Урок литературного чтения в 4 классе на тему: ««Наполним музыкой сердца» .К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе .
Тема урока: «Наполним музыкой сердца» К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками.
Цели урока: показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя,
о чем может рассказать;
определить главную идею: почему люди сочиняют музыку, пишут стихи,
рисуют? Как помогает людям искусство?
Воспитывать чувство прекрасного ; развивать навыки выразительного чтения
и умение формулировать идею произведения, развивать творческое
воображение через слово, музыку, живопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Урок
литературного чтения в 4 классе
«К.Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Учитель -Балашова М.В.
Автор: Балашова Маргарита Валентиновна
Место работы: МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Должность: учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 4 классе на тему: ««Наполним музыкой сердца» .К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тема урока: «Наполним музыкой сердца» К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками.
Цели урока: показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя,
о чем может рассказать;
определить главную идею: почему люди сочиняют музыку, пишут стихи,
рисуют? Как помогает людям искусство?
Воспитывать чувство прекрасного ; развивать навыки выразительного чтения
и умение формулировать идею произведения, развивать творческое
воображение через слово, музыку, живопись.
Оборудование: портреты Э Грига, К.Паустовского, запись пьесы Э.Грига «Утро»,
выставка книг К.Паустовского, пейзажи Норвегии, иллюстрация к рассказу
«Корзина с еловыми шишками», рисунки к викторине «Из какого
произведения рисунок?».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Вступительная беседа.
Вернемся к нашему вчерашнему разговору.
Что любила слушать наша героиня Настя?
Что любила слушать Настина бабушка?
Что любили слушать Настины родители?
Почему различны музыкальные вкусы людей разного возраста?
Почему одного и того же человека , например, в разном возрасте интересует разная музыка?
Что находят в музыке люди, в чем она им помогает?
Почему люди пишут музыку, рисуют картины, пишут книги, т.е. занимаются искусством?
Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют , переживают люди. Поэт Осип Мандельштам сумел показать будничный , знакомый инструмент в необычном , праздничном свете.
2.) Работа в четверках.
Проверим чтение наизусть стихотворения Осипа Мандельштама «Рояль».
На какую сказку похоже это стихотворение?
- Формулировка темы и цели урока.
1.) Вступительная беседа. Чей это портрет?
О чем писал К.Г.Паустовский?
Какие его произведения можете назвать?
- Викторина « Из какого произведения эта иллюстрация?»
- Викторина: « Откуда взяты эти строки?»
1. «…Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. …» («Барсучий нос»)
2. «Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. .» («Растрёпанный воробей»)
3. «…Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. …» («Заячьи лапы»)
4. «…Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. » («Кот – ворюга» )
Как вы думаете, какова тема урока?
4.) Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе
заглавия и иллюстраций
Попробуем по заглавию догадаться , о чем пойдет речь в этом произведении.
Что вы видите на рисунке?
Как вы считаете, это наша соотечественница ,или нет?
Посему вы так решили?
Как вы думаете люди , изображенные на иллюстрации, наши современники или жили раньше?
4.) Сообщение учителя
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Отец его был « неисправимым мечтателем», поэтому часто менял место работы. После нескольких переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и Паустовский вынужден был зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством. По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. К.Г.Паустовский писал не только о природе и животных , но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими замечательными людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Сегодня мы прочитаем рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об одном из таких знаменитых людей, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.
IV.Изучение нового материала.
1.Словарная работа .
Прочитаем слова , написанные на доске:
Северная страна Норвегия,
город Берген,
Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.
Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.
Работа со словарем:
Кованые - обитые железом.
Портьеры* - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.
Шпоры* - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага* - колющее оружие с прямым длинным клинком.
Дагни Педерсен,
Хагерум Педерсен
Магда
Нильс
Эдвард Григ
По ходу чтения разъясняю: место действия рассказа , дочь лесника ,отец ее ,имена..
2.Первичное чтение
Цель: О ком из знаменитых людей этот рассказ?
- Чтение 1 части подготовленными учащимися.
- Чтение оставшейся части учителем под музыку Э.Грига.
3.Ориентировочная беседа.
О чем этот рассказ?
Что делал в лесу композитор?
Зачем он приходил сюда не однажды?
Зачем пришла в лес дочь лесника?
Для чего она собирала шишки?
Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?
Как композитор передает картины природы в музыке?
Почему Григ отсрочил подарок , ведь подарки всегда ждешь с нетерпением? ( Григ задумал очень сложный – духовный подарок –музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещал ее через 10 лет)
Сколько лет тогда будет Дагни?
О чём писал музыку Григ? Почему?
Каких слушателей он ценил больше всего? Почему
Почему же Григ писал музыку именно для девочки7
Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А как вы к этому относитесь?
Какие картины вы представили себе, слушая рассказ?
Константин Георгиевич Паустовский так ярко , точно, выразительно описал этот случай, что мы живо представляем себе все, о чем прочитали.
4.Слушание музыки.
Послушаем еще раз внимательно пьесу Эдварда Грига «Утро», которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка. Чтобы понять музыку и почувствовать , ее нужно слушать в тишине. Приготовьтесь слушать внимательно.
Какая музыка по характеру?
Как меняется музыка?
Что вы чувствовали, слушая музыку?
Что вы представили себе, когда слушали музыку?
Прочитаем, что услышала Дагни в музыке.
Что она представила себе, когда слушала музыку?
Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
За что была благодарна Дагни Григу?
5.Слово учителя.
Музыка – язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть все богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того , чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относится и писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ. ( Показываю портрет)
Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист. Родился он более ста семидесяти лет назад (15 июня 1843 года) в городе Бергене. И хотя он много путешествовал впоследствии , выступая с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря Музыка Грига проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы, красочные картины народной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки. В его произведениях мы можем услышать плеск волны океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких гномов и многое другое. Созданная им музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну , обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.
Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем .
Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас , живущих ныне?
Что делает человека вечным?
Что сделало бессмертным Эдварда Грига?
Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал и Паустовский. Что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины? Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники видят окружающий нас мир огромный, удивительный, необыкновенно красивый и стараются передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. Они умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше.
6. Подготовка к чтению по ролям.
Посмотрите первую часть и определите действующие лица.
Какие действующие лица в этой части?
Как надо читать предложения, имеющие в конце точку?
А если в конце стоит вопросительный знак? Восклицательный знак? Многоточие?
Прочитайте про себя 1 часть , подготовьтесь к чтению по ролям: отметьте карандашом слова автора, (А), композитора (К), девочки (Д), подчеркните ремарки автора, указывающие на интонацию , настроение героев.
7.Чтение по ролям 1 части.
Цель: голосом передать интонацию, характер героя.
V. Обобщающая беседа.
Прочитайте эпиграф нашего урока.
«Волшебник и великий музыкант».
О ком эти слова?
Чьи это слова?
Почему Паустовский называет Грига волшебником?
Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться.
Был ли Григ счастливым человеком?
Что наполняло его счастьем?
Мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе- этом « добром волшебнике и великом музыканте». Оба они – великие мастера : один словом, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.
Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
VI.Рекомендация книг К.Г.Паустовского для внеклассного чтения.
VII. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что особенно вам запомнилось в произведении?
VIII Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение.
Литература:
1.Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» М. 2008
2. Гостимская Е.С. «Внеклассное чтение» М.2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
«Как рождается музыка» (К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками)
Художественная задача: помочь увидеть «рождение» музыки от случайной встречи (необычное в обычном).Цели урока по линиям развития личности:Развитие умения:- осознанн...
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания, актуальна выраженна...
Урок литературного чтения 3 класс Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цели урока создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступко...
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...