. Читай плавно.

Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.

2. Кто самый внимательный.

Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети  быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах. В упражнение включаются следующие пары слов.

а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:

косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;

б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

вслух-глух, слух;

город-голод, горох, грохот;

вьют-вьюн, вьюга, бьют;

в) слова с твердым и мягким согласным:

ест-есть;

галка-галька;

полка-полька.

г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:

развел-развесил,

прогибать-пробегают, (для слабочитающих)

д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:

салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка

Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске.

е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.

ВОДА, ВОДНЫЙ,                             чистила зубы – чистое платье

БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ,                          у крутого берега – морского дна.

РОДИНА, РОДНОЙ.

3. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)

ЦВ_Т_К            Л_НД_Ш                Б_Р_З_                 К_Р_Г_Ч

4. Лесенки слов                                ЕЛ                            Б_

                                                           МЕЛ                         Б_ _

                                                           ОБЕД                       Б_ _ _

                                                           ВЕСЕЛ                    Б_ _ _ _

5. Слова в слове

Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

6. Превращение слов    

М

З                

Л                 АЙКА

Ш

7. Анаграммы

АЧТПО  (почта)

АИДРО  (радио)

ФАГРЕЛТЕ  (телеграф) и т. д.

8. Чтение трудных слов

 ра – тра – стра -  страна

 во – тво – ство – детство

 ра – тра – стра – страница

9. «Бегущая строка»

Карточки с хорошо читаемым текстом. 1 класс – из 1 – 2 слога, 2 класс – 3-4 слогов, 3 класс – 2-3 слова, 4 класс – предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений.

Сначала – 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием – как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При выполнении следует учитывать особенности слоабочитающих детей и быстро.

10. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или фразеологизм.

11. Восстановление всевозможных слов

12. Угадай

По первому слогу угадать слово, предложение с пропуском слогов, слов.

13. Занимательные упражнения.

Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Почему появились ошибки?

Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.

14. Чтение с заданиями.

 - посчитать сколько раз встречается заданная орфограмма;

- определенная буква (Ц, О, М)

- определенное слово;

- подчеркнуть букву, слог ( на, ан и т.д.)

- посчитать сколько встречается односложных слов, двусложных (2 слога)слов;

- найти самое длинное, короткое слово.

Упражнения, формирующие и развивающие

осознанность чтения.

1. Чтение текста  с пропущенными словами.

Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.

2. Игра в прятки.

Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.

3. Мнимое слово.

В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.

4. Фотоглаз

Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.

5. Финиш

Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.

Упражнения, развивающие

оперативное поле чтения и память.

        Развитие поля и способа чтения. Его необходимо выполнять в оптимальном темпе  с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.

1. Упражнения начинаются с предъявления очень простых слов:

ус, крот, друг, вдруг, хруст;

а) чтение односложных слов: уж, глаз, брат, съезд, взять;

б) чтение двусложных и трехсложных слов: зима, доктор, валенки, поле, спинка, деревья;

в) чтение однокоренных слов.

Эти группы слов можно включать в урок только лишь после того, как поле чтения детей будет не менее 5-7 букв: бег-бегать-бегство; море-моряк-морской.

г) чтение слов синонимов с ограничением времени восприятия:

ключ-родник;

воин-солдат-боец;

зябнуть-стынуть-мерзнуть.

д) чтение употребительных словосочетаний с предлогом и без предлога, с тем, чтобы в текстах они узнавались сразу: дед да баба, весна-красна, заяц беляк, жили-были.

2. Тренировочные  упражнения по скорописи и зрительные диктанты.

кол-во букв  

Время

( сек. )

Набор №1 «Обозначение звука  [ й'] »  

1. Скоро май.

2. Юля читает.                                                                  

3. Маяк светит.  

4. Ночью мы спим.

5. Крылья птицы.      

6. Братья дружны.                                                                                                                    

8

9

10

11

11

12

4

4

5

5

5

6

Набор №2 «Большая буква в именах собственных»

1. Котенок Пушок.    

2. Алматы и Астана.

3. У Юры коза Машка.    

4. Юля и Яна ученицы.  

5. Том и Тим ученики.    

6. Иртыш и Ульба реки.                                                                                                                                                

12

13

13

14

14

15

6

6

6

7

7

8

Набор № 3 «Орфограммы сильных позиций»

1. Малыши идут в рощу.    

2. Весело бегут ручьи.    

3. Дети ищут грибочки.    

4. Храбрые мыши пищат.  

5. У девочки была ручка.

