Рабочая программа по литературному чтеню 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо Ямкинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского района Республики Татарстан
“Рассмотрено “ “Согласовано “ “ Утверждаю “
на заседании МО Заместитель директора по УР Директор школы
___________/Гизатуллина Ф.Н / ___________/Мингалимова А.А./ _________ /Газизова Р.М./
Протокол № 1 от «8» августа 2014г “ 9 ” августа 2014 г Приказ № 38 от «12» августа 2014 г
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение»
для 3 класса
учителя начальных классов
Гизатуллиной Фанузы Наиловны
“Рассмотрено “
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 11 августа 2014 года
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для третьего класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
- Приказ МО и Н РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
- Приказ МО и Н РТ от 9 июля 2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерного учебного плана для ОУ РТ, реализующих программы начального общего образования»
- Учебный план МБОУ «Старо Ямкинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014/2015 учебный год, утверждённого решением педагогического совета.
- Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2013 год;
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2 +1 за счет компонента образовательного учреждения
Количество часов в год 102
34 дополнительных часа отведенных за счет компонента образовательного учреждения распределены по следующим разделам
Раздел | Количество часов |
Книги – мои друзья. | 2 часа |
Жизнь дана на добрые дела. | 5 часов |
Волшебные сказки. | 4 часа |
Люблю всё живое. | 1 час |
Картины русской природы. | 3 часа |
Великие русские писатели. | 9 часов |
Литературная сказка. | 3 часа |
Картины родной природы. | 7 часов |
Общая характеристика учебного предмета.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Круг детского чтения. Тематика
1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.
Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).
— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.
— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.
— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.
— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
—Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.
— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги – мои друзья. | 4 часа |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 13 часов |
3. | Волшебные сказки. | 10 часов |
4. | Люблю всё живое. | 13 часов |
5. | Картины русской природы. | 9 часов |
6. | Великие русские писатели. | 23часов |
7. | Литературная сказка. | 14 часов |
8. | Картины родной природы. | 16 часов |
102 часа
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учебно - тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Примечание | ||
Книги – мои друзья (4ч) Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука» - главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги | план | факт | ||||||
1 2 | Книги, прочитанные летом Книги Древней Руси. «Книга – к мудрости ступенька» | 2 | Понимание ценности книги, отношение к ней в обществе; формирование собственного отношения к книге | Уметь определять тему, главную (основную) мысль текста; Уметь работать с книгой; Уметь работать в паре, группе | 2.09 3.09 | |||
3 4 | Первопечатник Иван Фёдоров Первопечатник Иван Фёдоров .Первопечатные книги | 2 | Определять тему и главную мысли текста, подтверждать свой ответ словами из текста; озаглавливать текста. Создавать текста на основе отбора ключевых (опорных) слов | Уметь работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями. Уметь определять тему, главную мысль текста | 6.09 9.09 | |||
Жизнь дана на добрые дела (13 ч) Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль – собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текс том повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста - отзыва | ||||||||
5 | «Жизнь дана на добрые дела». Владимир Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа | 1 | Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | Уметь формировать систему нравственно-эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваемся в жизненных ситуациях | 10.09 | |||
6 7 8 | Т. Коти. Добрый друг. Н. Носов «Огурцы» Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело» | 1 1 1 | Осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях). Искать необходимую информации в книге; находить нужное произведение в учебной и художественной книге | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые)слова, позволяющие создать свой собственный текст | 13.09 16.09 17.09 | |||
9 10 | М. Зощенко «Не надо врать» Работа над произведением М. Зощенко «Не надо врать» | 2 | Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые)слова, позволяющие создать свой собственный текст | 20.09 23.09 | |||
11 12 | Л.Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу Работа над произведением Л.Каминский «Сочинение». | 2 | Определять тему и главную мысли текста, подтверждать свой ответ словами из текста; озаглавливание текста. Создавать текста на основе отбора ключевых (опорных) слов | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые)слова, позволяющие создать свой собственный текст | 24.09 27.09 | |||
13 | «Надо любить и жалеть людей…». М.Зощенко «Через тридцать лет» | 1 | Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые)слова, позволяющие создать свой собственный текст | 30.09 | |||
14 | «Мы идём в библиотеку» | 1 | Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» осмысливать понятия «юмористическая литература»; | Уметь осмысливать понятие «юмористическая литература»; Уметь работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге) Уметь осмысливать нравственные понятия; обсуждать их с родителями | 1.10 | |||
