Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_chteniyu_3_klass.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Саплиной Светланы Васильевны,
учителя начальных классов,
по учебному курсу «Литературное чтение»
3 класс
Старый Оскол
2013
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) из сборника рабочих программ «Школа России» (М. Просвещение, 2011г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности, а также реализации задач:
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. .
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
На проведение комплексной работы отводится 1 час, проектов – 6 часов, контрольных работ - 8 часов.
Текущий контроль осуществляется при помощи тестов, контрольных работ, устных ответов обучающихся.
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа обеспечена методическим комплектом УМК «Школа России» под редакцией научного руководителя А.А. Плешакова:
●Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 класс.
●Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. (2 части) М. Просвещение , 2013 г.
●Климанова Л.Ф.Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
●Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология». В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
На проведение комплексной работы отводится 1 ч., проектов - 6 ч., контрольных работ – 8 ч..
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) развитие художественно-творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенности.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебно-научно-популярном — и их сравнение.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
.Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев).
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование раздела и тем. Содержание | Часы учебн. време ни | Плано вые сроки прохож дения | Характеристика основной деятельности учащихся | Примеча-ние |
136 ч. | |||||
Самое великое чудо на свете | 1+4 ч. | ||||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | ||
2.2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.3-5) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
3.3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. (с.6-7) | 1 | |||
4.4 | Первопечатник Иван Фёдоров. (с.8-12) Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 | |||
5.5 | Оценка достижений. (с.12) | 1 | |||
Устное народное творчество (14ч) | 14ч | ||||
6.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.13) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
7.2 | Русские народные песни. (с.14-15) Обращение к силам природы. | 1 | |||
8.3 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. (с.16-17) | 1 | |||
9.4 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. (с.18-19) | 1 | |||
10.5 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. (с.20-21) | 1 | |||
11.6 12.7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (с.22-27) | 2 | |||
13.8 14.9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». (с.28-39) | 2 | |||
15.10 16.11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». (с.40-50) Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. | 2 | |||
17.12 | Оценка достижений. (с.51-57) | 1 | |||
18.13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». (с.58) | 1 | |||
19.14 | Контрольная работа №1 по теме «Работа с текстом». | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | 11ч | ||||
20.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.59) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
21.2 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. (с.60-61) | 1 | |||
22.3 | Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». (с.62) Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | |||
23.4 | Ф.И.Тютчев «Листья». (с.63) | 1 | |||
24.5 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» (с.64) Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. | 1 | |||
25.6 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» (с.65) | 1 | |||
26.7 | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» (с.66-67) Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». | 1 | |||
27.8 | И.С.Никитин «Встреча зимы». (с.68-71) | 1 | |||
28.9 | И.З.Суриков «Детство». (с.72-75) Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | |||
29.10 | И.З.Суриков «Зима». (с.76-77) | 1 | |||
30.11 | Контрольная работа №2 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
Великие русские писатели (24 ч) | 24 ч | ||||
31.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.81) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | ||
32.2 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». (с.82-85) | 1 | |||
33.3 34.4 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. (с.86-87) Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпи-тет; сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | 2 | |||
35.5 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». (с.88-89) | 1 | |||
36.6 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». (с.90-91) | 1 | |||
37.7 38.8 39.9 40.10 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». (с.92-129) Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 4 | |||
41.11 | И.А.Крылов. (с.130-133) Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылову. | 1 | |||
42.12 | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». (с.134-135) Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | 1 | |||
43.13 | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» (с.136-137) | 1 | |||
44.14 | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» (с.137-139) | 1 | |||
45.15 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобой-никова. Подготовка сообщения на основе статьи. (с.140-143) | 1 | |||
46.16 47.17 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. (с.144-147) Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 2 | |||
48.18 | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. (с.148-151) Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | |||
49.19 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула» (с.152-155) Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | 1 | |||
50.20 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок» (с.156-159) | 1 | |||
51.21 | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» (с.160-161) | 1 | |||
52.22 | Рассказы Л.Н.Толстого. (с.162-163) | 1 | |||
53.23 | Оценка достижений. (с.164-166) | 1 | |||
54.24 | Контрольная работа №3 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | 6ч | ||||
55.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.167) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | ||
56.2 | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. (с.168-170) Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. | 1 | |||
57.3 | Н.А.Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». (с.170-172) Авторское отношение к герою. | 1 | |||
58.4 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» (с.173-166) И.А.Бунин «Детство». (с.174-175) Выразительное чтение стихотворений. | 1 | |||
