Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» 2 класс УМК "Школа 21 века".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мальцева Валентина Михайловна

Технологическая карта урока, презентация, приложение (задания для групп)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения.

                                                                                   2 класс. Рассказы о животных. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»

Учитель:

Мальцева В.М.

Класс

2

Предмет:

Литературное чтение

Авторы учебника:

Л. А.Ефросинина  (Начальная школа XXI века)

Тема урока.

Рассказы о животных. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель:

- формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Снежок порхает, кружится…».

- создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие  интереса  к чтению и расширение читательского кругозора;  прививать любовь к природе; создание условия для развития способностей к

конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, обогащение словарного запаса  детей.

Задачи:

      1.  Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь     учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: понимать отличия научно-познавательной литературы.

Регулятивные: уметь пользовать справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации ; выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем,

   Предметные:

1.Формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2. Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3. Формирование первоначальных этических представлений; формирование потребности в систематическом чтении;

4. Развитие творческих способностей.

Оборудование

  •  Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»,  презентация
  • Карточки для работы в парах, группах.
  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Орг. момент.

Вхождение в урок

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие. Настрой на урок.

 Сегодня урок необычный у нас.

 Готов к нему, вижу, каждый из вас.  

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Я рада видеть каждого из  вас!

И пусть прохладою  зима к нам в окна  дышит,

Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс

Друг  друга любит, чувствует и  слышит.

Я вижу, что все готовы к уроку. Приятно видеть ваши улыбки, хороший настрой на работу.

Сегодня мы работаем в группах. Выберите в каждой группе руководителя, который будет координировать вашу работу.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Вспоминают правила работы в группах.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Какие жанры описывают зиму? Назвать фамилии писателей, которые пишут о природе.

Вспомнить произведения. Выполнить задание в карточке.

Работа в группах (см. задание 1 в приложении )

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Постановка проблемы

Обсуждение затруднений («А звучит ли снег?»), проговаривание темы и цели урока.

А звучит ли снег?

        Покрывая всю землю с утра,

             Хлопья снежные падают с неба

             Сочинила зима сама

             Еле слышную музыку снега

Что представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка? (сообщение о композиторе)

1.Кого можно встретить в зимнем лесу?

А можно ли встретить орнитолога, натуралиста?

2. Загадка о белке.

(выявление знаний о белке)

Описать внешний вид белочки.

Работа в группах: прочитать текст, заполнить таблицу в карточке

3. Просмотр видеоролика о белке.(Что еще узнали о белке?)

О ком будем читать произведение? Какие задачи поставим перед собой?

Прослушивание отрывка из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь», просмотр слайдов о зиме)

(Ответы учащихся. Работа со словарем, интернетом)

Работа в группах. Инсерт. (самостоятельное чтение статьи о белке и заполнение таблицы). Задание 2 в карточке.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Формировать умение пользоваться дополнительными источниками информации.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции;умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свою деятельность.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению

Открытие нового знания

Познакомиться произведением.

-Кто автор произведения? Почему два автора?

Словарная работа. Работа в парах. (Обсудите

значение слов: соавтор, соавторство, содружество, сотрудничество)

       

Физминутка.

             Зарядкой белочке не лень

              Заниматься целый день.

              С одной ветки прыгнув влево,

              На сучок она присела.

              Вправо прыгнула потом,

              Покружилась над дуплом.

              Влево-вправо целый день

              Прыгать белочке не лень.

- Чтение рассказа.

Лексическая работа.

Непогода плохая погода, ненастье.

Лазейка- узкое отверстие, через которое можно пролезть.

- уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Закружит метель- задувает со всех сторон.

Какой это текст?

Это текст - описание?

-Это текст – повествование?

- Тогда, что же это за текст?

Авторы текста –натуралисты, знатоки природы.

-В своём рассказе они  не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.

Научно-познавательный рассказ.

-Высказывания детей.

Чтение учителем или хорошо читающими детьми.

   

(описание/ повествование)    

 Анализируют по карточке-помощнице, какой вид текста?

(В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом. Это не описание).

 (Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло. Это не повествование).

       

Знакомятся с понятием: научно- познавательный рассказ.                                                        

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; готовы слушать собеседника и вести диалог.  

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Закрепление

(включение новых знаний в систему знаний ребенка)

Самостоятель-ная работа.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать

-Сейчас вы будете работать в группах

Задание 3.

- Учащиеся работают по группам.

План работы с текстом.

1.Прочитай текст про себя.

2.Ответь в группе на вопросы в карточке:

1.Где белочка спасается от непогоды зимой? ______________________

2. Из  чего  сделано  гнездо  белки? ______________________


3. Чем  зверёк питается  зимой? ______________________

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Рефлексия

Домашнее задание

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

С каким произведением познакомились?

- Как вы думаете, легко ли живётся белочке зимой?

- Кто из вас будет помогать животным зимой?  

- Буду помогать – жёлтый ;

- Подумаю об этом – зелёный;

- Не буду помогать – красный

– Чему учились?

Поднимите руку, кто цели своей достиг.
Поднимите руку, у кого на уроке возникали трудности.
В чём были трудности?
А как преодолеть эти трудности?
Спасибо за урок, мне приятно с вами работать.

Оцените свою работу на уроке.

Задания на выбор –  

1. чтение и подробный пересказ текста ,

   2. решить кроссворд в рабочей тетради на с.71                                      

 3. прочитать другой научно – познавательный рассказ.

 

Высказывания учащихся.

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала.

Приложение.

Задание 1.

- Соедини стрелкой автора и название произведения

•  Э. Шим                                              «Каким бывает снег»

•  М. Пришвин                                      «Зима в лесу»

•  С.Иванов                                           «Всем вам крышка»

•  И.Соколов –Микитов                      «Саша»

•  Н.Некрасов                                         «Девочка   Снегурочка»

•     В.Даль                                                «Деревья в лесу»

 

Задание 2.  Прочитать текст, заполнить таблицу

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные. 

Как называется гнездо белки.

Где и как строит свое гнездо белка.

Чем питается белка.

 + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.

Задание 3.

План работы с текстом.

1.Прочитай текст про себя.

2.Ответь в группе на вопросы в карточке:

1.Где белочка спасается от непогоды зимой? ______________________

2. Из  чего  сделано  гнездо  белки? ______________________

3. Чем  зверёк питается  зимой? ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Скребицкий, В. Чаплина Как белочка зимует (научно-познавательный расказ). Урок с использованием ИКТ.

Урок построен с использованием современной технологии – ИКТ, толкового словаря В.Даля, энциклопедии, учебника и рабочей тетради. Цель урока и учителя: ознакомить учащихся с научно-познавательным расск...

Г. А. Скребицкий. Как Белочка зимует

Представленный конспект урока Г.А. Скребицкий В.В. Чаплина    Как белочка зимует   предлагается для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной программе «УМК «Начальная...

Урок чтения во 2 классе "Как белочка зимует" (программа "Начальная школа 21 века")

   Учитель:  Тарасенко Дарья СергеевнаПредмет: чтениеТема: «Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»»Класс: 2 «Б»Цели:  по...

Г.Скребицкий, В чаплина "Как белочка зимует"

Урок литературного чтения 2 класс....

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует...

Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин, В. Чаплина "Как белочка зимует"

Цели урока:  формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   т...

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе   Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»...