Случай с Евсейкой
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Иванова Лилия Николаевна

Тема:М.Горький "Случай с Евсейкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluchay_s_evseykoy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  М. Горький « Случай с Евсейкой»

Цели:

 Предметные: развитие умения анализировать, выразительно читать текст; умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, развивать творческие способности;  учить экспериментировать с водой.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить слова , помогающие увидеть красоту подводного мира.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, вода в стаканчиках, камешки, настойка йода, большая ракушка, выставка  детских поделок и рисунков « Морские обитатели»,  выставка произведений  М. Горького.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Пробуждение интереса к изучаемой теме

– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взяла и стою вот здесь в классе
И очень волнуюсь, на берег звоня.
                                                (Р. Сеф)

-Кто из вас бывал на море? А  хотели бы вы еще раз побывать на море? Почему?(Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской   водой можно полоскать горло, промывать нос).

Подробнее о  пользе  морской воды нам расскажет Гена.

(  Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.

В   составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий,  кальций, кислород, водород,  углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций,  натрий, кремний.  Не только купание в море, но и прогулки по линии  воды вдоль  берега – очень полезное занятие.

А теперь представьте себя на берегу  моря. ( дети встали)

            Логоритмическое  упражнение «Море»:

И вот перед нами море (идут друг за другом):

Бушует оно на просторе, (бегут друг за другом).

А в море высокая ходит волна, (пальцы сцеплены в замок, волнообразные движения)

И вверх до небес и  вниз до дна.

Качает вода соленая водоросли зеленые.

(Руки поднять вверх – змеевидные движения)

 Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.

На волнах качаются, солнцу улыбаются . (поднять руки вверх).

-Глубоко вдохните свежий морской воздух. Медленно выдохните (еще раз вдох - плавный медленный выдох). ( выключить проектор)

-  Какие же животные живут в морских глубинах?  Назовите обитателей моря, названия  которых состоят  из 2 слогов: рыбы, киты, крабы, спруты, 

 - А теперь морских обитателей, названия  которых состоят  из 3 слогов: дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары, планктоны.

- И морских животных с названиями, состоящими из 4 слогов: кашалоты, осьминоги, черепахи, анемоны, офиуры.

-Что вы знаете о них? 

•Дельфины – самые добрые и  умные животные.  У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной   рыбой. Они любят людей и часто  спасают тонущих пловцов.

 Кит - самое большое морское животное. Они едят мелких рачков.  Киты умеют «пускать» фонтаны.  Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком.

Акула- одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов .У акулы  хорошее  обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но  их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.

Медузы  живут во всех морях и океанах, питаются  планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага.  Для человека ожог не опасен, но болезнен.  Поэтому нельзя  их трогать.

3. Выборочное чтение

-А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве. Ответ на этот вопрос найдите в тексте. Реальные или сказочные эти животные? Почему же тогда произведение включено в раздел « Были – небылицы»?( рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга ) ( включить проектор) Слайды 2-20

Посмотрим красоту подводного царства.

Теперь прочитайте самостоятельно стихотворение.

4.Речевая разминка

Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас-
весьма во многом.
Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

1)Прочитайте хором, медленно, четко произнося все звуки;
2)Прочитайте шепотом

3)Прочитайте громко и быстро;

4) Прочитайте сердито. Esk, свернуть( выключить проектор)

 III. Изучение темы. Работа над текстом М. Горького 

1. Вводная беседа.
-Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из текста «Случай с  Евсейкой»,  слова рыб,  которые они  бормотали,  плавая вокруг Евсейки.)

-А кто автор этого произведения? Что вы о нем запомнили?(рассказ детей о М.Горьком)

МаксимГорький(1868-1936)
Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним.

О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» ,рассказ «Дед Архип и Ленька».

(Обращает внимание на выставку книг)

-Кто из вас вчера уже взял книги Горького в библиотеке. Я надеюсь,  что потом вы поделитесь этими книгами друг с другом.

5.Продолжение работы над произведением

 Сейчас при работе в группах вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках:                

           Кинезиологическое  упражнение  «Точка внимания»:

Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать,

(нажимать на центр ладони пальцами рук)

Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем ).

А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами).

Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы),

Отдыхаем  (расслабить кисть) и внимательнее  станем.

Работа в группах( задания напечатаны на листочках)

( Вопросы для всего класса)

 -Как вы  считаете, смогут ли жить морские лилии, морские черепахи, актинии,  морские пузыри в пресной воде? В реках Башкортостана?

- Нет.

-А что делать, если  вам   вдруг подарили морского ежа? Как вы поступите?

 ( на экране морской еж)

Дети: давайте научимся получать из пресной воды  морскую воду.

 Над  получением  морской воды  будет заниматься 5 группа. Взяли  зеленые листочки и приступили к работе.

