А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Содействовать воспитанию умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи поэта; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 19. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество
(учебник с. 81–85; рабочая тетрадь, с. 37–38)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией великого русского поэта; совершенствовать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, словесного рисования; способствовать формированию умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи; содействовать воспитанию умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи поэта; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина;

научатся читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; отвечать на вопросы, формулировать вывод; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознают сущность
и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов

великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

регулятивные: формулируют учебную задачу в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформляют 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознают цель своего высказывания

Личностные:

собирают информацию о поэте, создают альбом, посвященный художнику слова; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы: В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», слайды с портретами семьи Пушкиных, романс И. Шварца «Я ехал к Вам», выставка детских книг с произведениями писателя

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Речевая
разминка

Предлагает провести речевую разминку. Настраивает на работу.

– Прочтите жужжащим чтением, медленно:

Выполняют рекомендации учителя

Действуют

согласно


Продолжение табл.

1

2

3

4

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

– Прочтите быстрее, выделяя голосом глаголы.

– Прочтите выразительно, спокойно

инструкции учителя

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию.

Звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;            И днем и ночью кот ученый

Златая цепь на дубе том:               Всё ходит по цепи кругом.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя

– Кто автор этих строк? (Открывается портрет А. С. Пушкина.)

– Александр Сергеевич Пушкин.

– Как вы думаете, чему посвящен урок?

– Жизни и творчеству поэта

– Сегодня вы познакомитесь с биографией великого русского поэта А. С. Пушкина, будете учиться делать выводы, читать «про себя»

III. Изучение нового материала.

1. Биография
поэта.

Создаёт эмоциональную обстановку для восприятия информации (звучит романс И. Шварца «Я ехал к Вам», рассказ сопровождают слайды с портретами родителей поэта, близких людей).

6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, – внучкой «арапа Петра Великого», хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Две самые близкие женщины – бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна подарили мальчику волшебный мир сказок. Крепостной дядька Никита часто гулял с мальчиком по шумной Москве. В 12 лет родители определили его в Царскосельский лицей, где он проучился 6 лет. Там же начал писать свои первые стихи.

Слушают рассказ, просматривают слайды презентации.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Адекватно воспринимают информацию.


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Фрагмент

из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

3. Инсценирование отрывка из поэмы «Руслан

и Людмила»

(вступление «У лукоморья дуб

зеленый…»)

Шли годы, и Пушкин создает романы, повести, стихотворения, сказки. Многие композиторы переложили на музыку его стихи, а П. И. Чайковский, к примеру, пишет оперу на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 38 лет поэт погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Но он оставил после себя богатейшее литературное наследство.

Организует беседу после просмотра фрагмента фильма.

– Обратили внимание на язык произведения? Он понятен даже самому маленькому ребенку.

– К каким сказкам её можно отнести? Почему?

– Какие сказки А. Пушкина вам знакомы?

– Когда вы с ними познакомились? Кто помог вам в этом?

Раздает карточки с текстом, объясняет задание.

– Прочитайте «про себя» небольшой отрывок, обсудите в парах, как можно показать его в лицах, жестах, и после небольшой подготовки один учащийся из пары будет читать выразительно текст, а другой – постарается изобразить содержание текста жестами

Отвечают на вопросы учителя.

– К волшебным. Там есть волшебный помощник – золотая рыбка, исполняющая желания.

Отвечают на вопросы, используя выставку книг.

Знакомятся с текстом, обсуждают варианты показа

Выполняют коммуникативные задачи, работая в парах

IV. Закрепление изученного

материала

Организует дискуссию по оценке инсценирования.

– Как вы думаете, вам удалось передать необыкновенный мир сказки?

– Чего вам не хватило?

– Где брал Пушкин сюжеты своих сказок?

– Что помогло маленькому Саше так много узнать об окружающем мире?

– Какой важный для себя вывод можете сделать?

Дают оценку выступившим.

– Ему их рассказывала няня Арина Родионовна.

– Чтение книг в библиотеке отца.

– Чтобы стать образованным человеком, необходимо знать историю своей

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Осознанно и произвольно строят рече-


Окончание табл.

1

2

3

4

 страны, много читать, посещать библиотеки

вое высказывание в устной форме

V. Домашнее задание

Объясняет суть задания по заполнению альбома.

1. Оформить альбом.

– Вы познакомились с жизнью великого человека не только нашей страны, но и всего мира. Чтобы лучше понять его, узнать, вы должны много читать о нем. Объявляю конкурс на лучший альбом, посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина. Эпиграфом к вашему альбому может стать любая фраза поэта. Иллюстрации, понравившиеся выражения, свои впечатления – всё заносите в этот альбом.

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Объяснить значение слов, не употребляемых в современном языке, – архаизмов,
если такие встретятся

Уточняют задание, объем работы

Сохраняют интерес к теме при выполнении творческого задания

VI. Итог урока. Рефлексия

– Вы ещё не раз вернетесь к творчеству великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Чтобы лучше его понять и полюбить, выслушайте совет:

Читайте Пушкина, друзья!        Читайте Пушкина, друзья! –

Читайте сказки!        Вот вам подсказка!

И будет жизнь тогда полна        И пронесете сквозь года

Тепла и ласки.        Вы радость сказки!

Внимательно слушают.

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа

– Что нового вы узнали на уроке? Что вам запомнилось?

– С какими трудностями столкнулись?

Отвечают на вопросы, делают выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин - великий русский писатель

Презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина на уроке литературного чтения в 3 классе....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в текстеЗадача: составить рас...

Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по литературному чтениюТема:  А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...

Литературное чтение в 4 классе на тему "А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"

Конспект для 4 класса на тему: А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"...