Кружок "Как хорошо уметь читать"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Кружок "как хорошо уметь читать" - дополнительная образовательная программа. Направление - интеллектуальное. способствует расширению читательского кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_khorosho_um.chit_.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено директор МОУ ООШ
Заместитель по ВР Оленина В.С. /___________
Рябова Т.А. /_____________ Приказ № 70 от 09.2014г
Дополнительная образовательная программа
кружок «Как хорошо уметь читать»
направление: интеллектуальное
срок реализации 1 год
Тип программы: адаптированная
Программу составила учитель
начальных классов Исаева С.Г.
2014 -2015 уч.год
Программа кружка
«Как хорошо уметь читать»
Пояснительная записка
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Для решения данной проблемы разработана программа литературного кружка для учащихся 3 классов «Как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Тематика кружковых занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения викторины «По страницам любимых книг». Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель:
Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательные
Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
2. Воспитательные
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
3. Развивающие
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
1) групповые формы работы;
2) индивидуальные формы работы;
3) познавательно-развлекательные викторины;
4) подготовка и участие в конкурсах и конференциях.
Результативность
1. Умение работать с художественным текстом.
2. Формирование читательской самостоятельности учеников.
3. Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
4. Воспитание коммуникативной культуры школьников.
5. Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.
Требования к учащимся
Посещать кружок систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Календарно-тематическое планирование работы кружка
№ | Тема | Использование ИКТ | Дата | ||
план | факт | ||||
1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 6.09 | |||
2. | Веселые стихи Б. Заходера. | 13 | |||
3. | Русские народные потешки и прибаутки. | 20 | |||
4. | Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея». | 27 | |||
5. | Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». | Фильм «Чук и Гек» | 4.10 | ||
6. | Сказки о богатырях. Былины. | Былина «Садко» | 18 | ||
7. | Веселые книги о школе и школьниках. | 25 | |||
8. | Стихи о Родине «С чего начинается Родина». | 1.11 | |||
9. | Конкурс чтецов «Золотая осень». | «Игра с зонтиками» Осень в муз. Произведениях. | 8 | ||
10. | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. | 15 | |||
11. | Стихи об игрушках «Друг детства». | 29 | |||
12. | Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». | Викторина по сказкам | 6.12 | ||
13. | Любимые стихи А. Барто. | 13 | |||
14. | Сказочные загадки. | Загадки «Явления природы» | 20 | ||
15. | Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». | С.Есенин «Белая береза» | 27 | ||
16. | Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». | 10.01 | |||
17. | Рассказы Н.Носова. | 17 | |||
18. | Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». | Авторские сказки. | 24 | ||
19. | Считалки и небылицы. | 31 | |||
20. | Составление рассказов по сюжетным картинкам. | 7.02 | |||
21. | Стихи о маме. «Мама – главное слово». | Презентация «Руки матери» | 14 | ||
22. | Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. | Детские журналы. Тест. | 28 | ||
23. | Веселые рассказы Ю. Драгунского. | 7.03 | |||
24. | Создание сборника любимых стихов о природе. | 14 | |||
25. | Рассказы Б. Житкова о животных. | 21 | |||
26. | Конференция «Мой любимый литературный герой» | 28 | |||
27. | Стихи русских поэтов о весне. | 4.04 | |||
28. | В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. | Презентация «Русалочка» | 18 | ||
29. | Рассказы о природе В. Бианки. | 25 | |||
30. | Путешествие по сказкам братьев Гримм. | 2.03 | |||
31. | Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского. | 9 | |||
32. | Детские стихи С. Михалкова. | 16 | |||
33. | Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». | 23 | |||
34. | Викторина «По страницам любимых книг». | 30 | |||
Итого: 34 часа |
Используемая литература:
1. Журналы «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
4. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2004.
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 4 классах.
М. Просвещение, 2005г.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М.2005г.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 2006г
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2012 гг.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),
Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"
презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...
Как хорошо уметь читать
Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо читать. Познакомить ...
как хорошо уметь читать...выразительно.
Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...
как хорошо уметь читать
рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...
Блог "Как хорошо уметь читать!"
Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...
Проект КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
Проект в 1 классе...