15 | «Наш театр». В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» | 1 | Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | Уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитан-ное; договариваться друг с другом. Уметь читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации | 7.10 | |||
16 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 | Осмысливать особенности повествовательного текста; характеризовать героя текста; сравнивать сюжеты, сравнивать героев | Знать особенности построения юмористических текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера | 8.10 | |||
17 | Контрольная работа по литературному чтению | 1 | Проверка полученных знаний и умений | 11.10 | ||||
Волшебные сказки (10 ч) Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка. | ||||||||
18 | «Волшебные сказки». Урок работы с книгой | 1 | Осмысливать особенности волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки | Знать особенности волшебной сказки; Уметь отличать героя волшебной сказки от героев других сказок; Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов; | 14.10 | |||
19-20 | «Герои волшебной сказки». Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 2 | Находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения. | Знать отличительные черты волшебной сказки; Уметь устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки; Уметь работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины. | 15.10 18.10 | |||
21 22 | «Дерево держится корнями, а человек друзьям». Русская народная сказка «Летучий корабль» | 2 | Выявлять особенностей волшебной сказки, пересказ сказки; характеристика героев сказки | Знать отличительные черты волшебной сказки; Уметь устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки; Уметь работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины. | 21.10 22.10 | |||
23 24 | «Мы идём в библиотеку». «Морозко», «Белая уточка» Русские и зарубежные сказки | 1 1 | Узнавать книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые)слова, позволяющие создать свой собственный текст | 25.10 28.10 | |||
25 26 | «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению» Инсценирование произведения. | 1 | Коллективно обсуждать прочитанное ; принимать участие в драматизации | Уметь распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; Уметь читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя; Использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию | 29.10 1.11 | |||
27 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 | Характеризовать героя сказочного текста; сравнивать сказочные сюжеты; сравнивать сказочных героев. | Знать особенности построения сказки, героев сказок, основные отличительные черты их характера | 11.11 | |||
Люби всё живое (13 ч) Художественный рассказ. Автор – рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно-познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал | ||||||||
28 | «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники | 1 | Осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги | Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов: составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; уметь работать с энциклопедическими справочниками; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; Уметь работать в паре, группе | 12.11 | |||
29 30 | Герой художественного и научно-популярного текста.
К. Паустовский «Барсучий нос» текст «Барсук» из справочника | 2 | Осмысливать базовые ценности (любовь, малая родина, природа); сравнивать художественный и научно-популярный текст; определять отличительные особенности одного и другого текста. | Уметь сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания. Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ | 15.11 18.11 | |||
31 | Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. Средства создания образа героев | 1 | Осмысливать понятия «юмор», «юмористическое произведение»; Осваивать операции сравнения художественных (поэтических) текстов. | Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющий увидеть созданный автором образ | 19.11 | |||
32 33 | В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Мастерская писателя. | 2 | Осваивать операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов; Определять в художественном тексте средств художественной выразительности; Определять жанр произведения и его специфические особенности | Уметь сравнивать художественный и научно-познавательный текст; находить общее и различия. | 22.11 15.11 | |||
34 | «Пусть летают бегемоты…». Творчество Тима Собакина | 1 | Определять жанра произведения и специфические особенности данного жанра; Определять в художественном тексте средств художественной выразительности (олицетворение). | Уметь находить в художественном тексте средства художественно выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ | 26.11 | |||
35 36 | «Мы идём в библиотеку». Стихи о природе «Мы идём в библиотеку». Рассказы о природе | 2 | Определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте; отбирать отборные (ключевые) слова для создания собственного текста; находить необходимую информацию в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать свой собственный текст). | 29.11 2.12 | |||
37 38 | «Наш театр». М.Горький «Воробьишко» Инсценирование произведения. | 2 | Понимать главную мысль произведения; различные способы её отражения в актерской игре и режиссёрской постановке; коллективно обсуждать прочитанное | Уметь создавать мизансцены, используя различные средства; Уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться с друг другом. | 3.12 6.12 | |||
