Случай с Евсейкой
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: М. Горький « Случай с Евсейкой»
Цели:
Предметные: развитие умения анализировать, выразительно читать текст; умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, развивать творческие способности; учить экспериментировать с водой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить слова , помогающие увидеть красоту подводного мира.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, вода в стаканчиках, камешки, настойка йода, большая ракушка, выставка детских поделок и рисунков « Морские обитатели», выставка произведений М. Горького.
Ход урока
- Организационный момент
- Пробуждение интереса к изучаемой теме
– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взяла и стою вот здесь в классе
И очень волнуюсь, на берег звоня.
(Р. Сеф)
-Кто из вас бывал на море? А хотели бы вы еще раз побывать на море? Почему?(Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской водой можно полоскать горло, промывать нос).
Подробнее о пользе морской воды нам расскажет Гена.
( Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.
В составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий, кальций, кислород, водород, углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций, натрий, кремний. Не только купание в море, но и прогулки по линии воды вдоль берега – очень полезное занятие.
А теперь представьте себя на берегу моря. ( дети встали)
Логоритмическое упражнение «Море»:
И вот перед нами море (идут друг за другом):
Бушует оно на просторе, (бегут друг за другом).
А в море высокая ходит волна, (пальцы сцеплены в замок, волнообразные движения)
И вверх до небес и вниз до дна.
Качает вода соленая водоросли зеленые.
(Руки поднять вверх – змеевидные движения)
Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.
На волнах качаются, солнцу улыбаются . (поднять руки вверх).
-Глубоко вдохните свежий морской воздух. Медленно выдохните (еще раз вдох - плавный медленный выдох). ( выключить проектор)
- Какие же животные живут в морских глубинах? Назовите обитателей моря, названия которых состоят из 2 слогов: рыбы, киты, крабы, спруты,
- А теперь морских обитателей, названия которых состоят из 3 слогов: дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары, планктоны.
- И морских животных с названиями, состоящими из 4 слогов: кашалоты, осьминоги, черепахи, анемоны, офиуры.
-Что вы знаете о них?
•Дельфины – самые добрые и умные животные. У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной рыбой. Они любят людей и часто спасают тонущих пловцов.
• Кит - самое большое морское животное. Они едят мелких рачков. Киты умеют «пускать» фонтаны. Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком.
• Акула- одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов .У акулы хорошее обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.
• Медузы живут во всех морях и океанах, питаются планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага. Для человека ожог не опасен, но болезнен. Поэтому нельзя их трогать.
3. Выборочное чтение
-А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве. Ответ на этот вопрос найдите в тексте. Реальные или сказочные эти животные? Почему же тогда произведение включено в раздел « Были – небылицы»?( рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга ) ( включить проектор) Слайды 2-20
Посмотрим красоту подводного царства.
Теперь прочитайте самостоятельно стихотворение.
4.Речевая разминка
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас-
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
1)Прочитайте хором, медленно, четко произнося все звуки;
2)Прочитайте шепотом
3)Прочитайте громко и быстро;
4) Прочитайте сердито. Esk, свернуть( выключить проектор)
III. Изучение темы. Работа над текстом М. Горького
1. Вводная беседа.
-Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)
-А кто автор этого произведения? Что вы о нем запомнили?(рассказ детей о М.Горьком)
МаксимГорький(1868-1936)
Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним.
О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» ,рассказ «Дед Архип и Ленька».
(Обращает внимание на выставку книг)
-Кто из вас вчера уже взял книги Горького в библиотеке. Я надеюсь, что потом вы поделитесь этими книгами друг с другом.
5.Продолжение работы над произведением
Сейчас при работе в группах вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках:
Кинезиологическое упражнение «Точка внимания»:
Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать,
(нажимать на центр ладони пальцами рук)
Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем ).
А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами).
Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы),
Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.
Работа в группах( задания напечатаны на листочках)
( Вопросы для всего класса)
-Как вы считаете, смогут ли жить морские лилии, морские черепахи, актинии, морские пузыри в пресной воде? В реках Башкортостана?
- Нет.
-А что делать, если вам вдруг подарили морского ежа? Как вы поступите?
( на экране морской еж)
Дети: давайте научимся получать из пресной воды морскую воду.
Над получением морской воды будет заниматься 5 группа. Взяли зеленые листочки и приступили к работе.
5 группа – Экспериментальная работа с водой и камешками ( Дать инструктивную карту)
- Перед вами стаканчик с пресной водой, что нужно добавить, чтобы получить морскую воду? Правильно, йод и соль (дети добавляют йод, соль, получают морскую воду). Работайте по инструктивной карте.
Инструктивная карта ( для учителя)
1.Поставь стакан с пресной водой.
