Урок внеклассного чтения по теме "Великая война и Великая победа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок- отчет  по   внеклассному   чтению

посвящается Победе  в  Великой Отечественной войне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок- отчет  по   внеклассному   чтению

посвящается Победе  в Великой Отечественной войне.

2- 4  класс

Тема   урока.    Великая   война  и  Великая  Победа.

Цель:

     

  • совершенствовать  навык  правильного  выразительного  чтения;
  • развивать  устную  речь  учащихся;
  • активизировать  и  обогащать  речь  учащихся;
  • расширять  знания  детей  о  Великой  Отечественной  войне, о  защитниках Родины;
  • доказать,  что  война  советского  народа  была  великой   (общенародной)                        и  великой  была  Победа  советского  народа  над  фашистами;
  • воспитывать  патриотизм, любовь  к  Родине,  ее  защитникам.

Оборудование:

          -   Выставка  книг  о  Великой  Отечественной  войне.

  • Грам.запись  песен:

     а) Священная  война, слова В. Лебедева – Кумача,  музыка                                                  

          А. В.  Александрова.

           б) День  Победы, слова  В.  Харитонова,  музыка  Д. Тухманова.

  • Репродукция  картин:

а) С. Герасимов. Мать партизана.

б)  К. Ф. Юон. Парад на Красной  площади  в  Москве 7 ноября  1941г.

в) П. А. Кривоносов. Победа.

г)  М. И. Самсонов. Парад  Победы 1945года.

д) Портрет  Маршала  Г. К. Жукова

  • Карта  бывшего  Советского  Союза.
  • Плакат  « Родина – Мать  зовет!»
  • Портрет  В. Талалихина.

-    Иллюстрация из рассказа Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

  • Иллюстрация  из  рассказа  Л. Кассиля « У  классной  доски».
  • Иллюстрация к  стихотворению А.Твардовского «Рассказ танкиста»

ХОД   УРОКА.

  1.  Организационный  момент.

     2.   Актуализация знаний.

  • О  чем  вы читали  дома  рассказы?  (о Великой  Отечественной войне)
  • Итак, мы все читали о Великой Отечественной войне, но ученики 2 класса у нас читали стихотворения, а ребята 4 класса - рассказы.
  • Когда  началась  Великая  Отечественная  война?
  • Когда  она  закончилась?
  • Какую  годовщину  Победы  будет  отмечать  наш  народ  9 Мая?
  1. Сообщение  темы  и  цели  урока.

      ( на  доске  напечатано)

Великая  война  и  Великая  Победа

22 июня  1941  1942  1943  1944   9 Мая 1945

                 

  1. Объяснение  словосочетаний,  записанных  на  доске,  используя  карту  СССР.

Великая  Отечественная  война

Вторая  мировая  война

- Почему   война  называется  Великая  Отечественная?

( Великая – народная, весь народ встал на защиту Отечества;

Отечественная – сражались  за  Родину, за  Отечество.)

  • Вспомните  из  уроков окружающего  мира, почему  война  называется  Вторая  мировая?
  • Когда  началась  Отечественная  война?
  • Да,  22 июня  1941  года  в  4  часа утра  без  объявления  войны  напал  на  нашу страну.  Фашисты  перешли  границу СССР. ( Показываю  на  карте). СЛАЙД №1
  • Родина  была  в  опасности.

5. Рассматривание  плаката  « Родина – мать  зовет! » СЛАЙД№2

     -    Почему  называется  Родина – мать?

  • Вспомните  рассказ  К. Д. Ушинского “Наше Отечество”.
  • Выразительное чтение отрывка из рассказа учащимися 4 класса.

( Матерью  мы  зовем  свою  Родину  потому, что  она  вскормила  нас  своим  хлебом, вспоила  своими  водами, выучила  своему  языку, как  мать, она  защищает  и  бережет  нас  от  всяких  врагов).

  • Что  в  руке  у матери?  ( Военная  присяга).
  • Что  такое  присяга?  ( Официальное  и  торжественное  обещание  присягать  на  верность  Отечеству.  Присягу  дает  каждый  человек,  который  идет  служить  в  Армию.)

К  чему  призывает  в  данный  момент  Родина – мать? ( Всем  встать  на  защиту  Родины.)

6. Беседа по прочитанному:

        1)Работа с учащимися 2 класса

  • В  каком  стихотворении  говорится  об  этом?  ( « Священная  война»).
  • Кто  написал стихотворение?
  • Почему  оно  так  называется? ( Священный – в  религии: святой,  чрезвычайно  почетный;  священный  долг,  почетный  долг – священная  война – это  долг  - защитить  Родину.  
  • Чтение стихотворения детьми.                                                                                                                                                                                                                                        

.