59.5 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» (с.175-177) Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | 1 | |||
60.6 | Контрольная работа №4 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
Литературные сказки (8 ч) | 8ч | ||||
61.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.179-181) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | ||
62.2 63.3 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». (с.182-187) Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | 2 | |||
64.4 65.5 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». (с.188-195) Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | 2 | |||
66.6 67.7 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». (с.196-208) Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 2 | |||
68.8 | Оценка достижений. (с.209-213) | 1 | |||
Были-небылицы (10 ч) | 10 ч | ||||
69.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с. 3) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | ||
70.2 71.3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». (с.4-11) Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 2 | |||
72.4 73.5 74.6 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». (с.12-24) Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | 3 | |||
75.7 76.8 77.9 | А.И. Куприн «Слон». (с.25-41) Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 3 | |||
78.10 | Контрольная работа №5 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | 6 ч | ||||
79.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.45) | 1 | Прогнозировать содержание радела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | ||
80.2 81.3 | Саша Чёрный. Стихи о животных. (с.46-49) Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | 2 | |||
82.4 | А. А. Блок. Картины зимних забав. (с.50-54) Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов па одну и ту же тему. | 1 | |||
83.5 | С. А. Есенин «Черёмуха». (с.55-56) Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. | 1 | |||
84.6 | Оценка достижений. (с.56) | 1 | |||
Люби живое (16ч) | 16ч | ||||
85.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.57) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
86.2 | М.М.Пришвин «Моя Родина». (с.58-59) Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | 1 | |||
87.3 88.4 89.5 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». (с.60-67) Почему произведение так называется? Определение жанра произведения, Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 3 | |||
90.6 | В. И. Белов. «Малька провинилась». (с.68-70) | 1 | |||
91.7 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». (с.70-72) Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | 1 | |||
92.8 | Контрольная работа №6 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
93.9 94.10 95.11 | В.В.Биаики «Мышонок Пик». (с.73-82) Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. | 3 | |||
96.12 97.13 | Б.С.Житков «Про обезьянку». (с.83-97) Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. | 2 | |||
98.14 99.15 | В.П.Астафьев «Капалуха». (с.98-101) Герои произведения. | 2 | |||
100.16 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». (с.102-106) Нравственный смысл рассказа. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | 8 ч | ||||
101.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с. 109) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | ||
102.2 | С.Я. Маршак "Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» (с.110-111) Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | 1 | |||
103.3 | А.Л. Барто «Разлука». (с.112-113) Выразительное чтение. | 1 | |||
104.4 | А.Л. Барто «В театре». (с.113-115) Выразительное чтение | 1 | |||
105.5 | С.В. Михалков «Если». (с.116-117) Выразительное чтение. | 1 | |||
106.6 | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». (с.118-119) Выразительное чтение. | 1 | |||
107.7 | Проект: «Праздник поэзии». (с.120-121) | 1 | |||
108.8 | Оценка достижений. (с.122) | 1 | |||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12ч) | 12ч | ||||
109.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.123) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
110.2 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». (с.124-128) Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 1 | |||
111.3 | А.П.Платонов «Цветок на земле». (с.129-136) | 1 | |||
112.4 | А.П.Платонов «Ещё мама». (с.137-143) Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 | |||
113.5 114.6 | М.М.Зощенко «Золотые слова». (с.144-153) | 2 | |||
115.7 | Комплексная контрольная работа | 1 | |||
116.8 117.9 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». (с.154-164) Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 2 | |||
118.10 | Н.Н.Носов «Федина задача». (с.164-169) | 1 | |||
119.11 | Н.Н.Носов «Телефон». (с.170-172) Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова | 1 | |||
120.12 | Оценка достижений. (с.172) | 1 | |||
По страницам детских журналов (8 ч) | 8 ч | ||||
121.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.173- 174) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
122.2 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. (с.175-178) По страницам журналов для детей. | 1 | |||
123.3 | Ю.Ермолаев «Проговорился». (с.179-181) | 1 | |||
124.4 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». (с.181-183) Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 1 | |||
125.5 | Г. Остер «Вредные советы». (с.183-184) | 1 | |||
126.6 | Г.Остер «Как подучаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. (с.184-186) Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | 1 | |||
127.7 | Р. Сеф «Весёлые стихи». (с.186-188) Выразительное чтение | 1 | |||
128.8 | Оценка достижений. (с.188) | 1 | |||
Зарубежная литература (8ч) | 8ч | ||||
129.1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.189) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
130.2 131.3 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. (с.190-199) Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 2 | |||
132.4 | Контрольная работа №8 по теме «Работа с текстом». | 1 | |||
133.5 134.6 135.7 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». (с.200-215) Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 3 | |||
136.8 | Оценка достижений. (с.215) | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
● Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературноре чтение. Рабочие программы 1-4 класс.
●Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. (2 части) М. Просвещение , 2013 г.
●Климанова Л.Ф.Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
● Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению.
Репродукции картин детской тематики.
Портреты русских писателей.
Словари русского языка.
Детские книги разнообразной тематики.
Технические средства обучения
1. Автоматизированное рабочее место
2. Цифровой фотоаппарат
3. Классная доска с набором крепления для таблиц.
Оборудование класса
1. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Держатели для схем и таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...