Л. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л. Н. Толстой. Лев и собачка (быль).
Цель урока: способствовать углублению и конкретизации знаний о творчестве Л. Н. Толстого; организовать анализ произведения для выявления и понимания детьми идейно-смыслового и художественного содержания, развития и овладения нормами морали и нравственности; развивать умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Оборудование урока: Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – М.: Просвещение, 2010.; карточки для работы в группах и индивидуальной работы с записями цитат В. Даля, Л. Толстого, А. де Сент-Экзюпери, Ж. Ж. Руссо, пословиц, статей из толкового словаря; заготовки моделей бумажных сердечек.
План урока.
- Актуализация знаний, необходимых для урока.
- Постановка и обеспечение принятия учащимися целей.
- Введение нового материала.
- Диалоговое погружение в тему. Работа в группах.
- Самоконтроль и самооценка степени достижения целей.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Направления деятельности ученика | Методический комментарий |
Введение в тему урока | На доске записана тема проекта «Чем должен жить человек?» - Кто из писателей уже на протяжении нескольких уроков открывает нам эти истины? Дополнение учителя к ответам детей: «Л. Н. Толстой – писатель, постоянно думающий о тайнах человеческой души. Человек, который считал лучшими людьми тех, кто живёт своим разумом и чувством, а наиболее человечным того, кто размышляет о чужой жизни прежде, чем о своей.» - Прочитайте, как он сам об этом говорит. (Вывешиваю эпиграф урока на доску.) Приложение 1. - А чему уже научил нас писатель своими произведениями? Докажите это примерами произведений Л. Толстого. - Какие ассоциации возникают у вас при словах дружба, друг? Приложение 3. | Ответы детей Ответы детей. Работа в группах по карточкам. Приложение 2. Отчёт групп. | Целью данного этапа является «включение» в работу важнейших интеллектуальных качеств детей. При этом мобилизируется внимание, логическое мышление, развивается монологическая речь в виде текста-рассуждения, появляется интерес к познанию. Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий. Продолжается активизация мыслительных процессов, осуществляется связь предмета с жизненным опытом ребёнка. |
Целеполагание | - Попробуйте предположить, о чём будет сегодня наш разговор на уроке, исходя из уже состоявшегося диалога и прочитав ещё раз эпиграф урока. | Свободные высказывания | Учитель принимает любые версии, группируя их. Фиксируется внимание на тех, к которым можно вернуться позже. Важно учить детей слушать друг друга и не повторяться. создаётся установка на плодотворную деятельность. Предыдущие и данное задания помогают ребёнку осознать свою компетентность или наоборот. |
Эмоциональный настрой. Подготовка к восприятию. | Записываю название рассказа на доске: «Лев и собачка» - Можно из заголовка узнать, о чём произведение? - Какие ассоциации возникают при слове лев и собачка? - Может ли их что-то связывать? | Работа в группах. (Запись ответов на доске) лев собачка сила маленькая мощь слабая свирепость хищник | Задача на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы. Предметом является граница компетентности. |
Первичное восприятие | - Послушайте эту историю, следя за мной по тексту. Дети первого варианта, слушая, отмечайте своё настроение: изменится оно или останется постоянным. Остальные выделят самый яркий эпизод. | Эмоциональное чтение учителя способствует чувственному восприятию детей. Осуществляется дифференцированный подход в распределении заданий. Дети учатся работать с информацией. Мобилизируются интеллектуальные свойства детей, таких как память, внимание, мышление. | |
Первичный анализ | - Поделитесь своими первыми впечатлениями. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту она относится? - Как выглядят животные? - Что бы вы подписали под иллюстрацией? - А что поразило вас в этой истории? | Делятся впечатлениями, отвечают на поставленные задания при слушании. Лев смотрит как царь зверей – гордо, собачка радостная. Свободные высказывания. | Анализ выполнения этих заданий позволяет оценить готовность детей к решению познавательных задач, процесс решения, проявление целей. |
Анализ произведения | - Как собачка попала в клетку? - Какой оценки заслуживает этот поступок? - Далее работаем в группах. Распределите работу в группах таким образом, чтобы в ней принял участие каждый. - Прочитайте до слов «…не трогал её». Помните о задаче вашего чтения. Что будете сообщать при чтении слушателям? Что должны понять слушатели из вашего чтения? - Какие слова помогли объяснить поведение героев? (Ответы фиксируются учителем на доске, продолжая записи ассоциаций про льва и собачку) | Читают первые 2 абзаца. - Люди безжалостны, вместо того, чтобы просто брать деньги за показ зверей, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу. Дети работают в группах по заданиям. 1 группа Прочитайте первую часть рассказа. Найдите слова, описывающие собачку и льва. Подготовьте групповое чтение вслух. 2 группа Прочитайте первую часть рассказа. Попробуйте объяснить поведение героев. Какие слова вам в этом помогут? Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог между ними мог состояться при первой встрече. Придумайте и приготовьтесь его показать. 3 группа Определите вторую часть рассказа и найдите важные слова, описывающие поведение льва. Приготовьте чтение этой части для чтения вслух. 4 группа Прочитайте третью (последнюю) часть рассказа. Обратите внимание на поведение льва. Какие слова использует для этого автор? Приготовьте чтение этой части для чтения вслух. Подумайте, какую интонацию для этого надо выбрать. Отчёт первой и второй группы. Лев смотрит с любовью, интересом, удивлением, а собачка с умным взглядом, словно просит её не есть. Она игривая, ласковая, приветливо машет хвостиком. | Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий. Задания для каждой группы детей помогут ощутить себя комфортно, так как они посильны для них и познавательны. Совместная деятельность позволяет осуществить субъект-субъектные отношения, развивая положительное отношение и готовность к сотрудничеству. Дети любого уровня развития минимально тревожны в отношении невыполнения задания (особенно слабоуспевающие), так как они ощущают эмоциональную поддержку в группе. «Ситуация успеха» для всех! Такая форма работы ещё и позволяет выполнить задание за определённое время в едином режиме.
