Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. ФГОС.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л.Ф. УМК "Школа России". В ней представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование на 136 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Первомайского района по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» заместитель руководителя по УВР МКОУ «Журавлихинская СОШ»» _____________/Т.Б. Винокурова______________/ ФИО «__»____________2014___г. | Утверждена на заседании педагогического совета школы №___ «__»____2014___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 4 класс
начальная ступень начального общего образования
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой.
Составитель: Емшина Надежда Прокопьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Период реализации программы 2014 - 2015 учебный год
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой. Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011, (учебно-методический комплект «Школа России»).
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
« обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
начитанность: знание изученных произведений., представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 11 |
3 | Чудесный мир классики | 22 |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 |
5 | Литературные сказки | 16 |
6 | Делу время- потехе час | 9 |
7 | Страна детства | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 |
9 | Природа и мы | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 |
11 | Родина | 8 |
12 | Страна Фантазия | 7 |
13 | Зарубежная литература | 15 Резервный |
14 Резервный 2
Итого 136 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвертом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности. литературного и речевого развития.
Четвероклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту
- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
-называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
читать наизусть не менее 17 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания
Четвероклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия}
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации»
составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие видь, анализа различных текстов:
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта:
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной граммотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и. наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 4 часа в неделю – 136 часов.
Из них:
- текстов для заучивания – 17;
- проектов – 3.
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 36 часов |
2 четверть | 28 часов |
3 четверть | 40 часов |
4 четверть | 32 часа |
Итого: | 136 часов |
Учебно-тематическое планирование
№ Урока | Название тем и уроков | Характеристика учебной деятельности учащихся | Средства обучения, в том числе ИКТ |
1 четверть (36 часов) | |||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | |
Летописи, былины, жития (11 часов) | |||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы | Презентация |
3 | «И вспомнил Олег коня своего» | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Аудиозапись |
4 | «И вспомнил Олег коня своего» | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения | |
5 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения | Электронное приложение |
6 | «Ильины три поездочки» | Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. | |
7 | «Ильины три поездочки» | Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному . Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. | Презентация |
8 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Беседа |
9 | «Житие Сергия Радонежского» | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечать на них | |
10 | «Житие Сергия Радонежского». | Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения | Аудиозапись |
11 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | Создавать календарь исторических событий | Презентация |
12 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений. | Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль | |
Чудесный мир классики (22 часа) | |||
13 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове | Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова | Выставка книг |
14 | П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» | Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Аудиозапись |
15 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» | Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Сравнивать народную и литературную сказки | Вмдеофильм |
16 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» | Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | |
17 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина | Выставка книг |
18 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства | |
19 | А.С. Пушкин. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | Аудиозапись |
20 | А.С. Пушкин. | Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Объяснять понятие «литературная сказка» | |
21 | А.С. Пушкин. | Называть сказки А.С. Пушкина. Различать сказки народные и литературные. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | |
22 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого | |
23 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове | Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова | Электронное приложение |
24 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | |
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам | |
27 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | |
28 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого | Электронное приложение |
29 | Л.Н. Толстой «Детство» | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | |
30 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни | Электронное приложение |
31 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова | Выставка книг |
32 | А.П. Чехов «Мальчики». | Отличать рассказ от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | |
33 | А.П. Чехов «Мальчики». | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Беседа |
34 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения | |
Поэтическая тетрадь (12 часов) | |||
35 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные | Аудиозапись |
36 | А.А. Фет. «Весенний дождь» | Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения | |
2 четверть (28 часов) | |||
37 | А.А. Фет. «Бабочка» | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | Электронное приложение |
38 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы | Электронное приложение |
39 | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Аудиозапись |
40 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | Определять ритм стихотворения | |
41 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах | Электронное приложение |
42 | Н.А. Некрасов «Школьник» | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | |
43 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности | Электронное приложение |
44 | И.А. Бунин «Листопад». | Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ | |
45 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» | |
46 | Картины природы | Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Анализировать сочинённые детьми стихотворения | Электронное приложение |
Литературные сказки (16 часов) | |||
47 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки | |
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Электронное приложение |
49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать | Электронное приложение |
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения | Аудиозапись |
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев | |
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям | |
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях | Аудиозапись |