  • В  каких  словах  с  наибольшей  силой  передается  ненависть  советских  людей  к  фашистам? ( Пусть  ярость благородная …).
  • Как  вы  можете  объяснить выражение  « ярость  благородная»?                    (честный, открытый  и  праведный  гнев ).
  • Как  понять – с  ордой? (С  большим  количеством  людей ).
  • Когда  было  написано  стихотворение?  (когда  враг рвался  к Москве, осенью 1941  года.).
  • К этому стихотворению А.Александров подобрал музыку. Эта песня стала военным гимном. Давайте прослушаем песню «Священная война» и вы мне скажете, какие чувства вы испытали?
  • 2) Прослушивание песни.
  • 3) Рассмотреть  репродукцию  картины  К. Ф. Юона.  Парад  на  Красной  площади  7  ноября  1941  года. СЛАЙДЫ №№3,3а,4
  • В  чем  просчитался  Гитлер? ( В том,  что  все, от  мала  до  велика,  встанут  на  защиту  своей  Родины ).
  • В каких  произведениях  говорится  об  этом? (Ответы учащихся 4 класса)  В  рассказах  Л. Кассиля « Твои  защитники».  « Главное  войско»  говорится,  что  советская  Армия  громила  фашистов,  а    в  рассказе « У классной  доски» говорится  о  том,  что  сопротивление  немцам  оказывали  женщины : в лице  учительницы  Ксении  Андреевны  и  ученики;  в  стихотворении  А. Суркова  « Под  вечер  в  гестапо  ее  привели», говорится, что  простые  русские  женщины участвовали  в  войне;  в  рассказе  Б. Полевого « Последний  день Матвея  Кузьмина» говорится, что  Родину  защищали  старики; в стихотворении А.Твардовского «Рассказ танкиста» обыкновенный парнишка помогает танкистам)
  • Что  можно  сказать про  Отечественную  войну?  ( Война  была  Великой).
  • Какие  рассказы  вам  больше  всего  понравились?
  • Что  такое  таран? (  Прямой  удар  самолета,  наносящий   пробоину).
  • Кто  первым  совершил  таран?

(  Рассмотреть  портрет   Виктора  Талалихина). СЛАЙДЫ №№5,5а

  • 4) Что  вам  понравилось  в  рассказе Л.Кассиля  «  У  классной  доски»? (Рассказы  детей.)
  • Когда  действие  в  рассказе  достигает  наибольшего  напряжения?  Перечитайте  картину  побега  Кости  Рожкова   СЛАЙД №6.
  • Назовите  глаголы,  которые  использовал  писатель,  чтобы  изобразить  этот  эпизод.
  • Чем  закончился  рассказ?
  • Какое  вы  испытываете  чувство?  ( Гордость )
  • Кто  смог  победить  врага?
  • 5) Какая  главная  мысль в  стихотворении  А. Суркова. « Под  вечер  в  гестапо  ее  привели»?  (Работа с уч-ся 2 класса)      -  Кто  такие  партизаны?

( Рассматривание  репродукции  картины  «  Мать  партизана». СЛАЙД №7

  • Что  вы  можете  о  ней  сказать?
  •  Почему  немцы  мстили  матери -  беззащитной  женщине?
  • Выразительное чтение

 -    В  каких  строках  стихотворения  выражается  непоколебимая  вера  в      

     то,  что  враг  будет  побежден?  Прочитайте.

     ( - Труд  твой  напрасный.  Меня  убьешь-

     Россия  будет  жива.

     Россия  тысячу  лет  жила,

     Множила  племя  свое.

     Сила  твоя, ледащий, мала,

     Чтобы  убить  ее… )

     7.    Физкультминутка под музыку «Прощание Славянки»

  • 6)  Вспомните  рассказ  Б. Полевого  «  Последний  день  Матвея  Кузьмина». СЛАЙД №8
  • В  каких  словах  Матвея  Кузьмина  раскрывается  его  глубокий  патриотизм?  Прочитайте.   ( -  Хотел  купить  старого  Матвея?  По  себе  о  людях  судишь, фашист!..)
  • Чей  подвиг  напомнил  тебе  героический  поступок  Матвея  Кузьмина?  ( Ивана  Сусанина ).

