Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Перспективная начальная школа.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса ( 3 часа в неделю) по программе "Перспективная начальная школа" составлена с учетом изменений  ФГОС 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №__________

от «___» ______ 20__  г.

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

_____________________

(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № ________

от «___» _____20 __ г.

Зам. директора по УМР

 Князькова Н.А.

 ___________________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

 

Зам. директора

 по УВР МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от «___» ___ 20 __  г.

Директор МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

(подпись)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

для обучающихся 4 классов

Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

                                     

Составитель:

Костинец Г.А.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      высшей квалификационной

                                                                                                      категории

2017 г.

На изучение предмета «Литературное чтение» максимальное количество часов

в 4-ом классе составляет  102 часа (3 часа в неделю при  пятидневной рабочей неделе).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

4 класс

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч.—М.: Академкнига/Учебник.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

Малаховская О.В., Чуракова Н.А.  Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.

Выпускник:

        • сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

        • накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

        • получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

        • овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Выпускник научится:

        • читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

        • грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

        • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

        • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

        • перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

        • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

        • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

        • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

        • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

        • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

        • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

        • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

        • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Выпускник научится:

        • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

        • отличать народные произведения от авторских;

        • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

        Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

        •отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;

        • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

        • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

        • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

        • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий

выпускник научится:

        • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

        • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

        В области коммуникативных учебных действий

выпускник научится:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

        В области регулятивных учебных действий

выпускник научится:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

        В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

        • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

        • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Содержание учебного предмета

4 класс

        Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (т.е. географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИСТОРИЯ , историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

        Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

        Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

        Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

        Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

        Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

        – проблемы выражения авторской точки зрения в прозе и поэзии;

        – проблемы выражения чувств лирического героя в лирике;

        – проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика и героя.

        Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

        Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

        Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

        Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

        а) умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

        б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

        в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

        Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

        Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

        Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

        Формирование библиографической культуры

        Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

        Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

        Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

        Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

        а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

        б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

        в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

        Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

        

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Устное народное творчество. Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром; представления о тотемных животных и тотемных растениях как прародителях человека.

        Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над

волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости.

        Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках

        Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями – торговлей или ратными подвигами – свое отечество).

        Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

        Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

        Жизнь жанров фольклора во времени.

        Взаимоотношения обрядов и праздников.

        Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

        Народная и авторская сказка.

        Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

        а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя;

        б) сложность характера героя и развитие его во времени;

        в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

        г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

        д) выразительность художественного языка.

        Сказочная повесть: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

        Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.

        Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

        Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

        Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

        Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

        Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

        Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

        Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

        Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

        Раздел «Круг чтения»

        Устное народное творчество

        Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

        Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»[1]*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.

        Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая бабка».

        Былины:

        а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

        б) новгородского цикла: «Садко».

        Классики русской литературы XVIII – первой половины XX в.:

        В. Жуковский: «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

        А. Пушкин: «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

        М. Лермонтов «Парус»;

        Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;

        А. Фет «Это утро, радость эта...»;

        И. Бунин: «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»;

        Н. Заболоцкий: «Сентябрь», «Оттепель»;

        В. Хлебников «Кузнечик»;

        В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

        Б. Пастернак «Опять весна»;

        А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

        Л. Андреев «Петька на даче»;

        М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;

        В. Набоков: «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;

        А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

        Классики русской литературы второй половины XX в.:

        А. Ахматова: «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;

        С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

        Н. Рыленков «К Родине»;

        Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

        Д. Самойлов «Красная осень»;

        А. Кушнер «Сирень»;

        В. Соколов: «О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;

        Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;

        К. Паустовский «Теплый хлеб»*;

        Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

        И. Пивоварова: «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

        В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»[2]*;

        Л. Улицкая «Бумажная победа»;

        М. Вайсман «Шмыгимышь»;

        С. Козлов: «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

        Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;

        С. Маршак «Как поработала зима!..»;

        А. Пантелеев «Главный инженер».

