Как я работаю над рассказом В.Осеевой "Почему?" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается конспект урока по литературному чтению. Цель работы: показать коллегам, как можно организовать работу над произведением, используя различные приёмы понимания текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ рассказа | 41.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как я работаю над рассказом
В.А. Осеевой "Почему?"
Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.
В настоящее время существует немало исследований, посвященных проблемам современного урока чтения. Мне хотелось бы поделиться с коллегами своим (пусть еще и небольшим) опытом работы над художественным произведением.
Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой "Почему?" Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: "Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей", "тайное всегда становится явным". Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы "дети не обманывали родителей", чтобы "они сразу признавались". Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе "просыпается" голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении "Это... Бум!" пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя.
В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:
1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.
2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.
Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом. После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой "Почему?" Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.
Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его "обманщиком и предателем", жалеют собаку и маму.
– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.
Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: "Стол выскользнул из моих рук". Заканчивается словами: "Он немножечко подпрыгнул... и лапами..."
– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?
Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.
Дети. Вы вместо "тихонько сполз" написали "встал".
У. Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (показывает один ученик) и как он тихонько сполз (показывает другой ученик). Есть разница?
Д. Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.
У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.
Д. Вы пропустили слова: "сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели".
У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.
Д. Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.
У. А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?
Д. Наверное,нет.
– А еще вы не поставили многоточие в предложении " Это... это... Бум". Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.
У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?
Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.
У. Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.
Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.
Д. Я думаю, что мальчик не признался не потому, что мама его накажет. Вот здесь написано: " ...мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное..." Он просто испугался, поэтому и не признался сразу.
– А я думаю, что он не признался, потому что чашка была папиной.
У. Перечитайте, как пишет об этом Осеева.
Д. "...ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь..." и "...но мама так берегла все папино..."
У. Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: "...так берегли", и во второй части снова повторяет: "...так берегла". Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова "так"? Читаем, что получится без слова "так".
Дети выполняют задание.
– Все понятно? Ничего не изменилось?
Д. Да, все понятно.– Нет, без слова "так" мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.
У. Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?
Д. Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.
У. А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?
Д. Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.
Описание внешности мамы фиксируется на доске.
– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась.
– Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.
У. Как вы думаете, о чем могла думать мама?
Д. Может быть, она думала: "Почему мой сын не может признаться?", "Неужели он станет обманщиком?"
У. А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
Д. Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно..."
У. Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?
Д. Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.
У. Легко ли было маме принять такое решение?
Д. Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!
У. Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.
На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.
– Ребята, а зачем автор приводит это описание природы? Неужели Осеева не умеет писать коротко?
Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.
– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?
Д. Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.
У. А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.
На доске появляются слова: "на сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".
– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?
Д. Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.
У. Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.
Д. "И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее... – Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!"
У. Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?
Поднимается вверх одна рука.
Д. Совесть не давала ему покоя.
У. Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?
Д. Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него.
– А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучился, переживал за собаку.
У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".
Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения , мышление , внимание.Дети составляя ребус , задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...
проектная работа ученика 2 класса по английскому языку по теме "мое любимое животное". Рассказ ученика 2 класса о любимом животном, сопровождаемый подборкой ярких иллюстраций. Каждый слад комментируется учащимся на английском языке.
проектная работа ученика 2 класса по теме "Мое любимое животное"....
Урок литературного чтения в 3 классе. Работа над рассказом Г. Куликова "Как я влиял на Севку. Фразеологизмы"
Задачи:Завершить чтение произведения Г. Куликова «Как я влиял на Севку».Развивать умение работать с дополнительной литературой, словарями, отыскивать фразеологические обороты и объяснять их знач...
Проверочная работа по рассказам В. Ю. Драгунского "Главные реки" и "Что любит Мишка" (литературное чтение, 4 класс, "Школа России"
Проверочная работа для четвертоклассников, направленная на диагностику усвоения содержания и первичных литературоведческих представлений....
Работа с текстом. Проверочная работа по рассказу Л.Н. Толстого "Зайцы".
Проверочная работа содержит текст произведения и вопросы по содержанию текста, а также его по анализу и знанию терминологии. Проверяется умение понимать поставленную учебную задачу и давать краткие и ...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...