Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сказка о царе Салтане"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Цели: создать условия для ознакомления с историей создания сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.cht_3_kl-_skazka_o_tsare_saltane.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
ТЕМА: А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с историей создания сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой; способствовать развитию умений анализировать художественное произведение, произведения других видов искусства, сопоставлять литературное и фольклорное произведения; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову, чувства красоты, высоких моральных идеалов | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова | Метапредметные: познавательные: сравнивают литературное произведение или эпизодиз него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока; коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий | Личностные: осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Образовательные ресурсы: иллюстрации к сказке А. С. Пушкина |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
I. Эмоциональный настрой | – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи | Показывают готовность | Владеют навыками психологичес-кой подготовки к уроку | |||
II. Вступительная беседа | – Мы прочитали «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Понравилась вам сказка А. С. Пушкина? Почему? – Что вы можете сказать об авторе? – Сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза – предположение. Предлагаю за гипотезу взять слова | Высказывают свое мнение. Внимательно слушают | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |||
III. Актуализация знаний. 1. Жанровые особенности сказки. | – Что характерно для русских народных сказок? – Что такое жанр? – Мы определили, что это волшебная литературная сказка. – А какие жанровые особенности вы можете назвать? – А еще из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения. Их специально повторяли в сказках для того, чтобы лучше запомнить и рассказать. – Помните, еще есть в русских народных сказках устойчивые эпитеты. Приведите примеры. – Верно. Я напомню, эпитет – это образное художественное определение. | – Мы знаем, что в русских народных сказках существуют повторы, например: три сына у царя, надо выполнить три желания и т. д. – Вид литературы. – Троекратные повторы, волшебство и волшебные предметы, приключения, конфликт, борьба добра и зла, зачин, концовка. – «Близко ли, далеко ли». «Долго ли, коротко ли». «Я там был, мёд, пиво пил». – «Терем высокий», «земля сырая». | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится) | |||
2. Беседа о содержании прочитанного. | – Прочитайте, какими словами начинается сказка А. С. Пушкина. – Что говорила первая девица? – Вторая? – Третья? – Какие ещё повторы помните? – Первый раз в кого превратился Гвидон? – Второй? – Третий? – Что ещё неоднократно повторяется? – Первое чудо – на острове появляется белка. Прочитайте о ней. – Назовите второе чудо. Прочитайте. – Третье? Прочитайте. | – «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…» – Есть повторы и сходные ситуации: Гвидон три раза превращался в насекомое. – В комара. – В муху. – В шмеля. – Царевна Лебедь выполняет три чуда. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). | ||||
3. Устойчивые выражения. | – Назовите устойчивые выражения в авторской сказке. – А в русской народной? | – «Ветер по морю гуляет…». – «Грусть-тоска меня съедает…». | ||||
– Как вы думаете, почему князь Гвидон попросил Лебедь исполнить три чуда? | – Хотел, чтобы отец приехал на остров, тогда бы он сразу узнал жену, сына. | |||||
– И у князя Гвидона, и у царя Салтана была одна цель: воссоединить семью. – Прочитайте. «И растет ребенок там Не по дням, а по часам». – Это устойчивая стилевая форма. | Выполняют задание. | |||||
| – Когда Саша был маленький, его няня Арина Родионовна рассказывала много сказок. Возможно, при написании своей сказки он взял сюжет народной. – Сказочный язык – это прежде всего использование устойчивых эпитетов. Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. – Например: сине море, на добра коня, клёв кровавый, лебедь белая, князь ты мой прекрасный, гости-господа, к царству славного Салтана, желанная страна… – Назовите эпитеты в авторской сказке. – В народной? – А. С. Пушкин ввел в сказку народную речь. Как вы это понимаете? Приведите свои примеры. – Пушкинская сказка связана с народной? | Внимательно слушают. – Лебедь белая, небо синее, царь-отец. – Иван-царевич, царица молодая, чудный остров. – «И пустили в окиян…» «За морем житьё не худо…» «Распроклятая ты мошка…». | ||||
4. Сказочные образы | – Какая сказка вам понравилась больше? Почему? – Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев. Объясните литературоведческое понятие образ. – Чтобы не ошибиться в значении этого слова, давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Образ – в художественном произведении: тип, характер героя. | Высказывают свое мнение. Работают с толковым словарем: находят в словаре значение понятия образ. | ||||
– Опишите царевну Лебедь. | – Добрая, отзывчивая, нежная, скромная. | |||||
– Хоть она и волшебница, но не гордится этим, не хвастается, не показывает своего превосходства, общается на равных. | ||||||
– Опишите Гвидона. | – Умный, добрый, внимательный, у него есть смекалка. | |||||
| – Я добавлю, что он очень любит своих родителей, желает, чтобы они были непременно вместе. Царевна Лебедь и Гвидон – главные герои, на которых стремились быть похожи люди. – Как вы думаете, чему учит эта сказка? – Почему так много общего между сказкой А. С. Пушкина и народной сказкой? – Сравните отрывок из записи, сделанной А. Пушкиным со слов няни, и окончательный текст сказки. Это поможет вам сделать правильный вывод. «…Узнав, что едут они к Салтану Салтановичу, турецкому государю, обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве. «Ах, – говорит царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…». – Мы провели огромную исследовательскую работу, наш урок подходит к концу. К какому же выводу мы пришли? – Мы согласны с высказыванием С. Я. Маршака. Гипотеза подтвердилась. | – Как вести себя, общаться с другими людьми. Учит добру, справедливости. – У Пушкина она интересней, в стихах. Красивее, глубже. Автор воплотил в своих героях идеалы народа. – «Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной». | ||||
Физкультминутка Изобразите: • Волны на море. • Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу. • Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну. • Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона. • Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу | Выполняют движения физкультминутки согласно заданию | Выполняют физкультми-нутку, четко следуя инструкции учителя | ||||
IV. Продолжение работы над темой урока | – Как вы думаете, что первоначально: народная сказка или авторская? – Как называется такой сюжет? (Бродячий.) – Что же отличает авторскую сказку? (Имена, стихотворная форма.) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Умеют слушать в соответствии с целевой | |||
| – Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Мы видим, что А. С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку. В свою очередь, на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы. Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И. Билибина.) Рассказывает о творчестве И. Я. Билибина (см. ресурсный материал) | Рассматривают иллюстрации в учебнике | установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно воспринимают информацию | |||
V. Домашнее задание | – Предлагаю дома написать мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | – Чему мы учились на уроке? – Для чего мы это делали? – Если бы вы взяли сейчас в руки краски, каким бы цветом вы раскрасили данный урок? – Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что злость, ненависть, корысть и зависть – все зло в мире – обречены на гибель, потому что первоначальны в жизни добро и любовь. Помните об этом всегда. Творите добро! | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Осуществляют логические действия. |
Ресурсный материал к уроку
Рассказ учителя о творчестве И. Я. Билибина
Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) – один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX – начала XX века. Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы. И. Я. Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.
Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Знакомство с произведениями А.С.Пушкина и "Сказка о царе Салтане..."...
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"...