Внеклассное мероприятие "В гостях у Куприна!"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Познавательное мероприятие о жизни А.И.Куприна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_v_gostyakh_u_kuprina.docx | 135.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
В гостях у Куприна!
(внеклассное мероприятие)
Автор-составитель:
Анисимова Лариса Константиновна,
учитель начальных классов
с. Панаевск, 2014
«Куприн — настоящий художник, громадный талант.
Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...»
Л.Н. Толстой
Цель занятия: Продолжить знакомство с творчеством А.И. Куприна.
Задачи занятия:
- Проследить влияние жизненных этапов на творчество писателя;
- Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;
- Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе.
Оборудование:
- Сборники произведений А. И. Куприна
- Презентация к занятию;
Ход занятия
I. Организационный момент Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, начнём наше занятие!
II. Сообщение темы и целей занятия.
– Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте, что на нем написано. (145 лет со дня рождения А. И. Куприна)
- Этой важной дате и будет посвящено наше занятие.
Слайд 2
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством русского писателя Александра Ивановича Куприна, а также поговорим о тех произведениях, которые вы уже знаете.
III Вступительная беседа (учитель или хорошо подготовленные дети)
- Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:
Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.
– Родился Александр Иванович 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. В 1877 г. из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Семилетний Саша надел первую в своей жизни форму — «парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой». Казенная обстановка, злобные старые девы-воспитательницы, наконец, сверстники, которые «были с самого первоначалия исковерканы»,— все это причиняло мальчику страдания. Он совершает побег и, проплутав двое суток по Москве, возвращается с повинной в пансион (рассказ 1917 г. «Храбрые беглецы»).
- Однако испытания, ждавшие Куприна, только начинались. В 1880 г. он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: «Черная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике». В повести «На переломе» («Кадеты», 1900) Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, тупость начальства, «всеобщий культ кулака», отдававший слабого на растерзание более сильному, наконец, отчаянную тоску по семье и дому.
- Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
- Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
- В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.
Слайд 3
- В 1893–1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
- В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
– В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повесть «Олеся»
Слайд 4
– Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
- В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,— требовалось художественно обобщить их. И когда в 1896 г., поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного произведения — повести «Молох». Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешевой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский» (1897), и затем, уже в начале XX столетия, — «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1905).
Слайд 5
Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека. У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.
Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).
«Слон» (1907г) Слайды 6,7
Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Проблематика произведения создана очень убедительно и довольно проста: необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием.
- Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907–1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911).
Слайд 8
Перед началом повествования Александр Иванович Куприн вместо эпиграфа написал название музыкальной композиции L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato. В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя, подталкивает его к смерти. Поэтому неслучайно А.И.Куприн использует данную музыкальную композицию – он подготавливает своих читателей к прочтению повести.
Стихотворение австрийского поэта первой половины 19 века Николая Линау будто отражает содержание повести «Гранатовый браслет»:
Молчать и гибнуть.. Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!-
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
И все – таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне.
Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви.
- Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала это прекрасное чувство в его сердце, возвысила его, «маленького человека» над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое»
- Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел, или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган – Барановских.
Повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Он воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии и равнодушию.
- В письме к Ф.Д.Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
Слайд 9
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, Слайд 10 отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.
– Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».
– Новым творческим планам не суждено было осуществиться. . В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева Слайд 11
Слайд 12
- Достаточно много замечательных произведений написал этот прекрасный человек. Все они помогают стать настоящими людьми… И поэтому их читали, читают и будут читать еще многие поколения….
IV. Проверка полученных знаний.
– А теперь посмотрим, как вы помните произведения, которые вы читали в начальной школе. Я буду задавать вам вопросы по изученным произведениям, а вы должны дать ответ.
– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)
– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)
– Назовите рассказ, в котором автор рассказывает о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)
– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)
– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)
– В каком произведении главный герой добился успеха благодаря преданной любви жены? («Куст сирени»)
- А теперь вновь вернемся к слайду и заполним кроссворд
Слайды 13,14
КРОССВОРД
- Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»? (Животные)
- Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»? (Серёжа)
- Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна? (Томми)
- Кто такая Ю-ю? (кошка)
- Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор». (Мерцаловы)
- Назовите фамилию «чудесного доктора». (Пирогов)
- Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени». (Алмазов)
- Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»? (Вера)
V. Подведение итога занятия. Слайд 15
– В произведениях Куприна любовь и трагедия идут рука об руку.
– Хотелось бы закончить наше занятие отрывком из стихотворения монгольского поэта Цэндийна Дамдинсурэна, я прочитаю его в русском переводе (сопровождать жестами)
Когда с любимой видишься своею,
Ты расцветаешь как весной цветок,
Когда, увы, расстаться должен с нею,
Ты лист осенний – жёлт и одинок...
Но что ж – пусть лист осенний опадает,
Но дерево распустит почки вновь,
И долгая разлука не пугает
В глубинах сердца скрытую любовь...
– Ничего странного не заметили? Я помогала прочтению стихотворения жестами. В мире очень много людей, которые по разным причинам не могут говорить, слабо слышат, Вы никогда не задумывались, как они общаются и воспринимают окружающий мир с огромным количеством звуков. Ведь А.И.Куприн в конце своей жизни перенёс тяжёлую болезнь, при которой ему было затруднительно разговаривать….
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…"
– И если разлука – смерть… Слайд 16
VI. Рефлексия
- Понравилось ли вам наше занятие?
-Что мы сегодня узнали нового?
-Достигли ли мы поставленной цели?
VII. Заключительное слово учителя Слайд 17
-На занятии мы пытались понять одного из удивительных русских писателей 20-го века, осознать общечеловеческое значение его творчества, как это вышло покажет жизнь.
Литература
1.А.И.Куприн. Избранные сочинения. М.. Худ. лит-ра, 1985
2.О.Михайлов. Настоящий художник, громадный талант. Библиотека классики.
М.. Худ. лит-ра. 1985
3. Русская лит-ра 20 века. Очерки, портреты, эссе. Под ред.Ф.Ф.Кузнецова. М., Просвещение,1991
4. Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе
20 века М.. Вако,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"
ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...
Внеклассное мероприятие "В гости к осени"
Сценарий опубликован на сайте Фестиваля "Открытый урок"...
Внеклассное мероприятие во 2 классе "У рыженькой красавицы в гостях"
Осень играет с детьми, загадывает загадки, кроссворд. Дети поют частушки об осени, танцуют с листьями, показывают сценку "Репка на новый лад"....
Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Осени"
Форма проводимого мероприятия нетрадиционная - праздник. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу ...
Внеклассное мероприятие "Осень, осень, в гости просим"
Данное мероприятие расширяет кругозор учащихся, внимание. память.Воспитывает любовь к родному краю, природе....
Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе «Читаем рассказ А.И. Куприна «Бальт»
Материал содержит текст сценария и сопровождается презентацией...