 5 группа – Экспериментальная работа с водой и камешками ( Дать инструктивную карту)

- Перед вами  стаканчик с пресной водой, что нужно добавить, чтобы получить морскую воду? Правильно, йод и соль (дети добавляют йод, соль, получают морскую воду). Работайте по инструктивной карте.

Инструктивная карта ( для учителя)

1.Поставь стакан с пресной водой.

2.Добавь 2 ложки соли и размешай.

3. Добавь пипеткой 3 капли йода.

4. Ответить на вопрос:

-Чем отличается морская вода от колодезной?

Ответы детей:  Морская вода - соленая, колодезная – пресная, морская вода - теплая, а колодезная – холодная, морская вода – мутная, а колодезная вода - прозрачная, морская вода - жесткая, колодезная вода –мягкая, морскую воду пить нельзя, а колодезную воду – можно.

-  А  где же можно применять морскую  воду? Полоскать горло, промывать нос, купаться в ней, делать лекарство, в морской воде много йода.

- А как вы думаете, в  водах морей  тихо или  передаются звуки?

- Передаются звуки. Например,  рыбы издают много звуков. Одни «ворчат», другие «чирикают», третьи «гудят». - Чем? – Для издания звуков  они используют зубы, челюсти, жабры.

5.Брось камешек и послушай звук его удара о дно емкости.

6.Приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче?

Какой вывод делаем?

-  Давайте это рассмотрим на опыте. Бросьте камешек и послушайте звук его удара о дно емкости. Затем приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче? Во втором варианте.  Значит,  какой вывод делаем? -  Через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Инструктивная карта ( для учащихся 5 группы)

1.Поставь стакан с пресной водой.

2.Добавь 2 ложки соли и размешай.

3. Добавь пипеткой 3 капли йода.

4. Ответить на вопрос:

-Чем отличается морская вода от колодезной?

-  А  где же можно применять морскую  воду?

- А как вы думаете, в  водах морей  тихо или  передаются звуки?

5.Брось камешек и послушай звук его удара о дно емкости.

6.Приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче?

Какой вывод делаем?

1 группа –Работа с иллюстрациями.

Расположите их по порядку. Почему вы считаете, что их надо расположить в такой последовательности ?(работаете с маленькими рисунками, а на доске покажите – последовательность с большими рисунками )

   2 группа

Составьте синквейн про Евсейку.

3-4группы.Чтение по ролям

3группа –Прочитать по ролям ( стр.6 со слов « И, приосанясь… до слов  « Серьезный какой», - подумал Евсейка.)

4 группа -   Прочитать по ролям (стр.7  со слов « Надо переменить разговор» стр.8  до слов из этой неприятной истории.)

Физминутка ( дельфины)

Отдохнули, а теперь проверьте сами себя  внимательны ли вы были при чтении.

       6. Тест « Так ли говорится в тексте»

Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное

Учитель: Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.

Карточка для учителя:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

-

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

+

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

-

4.

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

+

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

+

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

-

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

-

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

+

9.

- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

-

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

+

Карточка для учащихся:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

4.

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

9.

- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

7.Проверка теста на веб - камере

(включить проектор) 

8. Чтение по ролям. ( Прочитайте разговор Евсейки с рыбой)  Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его…

Действующие лица: автор – Вилена,  рыба – Эльмира,  Евсейка – Гена, маленькие рыбешки – Лиля, Б. Саша.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Что в этом рассказе является былью, а что небылицей? Понравился рассказ? Чем? ( Мы очень  много узнали о морских обитателях,  читали разные энциклопедии)

 9.9.Д/з: 1) придумать продолжение сказки,

2) составить план сказки,

3)работа в тетради

10.Рефлексия «Все в твоих руках»

Оцените свою работу на уроке сами.

Большой палец - для меня это  было важным и интересным.

Указательный – я получил конкретную информацию

Средний – мне не понравилось.

Безымянный – мне было трудно все усвоить сразу.

Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу М. Горького "Случай с Евсейкой"

Презентация к рассказу М.Горького "Случай с Евсекой". Данная презентация знакомит учащихся с морскими обитателями, что способствует лучшему усвоению текста....

Вопросы к произведению по литературному чтению 3 класс "Случай с Евсейкой" М.Горького

Я использую такие вопросы на уроках чтения, когда мне нужно организовать самостоятельную работу учащихся, т.к. работаю в малокомплектной школе....

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Урок по литературному чтению - дистанционное обучение. Для Силина Ивана, ученика 3-в класса ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района  г. Санкт-Петербурга...

М.Горький "Случай с Евсейкой"

Ознакомить с жизнью и творчеством Максима Горького, познакомиться с рассказом " Случай с Евсейкой"...

Случай с Евсейкой

Открытый урок с презентацией "Случай с Евсейкой"...

Урок литературного чтения 3 класс "Случай с Евсейкой"

Презентация к уроку, конспект урока....