А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Содействовать воспитанию умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи поэта; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 19. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество
(учебник с. 81–85; рабочая тетрадь, с. 37–38)
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией великого русского поэта; совершенствовать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, словесного рисования; способствовать формированию умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи; содействовать воспитанию умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи поэта; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина; научатся читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; отвечать на вопросы, формулировать вывод; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознают сущность великих классиков литературы как части русской национальной культуры; регулятивные: формулируют учебную задачу в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформляют 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознают цель своего высказывания | Личностные: собирают информацию о поэте, создают альбом, посвященный художнику слова; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению |
Образовательные ресурсы: В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», слайды с портретами семьи Пушкиных, романс И. Шварца «Я ехал к Вам», выставка детских книг с произведениями писателя |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Речевая | Предлагает провести речевую разминку. Настраивает на работу. – Прочтите жужжащим чтением, медленно: | Выполняют рекомендации учителя | Действуют согласно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. – Прочтите быстрее, выделяя голосом глаголы. – Прочтите выразительно, спокойно | инструкции учителя | ||
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи | Создает проблемную ситуацию. Звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый; И днем и ночью кот ученый Златая цепь на дубе том: Всё ходит по цепи кругом. | Принимают | |
– Кто автор этих строк? (Открывается портрет А. С. Пушкина.) | – Александр Сергеевич Пушкин. | ||
– Как вы думаете, чему посвящен урок? | – Жизни и творчеству поэта | ||
– Сегодня вы познакомитесь с биографией великого русского поэта А. С. Пушкина, будете учиться делать выводы, читать «про себя» | |||
III. Изучение нового материала. 1. Биография | Создаёт эмоциональную обстановку для восприятия информации (звучит романс И. Шварца «Я ехал к Вам», рассказ сопровождают слайды с портретами родителей поэта, близких людей). – 6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, – внучкой «арапа Петра Великого», хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Две самые близкие женщины – бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна подарили мальчику волшебный мир сказок. Крепостной дядька Никита часто гулял с мальчиком по шумной Москве. В 12 лет родители определили его в Царскосельский лицей, где он проучился 6 лет. Там же начал писать свои первые стихи. | Слушают рассказ, просматривают слайды презентации. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Адекватно воспринимают информацию. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 3. Инсценирование отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (вступление «У лукоморья дуб зеленый…») | Шли годы, и Пушкин создает романы, повести, стихотворения, сказки. Многие композиторы переложили на музыку его стихи, а П. И. Чайковский, к примеру, пишет оперу на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 38 лет поэт погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Но он оставил после себя богатейшее литературное наследство. Организует беседу после просмотра фрагмента фильма. – Обратили внимание на язык произведения? Он понятен даже самому маленькому ребенку. – К каким сказкам её можно отнести? Почему? – Какие сказки А. Пушкина вам знакомы? – Когда вы с ними познакомились? Кто помог вам в этом? Раздает карточки с текстом, объясняет задание. – Прочитайте «про себя» небольшой отрывок, обсудите в парах, как можно показать его в лицах, жестах, и после небольшой подготовки один учащийся из пары будет читать выразительно текст, а другой – постарается изобразить содержание текста жестами | Отвечают на вопросы учителя. – К волшебным. Там есть волшебный помощник – золотая рыбка, исполняющая желания. Отвечают на вопросы, используя выставку книг. Знакомятся с текстом, обсуждают варианты показа | Выполняют коммуникативные задачи, работая в парах |
IV. Закрепление изученного материала | Организует дискуссию по оценке инсценирования. – Как вы думаете, вам удалось передать необыкновенный мир сказки? – Чего вам не хватило? – Где брал Пушкин сюжеты своих сказок? – Что помогло маленькому Саше так много узнать об окружающем мире? – Какой важный для себя вывод можете сделать? | Дают оценку выступившим. – Ему их рассказывала няня Арина Родионовна. – Чтение книг в библиотеке отца. – Чтобы стать образованным человеком, необходимо знать историю своей | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Осознанно и произвольно строят рече- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
страны, много читать, посещать библиотеки | вое высказывание в устной форме | ||
V. Домашнее задание | Объясняет суть задания по заполнению альбома. 1. Оформить альбом. – Вы познакомились с жизнью великого человека не только нашей страны, но и всего мира. Чтобы лучше понять его, узнать, вы должны много читать о нем. Объявляю конкурс на лучший альбом, посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина. Эпиграфом к вашему альбому может стать любая фраза поэта. Иллюстрации, понравившиеся выражения, свои впечатления – всё заносите в этот альбом. 2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Объяснить значение слов, не употребляемых в современном языке, – архаизмов, | Уточняют задание, объем работы | Сохраняют интерес к теме при выполнении творческого задания |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Вы ещё не раз вернетесь к творчеству великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Чтобы лучше его понять и полюбить, выслушайте совет: Читайте Пушкина, друзья! Читайте Пушкина, друзья! – Читайте сказки! Вот вам подсказка! И будет жизнь тогда полна И пронесете сквозь года Тепла и ласки. Вы радость сказки! | Внимательно слушают. | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа |
– Что нового вы узнали на уроке? Что вам запомнилось? – С какими трудностями столкнулись? | Отвечают на вопросы, делают выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин - великий русский писатель
Презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина на уроке литературного чтения в 3 классе....
Знакомство с великим русским писателем А.С. Пушкиным
А.С. Пушкин...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.
Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в текстеЗадача: составить рас...
Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")
Конспект урока по литературному чтениюТема: А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Литературное чтение в 4 классе на тему "А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"
Конспект для 4 класса на тему: А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"...