6. Чайки и стрижи птицы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

15

16

16

16

17

17

8

8

8

8

8

8

Набор № 4. «Разделительный Ь, ЦЫ-ЦИ, ЧК, большая буква»

1. Илья и Дарья пьют чай.

2. Птички для нас друзья.  

3. Цыплята Цып и Цыпочка.

4. На арене в цирке циркач.  

5. Наша страна Казахстан.  

6. Город  Усть-Каменогорск.

                                                                                                                                                                     

17

18

18

19

19

20

8

7

7

7

7

7

Набор № 5.Разделительный Ь

1. У Татьяны добрые друзья.  

2. Тетя Марья  варит  варенье.

3. Дарья шьет куклам платья.

4. Ночью разыгралась вьюга.  

5. Наталья и Софья любят петь.

6. Грачи вьют  прочные гнезда.

                                                                                                                                                                                         

20

21

21

21

22

22

6

6

6

6

6

6

Набор № 6    Все орфограммы

1. В речках Африки живет сомик.

2. Может  плавать вверх животом.  

3. Разные бывают птичьи домики.

4. Самый красивый дом у пеночки.

5. Она вьет его на ветках березы.

6. Часто любит украшать бумагой.                                                                                                                                                              

23

24

24

24

24

25

5

5

5

5

5

5

                                                                                                                                                                                                                                                                                  3. Пирамидка

Чтение: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строчке и строчки, 3 слова в столбике и в строчке, добавить предложение (пословице или устойчивое выражение) – для 3 класса, до 8 слов в столбце, предложение и небольшой абзац – для 4 класса.

Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее за ним,

Постарайся понять прочитанное слово.

Используй разный темп чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро.

Другие виды работ при чтении

для увеличения скорости чтения

1. Многократное чтение

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую.

3. Буксир

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме.

4. Чтение под стук.

5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее)

6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно – быстро – медленно.

7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали.

8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

9. Громко – тихо.

10. «Дежурная буква» – психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными.

11. Работа по таблицам скорочтения.

12. «Тихо!»- прикладывают палец, что позволяет предупредить активное проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения.

 

13. По таблице слов с ориентирами

(слова, которые часто употребляются, словарные слова)

Учитель называет координаты, дети отыскивают и наоборот.  

        

Бочка

Блин

Враг

Горб

Дом

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

        Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

  1.  Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
  2.  Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
  3.  Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками «про себя».
  4.  Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
  5.  Чтение, деление на части. Составление плана.
  6.  Чтение по готовому плану.
  7.  Чтение, после чтения – пересказ.        
  8.  Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
  9.  Чтение с сокращением  текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
  10. Чтение цепочкой по предложению.
  11. Чтение цепочкой по абзацу.
  12. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

13.  Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

  1. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  2. Чтение, ответы на вопросы.
  3. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
  4. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  5. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  6. Чтение до указанного слова или до указанной информации.
  7. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать  с нормой 50-55 слов в минуту.)

Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  1. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
  2. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
  3. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
  4. Чтение, составление сценария к диафильму.
  5. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  6. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  7. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
  8. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  9. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  10. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  11. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)
  12. Чтение по ролям.
  13. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  14. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
  15. «Живая картинка» - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.
  16. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

  1.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  2.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.
  3. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)
  4. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  5. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  6. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.
  7. Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.
  8. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  9. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме   __________чн_________,_______жи______  и т.д.
  12. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
  13. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  14. Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.
  15. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол
  16. Чтение, пометка непонятных слов.
  17. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)
  18. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  19. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)
  20. Чтение слов, к которым даны сноски.
  21. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
  22. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень, Зима» и т.д.
  23. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

60.  Тетради по чтению для творческих заданий.    

61. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

62. Творческие задания на карточках.

Для слабых учеников:

  1. Чтение с проговариванием слогов.
  2. Шепотом.
  3. Выделять посильные для себя части текста.
  4. Хоровое чтение.
  5. Групповое чтение.
  6. Выборочное чтение.
  7. Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

  1. Отстукивание темпа.
  2. Скандирующее чтение.

Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро  и т.д.
  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете  и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку
  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.
  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения «играет» слово, как при помощи  звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

Задание №1
1. Прочитай стихотворение.
2. Подумай, какие чувства автора в нем выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
4. Подумай, какие картины можно нарисовать этому стихотворению.
5. Приготовься к выразительному чтению.

Задание №2
1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
2. Попытайся представить прочитанное.
3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударение.

Тексты стихотворений для развития выразительности речи.


