Кружок "Как хорошо уметь читать"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Кружок "как хорошо уметь читать" - дополнительная образовательная программа. Направление - интеллектуальное. способствует расширению читательского кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_khorosho_um.chit_.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                          Утверждено директор МОУ ООШ

Заместитель по ВР                                                                Оленина В.С. /___________

Рябова Т.А. /_____________                                                Приказ № 70 от     09.2014г        

                                Дополнительная образовательная программа

                                      кружок «Как хорошо уметь читать»

                                      направление: интеллектуальное

                                       срок реализации 1 год

Тип программы: адаптированная

                                                                                                Программу составила учитель                                                                      

                                                                                                     начальных классов Исаева С.Г.

                                                           2014 -2015 уч.год

Программа кружка

 «Как хорошо уметь читать»

 

  

Пояснительная записка

      Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную  роль в образовании и развитии личности ребенка. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

    Для  решения данной проблемы разработана программа литературного кружка  для учащихся 3 классов «Как хорошо уметь читать…»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

    Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.

     Тематика кружковых занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения викторины «По страницам любимых книг». Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.

    Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

      На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий: 

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  •  интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  •  литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  •  литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

 Цель:

Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

 

 Задачи:

1.     Образовательные

Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

2.     Воспитательные

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

3.     Развивающие

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

 Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.

  

Занятия в кружках проводятся в следующих формах:

1)    групповые формы работы;

2)    индивидуальные формы работы;

3)    познавательно-развлекательные викторины;

4)    подготовка и участие в конкурсах и конференциях.

                         Результативность

1.     Умение работать с художественным текстом.

2.     Формирование читательской самостоятельности учеников.

3.     Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.

4.     Воспитание коммуникативной культуры школьников.

5.     Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности,  трудолюбия, воли.

  

                     Требования к учащимся

Посещать кружок систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование работы кружка

Тема

Использование

ИКТ

Дата

план

факт

1.

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

6.09

2.

Веселые стихи Б. Заходера.

 13

3.

Русские народные потешки и прибаутки.

 20

4.

Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея».

 27

5.

Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».

Фильм «Чук и Гек»

 4.10

6.

Сказки о богатырях. Былины.

Былина «Садко»

 18

7.

Веселые книги о школе и школьниках.

 25

8.

Стихи о Родине «С чего начинается Родина».

 1.11

9.

Конкурс чтецов «Золотая осень».

«Игра с зонтиками»

Осень в муз. Произведениях.

 8

10.

Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка.

 15

11.

Стихи об игрушках «Друг детства».

 29

12.

Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата».

Викторина  по сказкам

 6.12

13.

Любимые стихи А. Барто.

 13

14.

Сказочные загадки.

Загадки «Явления природы»

 20

15.

Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».

С.Есенин «Белая береза»

 27

16.

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь».

 10.01

17.

Рассказы Н.Носова.

 17

18.

Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».

Авторские сказки.

 24

19.

Считалки и небылицы.

 31

20.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

 7.02

21.

Стихи о маме. «Мама – главное слово».

Презентация «Руки матери»

 14

22.

Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

Детские журналы. Тест.

 28

23.

Веселые рассказы Ю. Драгунского.

 7.03

24.

Создание сборника любимых стихов о природе.

 14

25.

Рассказы Б. Житкова о животных.

 21

26.

Конференция «Мой любимый литературный герой»

 28

27.

Стихи русских поэтов о весне.

 4.04

28.

В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена.

Презентация «Русалочка»

 18

29.

Рассказы о природе В. Бианки.

 25

30.

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

 2.03

31.

Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского.

 9

32.

Детские стихи С. Михалкова.

 16

33.

Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».

 23

34.

Викторина «По страницам любимых книг».

 30

Итого: 34 часа

Используемая  литература:

1. Журналы «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

3.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

4.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2004.

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8.  Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 4 классах.

    М. Просвещение, 2005г.

9.  Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М.2005г.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 2006г

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2012 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

                                                          Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...