        Зарубежная литература:

        древнегреческий «Гимн Природе»;

        древнегреческое сказание «Персей»;

        Плиний Младший «Письмо Тациту».

        Авторские волшебные сказки:

        Г. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

        С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

        А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

        Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Тематическое планирование

4 класс (102 ч)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

 Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (14 ч)

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.

1

2

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом».

1

3

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом

1

4

Мифы Древней Руси

1

5

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

6

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

7

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

8

Русская народная сказка «Морозко»

1

9

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

1

10

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

11

Русская сказка «Гуси-лебеди»

1

12

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка»

1

13

Татарская сказка «Гульчечек»

1

14

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки»

1

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств (14 часов)

15

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

16

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом».

1

17

Илья Муромец и Святогор.

1

18

Илья Муромец и Святогор. 

1

19

Былина «Садко».

1

20

Былина «Садко».Поход в «Музейный Дом». 

1

21

Былина «Волх Всеславович»

1

22-23

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

2

24

Г.-Х. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»

1

25-27

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

3

28

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре.»

1

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (10 часов)

29

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». 

1

30

Стихи о природе. Э .Дикинсон К. Бальмонт А. Фет

1

31

Давид Самойлов «Красная осень».Николай Заболоцкий «Сентябрь». 

Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

32

И .Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото»

1

33

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»

1

34

Владимир Набоков «Обида». «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Дождь пролетел»

1

35

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Борис Сергуненков «Конь Мотылек».

1

36

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

37

Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом»

1

38

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

1

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (12 часов)

39-40

Леонид Андреев «Петька на даче»

2

41-42

Антон Чехов «Ванька».

2

43-44

Антон Чехов «Мальчики»

2

45

Ю. Коваль «Полынные сказки»

1

46

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

47-49

Антоний Погорельский «Черная курица, или  Подземные жители»

3

50

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА

(12 часов)

51

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

52

А. Майков «Болото» В. Набоков «При луне»

1

53

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

1

54

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

55

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!». «Давно бы так, заяц!»

1

56

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

57

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

1

58

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

59

А Фет «Я жду»

1

60

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

1

61

Сергей Козлов «Лисичка» «Ежикина радость»

1

62

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (12 часов)

63-65

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3

66

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2

67

И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым»

1

68

Д. Кедрин «Приглашение на дачу»

1

69

А.С. Пушкин «Няне» , «Зимний вечер»

1

70-72

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

3

73

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»

1

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда (10 часов)

74

Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель .

1

75

Мария Вайсман «Шмыгимышь». В. Хлебников «Кузнечик»

1

76

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…». Поход в «Музейный Дом».

1

77

А. Кушнер «Сирень». В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

78

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

79

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

1

80

М. Лермонтов «Парус»

1

81

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…». Самуил Маршак «Как поработала зима!»

1

82

А. Пушкин  «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

1

83

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

1

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество (12 часов)

84-85

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

2

86

Анна Ахматова «Памяти друга».

1

87

Н. Рыленков «К Родине»

1

88

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

1

89

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». Поход в «Музейный Дом».

1

90

Древнегреческий гимн природе. Поход в «Музейный Дом».

1

91

Государственный гимн Российской Федерации

1

92

Плиний Младший «Письмо Тациту» Поход в «Музейный Дом». 

1

93

А. Пушкин  «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…»

1

94

В. Набоков «Снег» «Моя весна». Е. Клюев «Деревянная лошадка»

1

95

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

1

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

 (7 часов)

96

Путешествие в Казань. В мастерской художника

1

97

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». 

1

98

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

99

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

100

Итоговая работа

1

101-102

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

2


[1]*        Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.

[2]*        Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.

Рабочая программа по  литературному чтению составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

рабочая программа по литературному чтению умк "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса разработана на основе программы "Литературное чтение" (авторы Н.А.чуракова, О.В. Малаховская) . Составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"...