Задания, требующие понимания способа решения учебной задачи, переработки учебной информации. Групповая форма проверки направлена на развитие мотивов сотрудничества и порождение и оформление разных, множественных смыслов учебной работы. Расположение записей на доске, которые будут пополняться в дальнейшей работе, помогут детям «удержать» учебную цель, логику развития предметного разговора. |
Физминутка | - Изобразите без слов главных героев. - Если бы они умели разговаривать, какой бы диалог между ними мог состояться? | - Я добрая! Давай дружить! Я боюсь тебя! - Какая интересная собачка! Я огромный, но добрый! | Этот этап урока гармонично вписывается в его структуру, не разделяя урок на части. У детей при этом продолжается физический и эмоциональный подъём. |
- Ребята, как вы думаете, справились группы со своим заданием? - Как вы оцениваете поведение льва в следующем эпизоде? (Чтение до слов «…в одной клетке»). (Ответы фиксируются учителем на доске, продолжая записи ассоциаций про льва и собачку) - Справилась группа со своим заданием? - Прочитаем последнюю часть рассказа. Отметьте все слова, описывающие поведение льва. (Ответы фиксируются учителем на доске, продолжая записи ассоциаций про льва и собачку) - Справилась группа со своим заданием? - Отчего умер лев? Как это его характеризует? - Испытали ли вы чувство удовлетворения от такой концовки? - Подумайте, почему Л. Толстой именно на этом ставит точку. - В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль – идею произведения. - На мой взгляд, здесь две основные мысли. Какие? (Обращаю внимание на записи на доске про льва и собачку, где видны противоречия характера и поведения свирепого хищного животного, умеющего дружить, переживать) - Прочитайте с доски высказывания известных писателей, пословицы. Выберите те, которые подчеркнут главную мысль этого рассказа. Приложение 4. | Отчёт третьей группы. - Лев проявляет заботу. Он полюбил собачку. Отчёт четвёртой группы. - Лев умер от тоски. Он оказался преданным другом. - Чтобы мы задумались о дружбе, преданности, смерти. - Дружба животных, сострадание, милосердие людей. - 1.Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой. (Пословица) 2. Старый друг лучше новых двух. (Пословица) 3. Люди забыли истину, но ты не забывай: ты в ответе за всех, кого приручил. А. де Сент-Экзюпери | Коммуникативная рефлексия Учитель заставляет детей обращаться к цели урока, тем самым поддерживается проявление детьми смыслов и способов работы. Содержательная рефлексия | |
Подготовка к пересказу | - Можно ли по всем этим высказываниям восстановить цепочку событий рассказа? Что получится таким образом? Для чего? | Читают ещё раз все высказывания и составляют план рассказа. 1. Против всего можно устоять, но не против доброты. Ж. Ж. Руссо 2. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л. Н. Толстой 3. Старый друг лучше новых двух. Пословица | Необычность и сложность данного этапа работы в нестандартности содержания задания. Логика же выполнения задания исходит из компетенций формирования читательской деятельности. Поэтому, исходя из степени сформированности таковой деятельности у детей, учитель может предложить эту работу на усмотрение, не исключая работы в группах. |
Контроль, Оценка. | - Подведём итог нашего разговора. Как, по-вашему, мог появиться такой рассказ? - Как вы думаете, зачем писателю нужно было описывать это событие? - Встречались ли вам в жизни подобные ситуации? Кому хотелось бы рассказать о них? - Верны ли наши первоначальные предположения, о чём пойдёт речь в рассказе? - Ответьте на вопрос: «Чем должен жить человек?» - Какие произведения Л. Толстого, прочитанные ранее содержат ответ на этот вопрос? - А если бы вы встретили Л. Толстого, что бы сказали ему при встрече после прочтения его произведений? - Пусть будет больше открытых сердец, в которых будет милосердие, дружелюбие, сострадание и многое то, чему учат нас произведения Л. Толстого. (На доске появляются бумажные сердца с надписями) Приложение 5 - С таким сердцем уйдёт каждый из вас сегодня домой. А завтра давайте распахнём свои сердца для всех, написав на них те добрые качества человека, которым учат нас произведения Толстого. - Подготовьте пересказ, близкий к тексту. - По желанию, придумайте другую концовку рассказа. - Понравился ли вам урок? Что именно? Что на уроке вы делали с наибольшим удовольствием? - Насколько мы с вами достигли цели, поставленной в начале урока? | - Это быль. - Автор был обеспокоен, взволнован случившимся и хотел донести это до читателя, заставив размышлять о своих поступках. -Свободные высказывания. - Спасибо, что вы учите нас жить, быть сердечными людьми. Дети получают от учителя модели сердечек без надписи. | Рефлексивная оценка Личностная рефлексия Это возможность выразить детям своё эмоционально-чувственное отношение к изученному. Ретроспективная оценка |
Список использованной литературы
1. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978.
2. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. - М.,1953.
3. Гончаров Н. К. Педагогические идеи и практика Л. Н. Толстого в книге
“Историкопедагогические очерки” - М.,1963.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 11. – М.,1979.
5. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. – М., 1989.
6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.
7. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
8. Уранбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. – М., 1999.
9. Энциклопедия мудрости. – М., Росса, 2007.
В Оргкомитет Всероссийского
открытого конкурса
«Педагогические инновации»
ЗАЯВКА
Просим принять на конкурс работу: Проект «Чем должен жить человек»
Номинация: Литература и искусство
Автор: Окорокова Елена Анатольевна
Предмет преподавания: начальные классы
Должность: учитель
Название учреждения образования МБОУ СОШ №177
Адрес учреждения: 630124 г.Новосибирск, ул. Куприна,4
Телефон учреждения образования: (383) 267-66-29
Адрес автора:630124 г. Новосибирск, ул. Есенина 31/1 кв. 87
e-mail: tfjr@mail.ru
Домашний телефон: (383) 240-94-87
Сведения об оплате оргвзноса:
Квитанция №___ от «___» _______________________20___ г.
Подпись автора_____________
Дата отправки работы «___»_____________ 20____ г.
Проект
уроков литературного чтения
в 3 классе
«Чем должен жить человек»
Выполнила
учитель
МБОУ СОШ №177
г. Новосибирска
Окорокова Елена
Анатольевна
(383) 240-94-87
8-913-466-53-15
Приложение 1
В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других.
Л. Н. Толстой
Приложение 2.
Карточка №1
- Выбери названия басен Л. Толстого.
«Учёный сын», «Котёнок», «Отец и сыновья», «Птичка», «Лгун», «Лиса и журавль», «Собака и её тень», «Старик и яблони», «Старый дед и внучек», «Филиппок», «Галка и кувшин», «Белка и волк».
- Выбери название басни, к которой подходит пословица «Худо тому, кто добра не делает никому»
Карточка №2
Назови произведения Л. Толстого, темой которых является дружба, взаимопомощь.
«Учёный сын», «Котёнок», «Отец и сыновья», «Птичка», «Лгун», «Лиса и журавль», «Собака и её тень», «Старик и яблони», «Старый дед и внучек», «Филиппок», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Филиппок», «Акула»
Карточка №3
Соедини название произведения Л. Толстого с его темой.
О дружбе, взаимовыручке «Собака и волк»
Об уважении к старшим «Два товарища»
Об отношении к животным «Косточка»
О лжи «Котёнок»
О лени «Старый дед и внучек»
О храбрости «Учёный сын»
Приложение 3
Друг – сторонник, защитник, кого-чего-нибудь. (Из толкового словаря)
Дружба – бескорыстная стойкая приязнь. В. И. Даль
Друг
Добрый
Честный
Верный
Доверчивый
Преданный
Любящий
Заботливый
Приложение 4
Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.
( Пословица)
Приложение 4
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Ж. Ж. Руссо
Приложение 4
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л. Н. Толстой
Приложение 4
Старый друг лучше новых двух. (Пословица)
Приложение 4
Люди забыли истину, но ты не забывай: ты в ответе за всех, кого приручил.
А. де Сент-Экзюпери
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.
Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....
Урок технологии "Изготовление собачки"
Урок технологии "Изготовление собачки"...
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....