ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по чтению (1 класс) на тему
Нарушение чтения (дислексия)- это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нарушение чтения (дислексия)- это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. С 2011 года по 2014 год мною было обследовано 670 учащихся младшего школьного возраста со стойкой неуспеваемостью. У 520 человек (77,6%) причиной неуспешности в обучении является низкий уровень сформированности навыка чтения. Приведу подробную характеристику нарушений чтения, которые я наблюдала в ходе обследования сформированности техники чтения у детей, пришедших ко мне на консультацию. Обследовалась группа детей младшего школьного возраста в составе 30 человек (учащиеся 1-2 классов). Использовалась педагогическая диагностика, разработанная аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция» г.Москва.
Диагностические данные по обследованию технической и смысловой стороны чтения
№ | Компоненты чтения | Кол-во чел. | % | |
Техническая сторона чтения | ||||
1 | Знание букв | 30 | 100 | |
2 | Правильное слияние (чтение прямых и обратных слогов) | 2 | 6,6 | |
3 | Побуквенное чтение слога с последующим слиянием | 1 | 3,3 | |
4 | Послоговое чтение | 8 | 26,6 | |
5 | Послоговое чтение + целым словом | 12 | 40 | |
6 | Чтение целыми словами + послоговое | 4 | 13,3 | |
7 | Синтетический способ чтения | 3 | 10 | |
8 | Темп чтения: | |||
- медленный | 11 | 36,7 | ||
- средний | 16 | 53,3 | ||
- быстрый | 3 | 10 | ||
9 | Правильность чтения | 7 | 23,3 | |
Смысловая сторона чтения | ||||
1 | Выразительность чтения | 3 | 10 | |
2 | Понимание смысла прочитанного | 16 | 53,3 |
Диагностические данные по обследованию правильности чтения
№ | Типичные ошибки чтения | Кол-во чел. | % | |
1 | Замена гласных звуков | 10 | 33,3 | |
2 | Замена согласных звуков | 12 | 40 | |
3 | Пропуск гласных звуков | 3 | 10 | |
4 | Пропуск согласных звуков | 9 | 30 | |
5 | Перестановка звуков | 16 | 53,3 | |
6 | Вставка гласных между согласными при их стечении | 11 | 36,7 | |
7 | Пропуск согласных при их стечении | 4 | 13,3 | |
8 | Перестановки слогов | 5 | 16,6 | |
9 | Замены слов другими словами (чтение «по догадке») | 21 | 70 | |
10 | Ошибки в окончаниях слов | 14 | 46,7 | |
11 | Чтение многосложных слов (3 и более слогов) | 20 | 66,7 | |
12 | Слова со стечением согласных | 12 | 40 | |
13 | «Двойное чтение» (про себя, шепотом, а затем вслух) | 19 | 63,3 | |
14 | Регрессии (повторное чтение уже прочитанного текста) | 17 | 56,7 |
В результате обследования навыка сформированности техники чтения можно сделать вывод, что темп чтения, выразительность и осмысление прочитанного зависят от способа чтения. Чем не совершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. Из-за низкой скорости, ошибок, которые допускает ребенок в процессе чтения, страдает целостное восприятие и осмысление прочитанного текста. Проанализировав часто встречающиеся ошибки, можно выделить типичные и постараться определить причину их возникновения.
- Из-за нетвердого знания букв, дети допускают замену букв, имеющих одинаковые элементы: вместо П читают Т или Н, Т – Г, Ш – Щ, Э – О, Х – К и др.
- Из-за слабого различения звучания некоторых близких по произношению звуков допускают замены по звонкости и глухости согласных: Т –Д, К – Г, Б – П, Ж – З, Ш – С и т.д.
- В результате низкого самоконтроля, нарушения внимания, из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв, дети допускают ошибки в виде пропусков, перестановок звуков (кот – кто, он – но, лампа – лапа и др.), слогов (лапа – пала).
- При чтении словосочетаний многочисленны ошибки в окончаниях слов. Они возникают из-за трудностей, связанных с осмыслением лексической связи между словами, которая осуществляется через окончания слов (молодая картошку, с душистый укроп, смеялись девочка ).
- Причины «двойного» чтения (сначала про себя или шепотом, а затем вслух), чтения «по догадке» (замены слов: картошка – карточка, посадила – поставила) кроются в том, что к ребенку родители, а часто и учитель в классе, предъявляют требование читать целым словом, а он еще не готов к этому из-за медленного темпа. Чтобы выполнить это требование, ребенок начинает читать «двойным» способом, замедляя темп, или, наоборот, убыстряя темп, называет слово «по догадке».
- Тормозят, мешают ребенку совершенствовать способ чтения, а значит и увеличивать скорость чтения, наличие в слове 3-х слогов, наличие стечения согласных (СССГ – вдруг, страх, ССССГ - взгляд, всплеск, встреча), недостаточно полное понимание значения слов, из-за отсутствия этого слова в активном слове школьника. Эти трудности являются причиной возникновения недостатка чтения – регрессии. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Эти особенности чтения я наблюдала у детей, имеющих нормальный слух, зрение, сохранный интеллект. У детей с трудностями обучения чтению наряду с указанными особенностями чтения я выделила и недостаточную сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- недостаточная подвижность речедвигательного аппарата (нечеткая, неряшливая артикуляция);
- снижение внимания и памяти;
Различны происхождения трудностей, их причины, а также проявление и характер. Спонтанно, без помощи взрослых ребенку трудно справиться с помехами, тормозящими формирование навыка чтения.
Учителю и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка чтения. Учитель обязан установить причину возникновения трудностей. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная целенаправленная помощь учителя и родителей необходимы для оказания реальной помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении чтению; снятия психического и физического напряжения; повышения самооценки, уверенности в своих силах. Для преодоления трудностей обучения чтению требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс педагогических мероприятий. Большое значение приобретает четкая организация, содержание, личностно-ориентированный подход в коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по преодолению фонетических ,фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по преодолению фонетических, фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы: Реализ...
Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.
В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции....

Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста.
На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усв...

Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста
Профилактикой нарушения речи должны заниматься еще в дошкольных образовательных учреждениях, особенно с детьми с речевыми нарушениями. Осуществляя работу по различным направлениям: развитие словаря. з...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
В настоящее время отмечается значительное увеличение количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой п...

Особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста
Механическая дислалия. Актуальность проблемы. Исследовательская работа....