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. | Презентация |
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | |
56 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
57 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | Видеофильм |
58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | |
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | |
60 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
61 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине | |
62 | КВН «Литературные сказки» | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | |
Делу время – потехе час (9 часов) | |||
63 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Электронное приложение |
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Электронное приложение |
3 четверть (40 часов) | |||
65 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Электронное приложение |
66 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге | |
67 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
68 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко | Электронное приложение |
69 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге | |
70 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям | |
71 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | |
Страна детства (8 часов) | |||
72 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | |
73 | Б.С. Житков «Как я человечков ловил» | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему | Электронное приложение |
74 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | |
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Электронное приложение |
76 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | |
77 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
78 | М.М. Зощенко «Елка». | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | выставка |
79 | Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений. | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | |
Поэтическая тетрадь (5 часов) | |||
80 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | выставка |
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | |
83 | М.И. Цветаева «Наши царства» | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворения, использовать интонацию | Электронное приложение |
84 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
Природа и мы (12 часов) | |||
85 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Электронное приложение |
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям | |
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения | аудиозапись |
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Создавать небольшой устный текст на заданную тему | |
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | |
90 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Электронное приложение |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | |
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Электронное приложение |
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему | Электронное приложение |
95 | Проект «Природа и мы» | Находить информацию в разных источниках | |
96 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) | |||
97 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | выставка |
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Электронное приложение |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | |
101 | С.А. Есенин «Лебедушка» | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Электронное приложение |
102 | С.А. Есенин «Лебедушка». | Читать стихотворения выразительно. | |
103 | Путешествие в мир поэзии | Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Электронное приложение |
104 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Электронное приложение |
Родина (8 часов) | |||
105 | И.С. Никитин «Русь» | Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Электронное приложение |
106 | И.С. Никитин «Русь» | Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения. Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | |
107 | С.Д. Дрожжин «Родине» | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Электронное приложение |
108 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Электронное приложение |
109 | Поэтический вечер. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, писать сценарий поэтического вечера, выразительно читать стихи друг другу. | |
110 | Подготовка к выполнению проекта. | прогнозировать содержание по названию, работать в группе. | |
111 | Проект: «Они защищали Родину» | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения | |
112 | Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | |
Страна Фантазия (7 часов) | |||
113 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | Электронное приложение |
114 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. | Электронное приложение |
115 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения | |
116 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | Электронное приложение |
117 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения | |
118 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения | |
119 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории | Электронное приложение |
Зарубежная литература (15 часов) | |||
120 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику | Электронное приложение |
121 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
122 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
123 | Г-.Х. Андерсен «Русалочка» | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения | презентация |
124 | Г.- Х. Андерсен «Русалочка» | Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища | |
125 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения | |
126 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | видеофильм |
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | |
128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано | Электронное приложение |
129 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | |
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное | Электронное приложение |
131 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | |
132 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | Электронное приложение |
133 | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | |
134 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | |
135 | Оценка достижений. . | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | |
136 | Урок-игра «Литературные тайны». Советуем прочитать. | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Задание на лето. |
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть
дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
' Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
умение читать текст бегло, выразительно;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в 4 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются: замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса: самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Перечень учебно- методических средств обучения
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г.
УМК состоит из:
Для ученика:
учебник: Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г., Голованова М.В.Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2ч. – М.: Просвещение 2012.
Для учителя:
программа: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.:Просвещение, 2011.
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой: 4 класс.
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Лист коррекции рабочей программы
№ приказа директора школы, на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС второго поколения (системаЛ.В.Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС ( УМК " Начальная школа 21 века"),...
Рабочая программа по Литературному чтению. 2 класс .ФГОС. УМК «Гармония» 2013-2014 уч год
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Вклю...