39 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 | Знание особенностей научно-познавательного и художественного текстов; умение их сравнивать; Характеристика героев; сравнение сюжетов; сравнение героев. | Знать особенности построения художественных и научно – познавательных текстов, героев, основные отличительные черты их характера); Уметь составлять план текста; Уметь подробно пересказывать текст. | 9.12 | |||
40 | Контрольная работа по литературному чтению | 1 | Проверка полученных знаний и умений | 10.12 | ||||
Картины русской природы (9 ч) Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения | ||||||||
41 | Картины русской природы. И. Шишкин «Зима в лесу» | 1 | Эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи; составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка). | Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов; уметь составлять план урока. Уметь сравнивать произведения живописи и литературный текст | 13.12 | |||
42 | Н.Некрасов «Славная осень!..» Семейный фотоальбом | 1 | Осмысливать чтение лирических текстов; понимать настроения стихотворения; определять свое собственное отношение; Искать необходимую информацию по фотографии; | Уметь анализировать произведения фотографического искусства: выделять объекты фотографии, определять настроение | 16.12 | |||
43 | М.Пришвин «Осинкам холодно…». Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов | 1 | Осмысленно читать лирические тексты; понимать настроение стихотворения; определять свое собственное отношение; осуществлять поиск необходимой информации по фотографии | Уметь анализировать произведения фотографического искусства: выделять объекты фотографии, определять настроение. Уметь сравнивать поэтические и прозаические произведения | 17.12 | |||
44 45 | «Мы простились с запоздалой вереницею гусей…» И. Бунин, А.Фет, В. Поленов. Образ природы в произведениях литературы и живописи. | 2 | Осмысленно читать лирические тексты; понимать настроения стихотворения; определять свое собственное отношение; Искать необходимую информации по фотографии; репродукции картины; | Уметь анализировать произведения фотографического искусства; Уметь анализировать произведения живописи Уметь описывать картины по вопросам | 20.12 23.12 | |||
46 | «Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи по «Творческой тетради» | 1 | Уметь описывать картины по вопросам | 24.12 | ||||
47 48 | «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников Готовимся к празднику | 1 1 | Определять главную мысль в тексте, осмысливать произведения живописи; определять тему произведения, главную мысли, содержание Составление поздравления | Уметь работать с книгой, пользоваться тематическим каталогом | 27.12 13.01 | |||
49 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 | Осмысливать базовые ценностей (красота, любовь, понимание); | Знать особенности лирического текст. Уметь определять настроение лирического текста | 14.01 | |||
Великие русские писатели (23 ч) Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор | ||||||||
50 51 52 53 54 | А.С.Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный…» Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро А.С. Пушкин. Зимний вечер Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой. А.С. Пушкин. Опрятней модного паркетаСравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного …. | 1 1 1 1 1 | Организованно работать по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); Формировать умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталога | Уметь работать с лирическим текстом (определять настроение, ключевые слова и средства художественной выразительности) | 17.01 20.01 21.01 24.01 27.01 | |||
55 56 57 58 59 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Продолжение. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Чтение целиком И.Я. Билибин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. Викторина «Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина?». | 3 1 1 | Осмысливать нравственные ценности сказки; Самостоятельно составлять плана урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка | Уметь работать с текстом сказки в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности | 28.01 31.01 3.02 4.02 7.02 | |||
60 61 62 | «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…» Басни И.Крылова Мораль в баснях крылова | 3 | Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня; Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ». | Уметь работать с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали) | 10.02 11.02 14.02 | |||
63 64 65 | «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои…» Рассказы Л.Толстого Работа над произведениями Л.Н.Толстого | 3 | Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба, понимание, сочувствие; Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли | Уметь работать с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий, характеристика героев, главная мысль произведения) | 17.02 18.02 21.02 | |||
66 67 | «Мастерская писателя». Редактируем и корректируем текст | 2 | Работать с текстом прозаического характера; создание собственного текста на основе интерпретации данного; Осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределить обязанности, составить план совместных действий, договориться о совместных действиях). | Уметь работать с прозаическим текстом. Уметь редактировать получившийся текст | 24.02 25.02 | |||
68 69 | «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей Произведения великих русских писателей | 2 | Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»; Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста. | Уметь работать с книгой и текстом | 28.02 3.03 | |||
