богатырская тема в разных видах искусстве
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Государственного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
Московского государственного областного университета
Конспект урока по музыке
На тему: «Богатырская тема в разных видах искусства»
Ногинск-2018
Тема: «Богатырская тема в разных видах искусства».
Тип урока: Комплексное внеклассное занятие по музыке.
Цель: Формирование основ духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение их к «золотому фонду» произведений классической музыки, поэзии, изобразительного искусства как важнейшему компоненту гармоничного развития личности; раскрытие образа богатыря – идеального защитника Отечества через разные виды искусства.
Задачи:
- устанавливать связь музыки с другими видами искусства;
- формировать эмоционально нравственное отношение к произведениям искусства;
- Познакомить с творчеством А.П. Бородина, В.М Васнецова.
- уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно смысловое содержание музыки;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор
- Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word
- Картина художника: В. Васнецов «Три богатыря»
- Музыкальный материал: М.Мусоргский «Богатырские ворота» ; А.П. Бородин «Богатырская» симфония;
5.Фрагмент из былины: «Илья Муромец и Святогор»
Ход урока
1.Организационный момент.
Звучит музыка М.Мусоргского «Богатырские ворота». (ребята входят в класс)
- Здравствуйте! Меня зовут Мария Владиславовна! Сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.
- Ребята, как звучала музыка под которую вы входили? (мужественно, смело, решительно, твердо, уверенно, мощно)
- А какой образ вы представили, пока слушали эту музыку?
(Образ богатыря)
-А сейчас, послушайте стихотворение и скажите о чем оно.
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей! (о Богатыре)
- Правильно! Ребята, как вы думаете, какие виды искусства помогут нам сегодня узнать о богатырях больше? (Музыка и литература. Если бы не было литературы, в музыке не было бы многих жанров: песни, оперы, балета) слайд1
- Ребята, назовите, пожалуйста, имена известных Вам богатырей?
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович) слайд 2
- Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.
Какие главные качества характеризуют богатырей?
(Сила, стать, ум, смекалка, храбрость, решительность)
- Как, по вашему, будет звучать тема урока? («Богатырские образы искусстве»)
-Давайте представим, что мы композиторы. Какую музыку вы бы сочинили, изображая богатыря? Какими средствами выразительности бы пользовались? (Темп, динамика, лад).
- Ребята, сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите, может ли такая музыка рассказать о богатырях? (Слушание: Симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородин ) слайд 3
- Опишите характер музыки.
- Как звучала музыка ? (слайд4 - словарь эмоциональных терминов)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
- Какую картину представили слушая произведение?
- А может быть, кто то из вас вспомнит конкретные картины, произведения искусства, где изображены богатыри? Конечно, это известная картина В.М. Васнецова, которая так и называется: «Богатыри». Давайте рассмотрим репродукцию картины внимательно. (Репродукция В.М.Васнецова “Богатыри”) Слайд 5
- Ребята, как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- Что делают в поле богатыри? (Охраняют Родину от врагов.)
-Правильно, как стражи святой Руси, стоят они у заставы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
-Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Даже природа спокойна, когда у неё есть такие защитники.
- Ребята, а как вы думаете, что общего в музыке симфонии, в картине «Богатыри»? (Сила, мужество)
Физкультминутка
Потянулись: раз, два, три.
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
- Ребята, а как называются произведения, в которых изображается или описывается богатырь. (Былины)
- Что такое былина? (Былина – героическая песня)
-Она возникла более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли былины из древних песен и легенд. В них причудливо переплетается реальность с фантастикой. Послушайте, как изображен в былине русский богатырь (слайд 6)
Как далече – далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да поднимается:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий богатырь;
Конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает та палица, вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой…
- Каким изображен русский богатырь в этом фрагменте? (могучим, сильным, храбрым)
2.Закрепление материала.
-С какими музыкальными произведениями мы познакомились? (М.Мусоргский «Богатырские ворота» ; А.П. Бородин «Богатырская» симфония)
-А какую картину вы увидели? ( В. Васнецов «Три богатыря»)
- Фрагмент из какой былины мы слушали? ( Илья Муромец и Святогор)
3. Итог урока
-Так скажите, какие виды искусства затронула богатырская тема?
-Связаны ли музыка и изобразительное искусство?
- Что вы узнали нового?
-Большое спасибо всем за активность, мне было очень приятно с вами работать.
4.Домашнее задание.
- Ребята, нарисуйте богатыря.
- Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи
В статье предложен конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова....
Урок литературного чтения "Художественный образ в разных видах искусства. А.Пушкин «Тиха украинская ночь», А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Музыкальные произведения Шопена, Чайковского, Дебюсси, Бетховена", 2 класс
Публикация на Образовательном портале города Мурманска - http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko2.htm...
Образ зимы в произведениях разных видов искусства
Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе...
Зима в разных видах искусства
Образ зимы в стихотворениях русских поэтов и картинах художников....
Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.
Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе для администрации и родителей учащихся гимназии. Тема: « Закрепление разных видов разбора. Работа с текстом».
laquo;Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими люд...
Проект по теме: "Образ Шехеразады в разных видах искусства"
Трудно сказать, что больше привлекает в сказках «Тысячи и одной ночи» – занимательность сюжета, причудливое сплетение фантастического и реального, яркие картины городской...