Точки зрения

Людмила Фадеева

С точки зрения Кота

Сын Котёнок – красота!

Шубка расписная!

Мордочка смешная!

Прямо на макушке

Мяконькие ушки!

С точки зрения Лягушки

Для чего ребёнку ушки?

Шубка расписная?

Мордочка смешная?

То ли дело лягушонок!

Большеротый Квакушонок!

На спине пупырки!

Глазки на затылке!

Улыбаются, глядят

На своих они ребят!

Все чужие точки зрения

Вызывают в них презрение.

Щенок

Вадим Левин

Гулял по улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель, и в солнцепёк,

И под дождём гулял и мок,

И, если даже шёл снежок,

гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и сырость,

Гулял, гулял, гулял

И – вырос.

                     ***

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Кар-рандаш! Картину! Пробку!

И картонную коробку!»

Чемпион

Владимир Степанов

Мне крутой не страшен склон –

Я по лыжам чемпион.

Я спортсмен отважный.

Это знает каждый.

Что ты смотришь так, ворона?

Не догонишь чемпиона!

Хочешь, вместе до реки

Полетим вперегонки.

Качели

Лев Квитко

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Я лечу, лечу, как пух!

А навстречу мне лесок,

И неба тёплого кусок,

И в речке синяя вода!

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  да!

Речки светлая струя

Изогнулась, как змея.

Вьётся так и вьётся сяк,

И вползает в березняк.

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Аж захватывает дух!

Вот сбежалась детвора:

- Ты качался – нам пора!

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Прямо к облаку несись!

Город сдвинулся вдали,

Оторвался от земли…

Ой-да! Ой-да!  Ой-да!..

Ой! Стой!

Мыльные пузыри

Э.Фарджен

Осторожно – пузыри…

− Ой, какие!

− Ой, смотри!

− Раздуваются!

− Блестят!

− Отрываются!

− Летят!

− Мой – со сливу!

− Мой – с орех!

− Мой не лопнул дольше всех!

Чайник

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд.                                      

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами  почайпить хочу!

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – то  же.

Для этого личика –

 два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

* * *

А.Шибаев

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько ты слышишь? –

Закрапал, закрапал,

закрапал по крыше…

Наверно, сейчас барабанить он станет..

Уже барабанит!

Уже барабанит!

* * *

В.Суслов

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой!

− Что мне волны! Самый полный! –

Не сдаётся рулевой.

− Я на Волгу поплыву!

По каналу – и в Москву!

Только ливень всё сильнее.

Только капли всё крупнее.

Хвастунишку не жалея,

Бьют сильнее и сильнее!..

Лягушонок в лужу – плюх!

И на землю, под лопух.

* * *

В.Суслов

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит,

Шёпот  Шороху шуршит:

− Ты куда?

− К тебе лечу.

Дай на ушко пошечу:

− Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

− Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!..

* * *

-Зайка, заинька – дружок!

Посиди со мной часок.

- Ни минуты не могу

В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошки приглашал.

Ф. Бобышеа

* * *

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

- Эй, не зевайте,

Зайку догоняйте!

*  *  *

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает

-Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, -

Сказал он строго, -

Чтоб полосок было много!

Г.Виеру

* * *

Подарил мне папа льва!

Ох, и  струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался!

II. Памятки для учащихся и их родителей

Рекомендации для родителей  по развитию читательского интереса у детей.

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
  6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  8. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрирую книжные реликвии своей семьи.
  12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

        Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ:

1. Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).

2. Чтение перед сном родителями и самостоятельно.

Нахождение предложения по данному началу или по концу.

3. Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).

Памятка для родителей
1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

Памятки для учеников

Памятка № 1. Правила  чтения для учащихся.

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.
  2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.
  4. Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.
  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.
  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10. Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2. Учусь выразительно читать.

1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.

2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.

3. Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.

4. Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.

5. Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу  СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса – логическим ударением.

6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.

7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.

             Памятка №3. Учись правильно работать с книгой.
I. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
II. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится не два этапа:
1) прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
2) разбери произведение; а) определи основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания в их смысловое значение;
в) чтение повтори.
III. Умей установить последовательность действий в рассказе.
IV. Внеклассное чтение: в) умей записать данные о книге с титульного листа; б) веди дневник прочитанных книг; в) пользуйся рекомендательным списком учителя.

Список литературы:

  1. Госстандарт Образования РК
  2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 414с.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
  4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
  5. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
  6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
  7. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
  8. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
  9. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
  10. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
  11. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.
  12. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. – М., 1965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём и оформление родительских пожертвований

Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...

Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...