70 71 | «Наш театр». И.Крылов «Квартет» И.А. Крылов. Слон и Моська. | 1 1 | Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»; коллективно обсуждать прочитанное | Уметь работать в группе, распределять роли. Уметь читать по ролям, осознавая характер каждого героя | 4.03 7.03 | |||
72 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения; Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста. | Уметь работать с текстом и книгой | 10.03 | |||
Литературная сказка (14 ч) Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана | ||||||||
73 74 | «Спи, моя Снегурочка…» В.Даль «Девочка Снегурочка» Особенности литературной сказки | 2 | Осмысливать литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки); осмысливать авторскую сказку, её основные особенности: понимать главную мысль | Усвоить понятие «литературная сказка». Уметь работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки; находить жанровые особенности сказки | 11.03 14.03 | |||
75 76 | «Нам недаром, без труда ничего не даётся…». В.Ю.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение героев. | 2 | Осмысливать литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки); осмысливать авторскую сказку, её основные особенности: понимать главную мысль | Усвоить понятие «литературная сказка».Уметь работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки; уметь сравнивать литературную сказку на одну тему: находить общее и различия | 17.03 18.03 | |||
77 78 | «Не делайте другому то, чего себе не пожелаешь…». Из сборника «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 1 | Осмысливать литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) | Уметь работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки | 21.03 1.04 | |||
79 | Переводная литература для детей. А Милн «Винни - Пух и все – все – все» | 1 | Осмысливать литературоведческих понятий, характеризовать героев произведения | Дать понятие «переводная литература». Уметь работать с повествовательным текстом | 4.04 | |||
80 81 | «Законы джунглей». Р. Киплинг «Маугли» «Законы джунглей». Р. Киплинг «Маугли» Герои произведения | 2 | Осмысливать понятие «человек», работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки | Дать понятие «переводная литература». Уметь характеризовать героев произведения | 7.04 8.04 | |||
82 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | 1 | Работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки | Уметь характеризовать героев произведения | 11.04 | |||
83 84 | «Наш театр» С. Михалков «Упрямый козленок» Инсценирование произведения. | 2 | Читать по ролям, осознавая характер каждого героя | Уметь работать в группе, распределять роли | 14.04 15.04 | |||
85 86 | Мы идем в библиотеку Сказки русских писателей и поэтов «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок | 1 1 | Составлять план, пересказывать текст; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым разделом | Знать особенности сказок. Уметь делить текст на смысловые части, уметь составлять план | 18.04 22.04 | |||
Картины родной природы (16 ч) Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы | ||||||||
87 88 | Картины родной природы. Т. Коти «В родном краю» Б. Заходер «Что такое стихи?» | 1 1 | Осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределять обязанности, составлять плана совместных действий, уметь договориться о совместных действиях) | Уметь анализировать лирический текст; уметь создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений | 25.04 28.04 | |||
89 90 | « Уходи, зима седая…». Зима в изображении И. Соколова – Микитова, А Майкова, С. Есенина, В. Пурвита, В. Борисова – Мусатова И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна | 1 1 | Сравнивать произведения литературы и живописи, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений | Уметь анализировать лирические произведения и произведения живописи | 29.04 2.05 | |||
91 | С. Есенин « С добрым утром» | 1 | Осмысливать произведения литературы, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений | Уметь анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание | 5.05 | |||
92 93 94 95 | « Весенняя гроза». Ф Тютчев, И. Шишкин,А Васнецов Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. П.М. Пришвин. Золотой луг. О Высотская, Одуванчик З.Александрова Одуванчик | 2 2 | Осмысливать произведения литературы, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений осмысление настроений лирического произведения О. Высотской и З. Александро вой; создание своего текста на основе ключевых слов и выражений; | Уметь анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание | 6.05 12.05 13.05 16.05 | |||
96 | «Колокольчики мои,цветики степные…». А. Толстой. М. Пришвин. Сравнение прозаического и поэтического текстов | 1 | Сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений | Уметь анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание | 19.05 | |||
97 98 99 | «Летом». А. Рылов, Ф. Тютчев, А. Саврасов, Саша Чёрный. Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки. | 1 1 1 | Сравнивать поэтический текст и произведения живописи | Уметь анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание | 20.05 23.05 26.05 | |||
100 | Мы идем в библиотеку Стихи и рассказы о природе | 1 | Работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке) | Уметь читать лирическое произведения, определять слова, создающие настроение; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге | 27.05 | |||
101 | Итоговая контрольная работа по литературному чтению | 1 | проверка знаний, умений и навыков за год. | 30.05 | ||||
102 | Праздник читательских удовольствий | узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного материала; составление собственного текста на основе фактов; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...