2.Добавь 2 ложки соли и размешай.
3. Добавь пипеткой 3 капли йода.
4. Ответить на вопрос:
-Чем отличается морская вода от колодезной?
Ответы детей: Морская вода - соленая, колодезная – пресная, морская вода - теплая, а колодезная – холодная, морская вода – мутная, а колодезная вода - прозрачная, морская вода - жесткая, колодезная вода –мягкая, морскую воду пить нельзя, а колодезную воду – можно.
- А где же можно применять морскую воду? Полоскать горло, промывать нос, купаться в ней, делать лекарство, в морской воде много йода.
- А как вы думаете, в водах морей тихо или передаются звуки?
- Передаются звуки. Например, рыбы издают много звуков. Одни «ворчат», другие «чирикают», третьи «гудят». - Чем? – Для издания звуков они используют зубы, челюсти, жабры.
5.Брось камешек и послушай звук его удара о дно емкости.
6.Приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче?
Какой вывод делаем?
- Давайте это рассмотрим на опыте. Бросьте камешек и послушайте звук его удара о дно емкости. Затем приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче? Во втором варианте. Значит, какой вывод делаем? - Через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
Инструктивная карта ( для учащихся 5 группы)
1.Поставь стакан с пресной водой.
2.Добавь 2 ложки соли и размешай.
3. Добавь пипеткой 3 капли йода.
4. Ответить на вопрос:
-Чем отличается морская вода от колодезной?
- А где же можно применять морскую воду?
- А как вы думаете, в водах морей тихо или передаются звуки?
5.Брось камешек и послушай звук его удара о дно емкости.
6.Приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче?
Какой вывод делаем?
1 группа –Работа с иллюстрациями.
Расположите их по порядку. Почему вы считаете, что их надо расположить в такой последовательности ?(работаете с маленькими рисунками, а на доске покажите – последовательность с большими рисунками )
2 группа
Составьте синквейн про Евсейку.
3-4группы.Чтение по ролям
3группа –Прочитать по ролям ( стр.6 со слов « И, приосанясь… до слов « Серьезный какой», - подумал Евсейка.)
4 группа - Прочитать по ролям (стр.7 со слов « Надо переменить разговор» стр.8 до слов из этой неприятной истории.)
Физминутка ( дельфины)
Отдохнули, а теперь проверьте сами себя внимательны ли вы были при чтении.
6. Тест « Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель: Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
Карточка для учителя:
1. | Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт. | - |
2. | Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! | + |
3. | Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. | - |
4. | «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» | + |
5. | Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест! | + |
6. | Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! | - |
7. | «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… | - |
8. | Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… | + |
9. | - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… | - |
10. | «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» | + |
Карточка для учащихся:
1. | Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт. | |
2. | Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! | |
3. | Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. | |
4. | «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» | |
5. | Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест! | |
6. | Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! | |
7. | «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… | |
8. | Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… | |
9. | - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… | |
10. | «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» |
7.Проверка теста на веб - камере
(включить проектор)
8. Чтение по ролям. ( Прочитайте разговор Евсейки с рыбой) Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его…
Действующие лица: автор – Вилена, рыба – Эльмира, Евсейка – Гена, маленькие рыбешки – Лиля, Б. Саша.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Что в этом рассказе является былью, а что небылицей? Понравился рассказ? Чем? ( Мы очень много узнали о морских обитателях, читали разные энциклопедии)
9.9.Д/з: 1) придумать продолжение сказки,
2) составить план сказки,
3)работа в тетради
10.Рефлексия «Все в твоих руках»
Оцените свою работу на уроке сами.
Большой палец - для меня это было важным и интересным.
Указательный – я получил конкретную информацию
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – мне было трудно все усвоить сразу.
Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к рассказу М. Горького "Случай с Евсейкой"
Презентация к рассказу М.Горького "Случай с Евсекой". Данная презентация знакомит учащихся с морскими обитателями, что способствует лучшему усвоению текста....
Вопросы к произведению по литературному чтению 3 класс "Случай с Евсейкой" М.Горького
Я использую такие вопросы на уроках чтения, когда мне нужно организовать самостоятельную работу учащихся, т.к. работаю в малокомплектной школе....
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Урок по литературному чтению - дистанционное обучение. Для Силина Ивана, ученика 3-в класса ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района г. Санкт-Петербурга...
М.Горький "Случай с Евсейкой"
Ознакомить с жизнью и творчеством Максима Горького, познакомиться с рассказом " Случай с Евсейкой"...
Случай с Евсейкой
Открытый урок с презентацией "Случай с Евсейкой"...
Урок литературного чтения 3 класс "Случай с Евсейкой"
Презентация к уроку, конспект урока....