7)     Работа с уч-ся 2 класса (Стих-е А.Твардовского «Рассказ танкиста»)    СЛАЙД №9

  • А благодаря кому в стихотворении А.Твардовского «Рассказ танкиста» танкисты быстро смогли уничтожить вражескую пушку? (Обыкновенный мальчишка помог им)
  • Что делал мальчик до прихода наших войск? Из каких строк мы узнаем об этом?  Прочитайте. Какие качества помогли ему оказать помощь танкистам? Ваше отношение к нему?

  • 8)  Какой   вывод  можно  сделать  по  всем  этим  произведениям?        (  Все  встали  на  защиту  нашей  Родины.  Война  была  Великой).
  • В  каких  рассказах  говорится  о  Великой  Победе?  ( Перечисление).

            Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тыл у - это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. И он пришел,  этот день- 9 мая 1945 года - День Победы!         СЛАЙД №10                                                            

 С каким нетерпением ждали его люди всего мира. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. Май 1945 года… Разве можно забыть события тех дней? Они памятны каждому русскому человеку. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли, в Берлине.

- Кто   водрузил  Знамя  Победы? (Разведчики 756-го полка 3-й Ударной Армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли Советский флаг над рейхстагом).  Рассмотреть  репродукцию  картины « Победа» П. А. Кривоносова.    СЛАЙД №11

      65 лет назад, 24 июня 1945 года, в г. Москве на Красной Площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты-победители бросили к подножию Мавзолея знамена разгромленных немецких армий.

  • 9) Вспомните  рассказ  С.Алексеева «Победа».(Чтение уч-ся 4 класса)
  • Что  значит  « Парад  Победы»?
  • Рассмотреть  репродукции  картины   М. И. Самсонова  “Парад  Победы”.  СЛАЙД №12
  • Каких  героев  войны   вы  знаете? (Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина и др. )

( Рассмотреть  репродукцию  картины  П. Д. Корина « Портрет  Маршала  Г. К. Жукова»  и  рассказать  о  его  роли  в  Победе  нашего  народа  над  фашистами).   СЛАЙД №13

        Время неумолимо отодвигает в прошлое дни, когда затихли последние залпы Великой Отечественной войны. Ее история – это история всенародного подвига. Она состоит из тысяч и тысяч беспримерных фактов героизма и самопожертвования во имя блага, во имя пути к светлому, мирному будущему.

       К сожалению, многое из пережитого в те годы уже забывается. Но нельзя забыть о тех, чья непоколебимая стойкость и беспримерное мужество в тяжелых сражениях осилили жестокого и коварного врага, спасли нашу Родину от фашистского порабощения, о героях, оставшихся в живых, и о тех, кто отдал во имя нашей победы самое дорогое – свою жизнь.

      Война коснулась и нашего села. Многие мужчины ушли на фронт. Вернулись не все.

      В память об односельчанах, не вернувшихся с войны, в 1995 году на средства жителей в центре села Травкино поставлен памятник.

      Наше село небольшое, но нам есть чем гордиться: на территории нашего села проживало около 20 ветеранов. Жители села помнят своих героев. Учениками нашей школы был собран материал о ветеранах, живших в послевоенные годы на территории нашего села и внесен в альбом «Солдаты Победы»   СЛАЙД №14

      К сожалению, в живых остался только один – Ковалев Георгий Степанович. Он – частый гость в нашей школе. Вот и сегодня мы пригласили его на наш открытый урок. (Слово предоставляется Ковалеву Г.С. )

      Мы приняли участие в акции «Синий платочек», вышили мы и Георгию Степановичу в подарок платочек. Эту работу выполнила Рудакова Лера. (Вручение подарка и цветов)

       А ученица 4 класса Калашникова Настя расскажет нам о своем прадеде. СЛАЙД № 15

ВЫВОД:  война  для  нашего  народа  была  Великой  и  Великой  была  Победа.

8. Итог урока.

9. Д/з Ученики 4 класса – написать сочинение на тему «След Великой Отечественной войны в моей семье»

        Ученики 2 класса разгадают кроссворд, составленный по книге рассказов Л.Кассиля «Главное войско»

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Конспект внеклассного занятия на тему "Великая война и великая победа"

Конспект внеклассного занятия на тему  "Великая война и великая победа".Занятие для 4 класса, посвящённое Дню Победы в Великой Оечественной войне 1941-1945 г....

Внеклассное мероприятие посвященный к 70 летию великой победы над фашизмом по теме «Дети войны» Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечествен

Очень хороший материал для всех классов начального звена для поведения классных часов или внеклассного мероприятия о детях войны....

Внеклассное мероприятие "Великая война и Великая Победа"

Познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны....

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Интегрированный  урок  внеклассного чтения и музыки  по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня  к Победе вела». 4 класс...

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...