Гласные буквы Е, е
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Козлова Алла Ивановна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_bukvy_ee.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (ЧТЕНИЕ)

Тема

Гласные буквы Е, е

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о буква Е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы Е.

Коммуникативные: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины

Особенность буквы Е (обозначать целый слог-слияние – два звука); заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Е, е; слого-звуковой анализ слова, предложение

Образовательные ресурсы

Счетные палочки

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98688758

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок весёлый,

И вошли вы в светлый класс!

Что здесь нужно?

Не лениться

И старательно учиться.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

 II. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Перечислите гласные буквы.

– Назовите 3 признака гласных звуков

Называют изученные буквы.

– Поются, воздух не встречает препятствий; образуют слоги

Обобщают имеющуюся информацию о гласных звуках

Фронтальный. Устные ответы

III. Речевая разминка

Коллективный. Словесный.

Фонетическая зарядка

– Пропойте гласные звуки

Поют гласные звуки

Правильно произносят гласные звуки

Коллективный. Пение звуков

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Сегодня мы познакомимся с очень удивительной гласной буквой Е, у нее бывает сразу два звука

Слушают объяснение учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Наблюдение учителя

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 73)

 

Фронтальная. Словесный.

Беседа

На доске картинка с изображением трех елей.

– Произнесите слово ели по слогам.

– Сколько слогов в слове ели?

– Какой первый? Какой второй?

– Какие это слоги?

– Оба слога в слове ели – это слоги-слияния. Первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние [й’э], но принято весь слог обозначать не двумя буквами,

а одной – буквой е. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й’э].

– Рассмотрите схему слова ели.

– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука?

Рассматривают картинку, работают со схемой слова, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слова.

Слушают объяснение учителя

Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают. Составляют предложение и рассказ по картинке, определяют главную мысль, озаглавливают рассказ. Делают вывод о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

2. Знакомство с бук-вой Е

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Какой буквой обозначаются звуки [й’э] на письме?

На что похожа буква Е?

На дворе – такая

жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

– Выложите букву Е из палочек

Находят букву Е на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Е

Находят букву Е на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 73)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова.

– Какие два звука могут спрятаться в букве Е?

– Найдите слова, в которых буква Е обозначает 2 звука?

– Прочитайте правило.

– Если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’э], то пишется буква е

Хором читают слоги, слова.

Отвечают на вопросы, читают правило, делают вывод

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Выявляют способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делают вывод (под руководством учителя)

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

4. Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 72)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ

– Рассмотрите картинку.

– Как называется сказка?

– Что произошло в начале сказки?

– Чем сказка закончилась?

Рассматривают картинку. Рассказывают

Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику повествования

Фронтальный. Рассказ, устные ответы

5. Работа с пословицами (учебник, с. 72)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Как вы понимаете пословицы?

– Найдите букву Е в пословицах

Читают пословицы. Объясняют их смысл. Находят букву Е

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение. Распознают изучаемую букву в словах

Фронтальный. Устные ответы

 Физкультминутка

Коллективная. Практический

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать –

(Загибают пальцы на правой руке.)

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

(Сгибают пальцы в кулачки.)

На другой руке опять.

Раз, два, три, четыре, пять 

(Загибают пальцы на левой руке.)

Пальчики быстрые,

(Сгибают пальцы в кулачки.)

Но не очень чистые.

(Смотрят на ладошки.)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Дидактическое упражнение (учебник, с. 74)

Групповая. Словесный. Беседа, упражнение

– Назовите слова с противоположным значением.

– Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие?

Выполняют задание

Осуществляют знакомство со словами, противоположными по значению; образовывают слова, отвечающие на вопрос какие?

Фронтальный. Устные ответы, ребусы

2. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 74)

Фронтальная. Словесный, практический.

 Беседа, чтение

– Рассмотрите картинку.

– Прочитайте текст.

– Найдите предложение о лесе.

– Замените слово красивы другим словом

Читают текст, рассматривают картинку, выполняют задание

Читают текст, соблюдая интонацию. Находят в тексте ответ на вопрос. Подбирают слово-синоним

Фронтальный. Чтение, беседа

 3. Чтение слогов
(учебник, с. 75)

Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение

– Прочитайте слоги.

– Понаблюдайте, что общего в слогах?

Читают слоги.

– Образованы слиянием согласного с гласным звуком

Выполняют чтение слогов-слияний

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы

4. Работа с текстом
(учебник, с. 75)

Парная. Словесный, практический. Чтение, рассказ, беседа

– Рассмотрите картинку.

– Прочитайте текст.

– Сколько в нем предложений?

– Обсудите, что вы узнали
о реке?

– Расскажите о речных обитателях.

– Найдите в тексте слово,
в котором: 2 слога и все согласные звуки твердые; 2 слога и все согласные звуки мягкие

Рассматривают картинку, читают, считают предложения в тексте. Рассказывают. Находят нужные слова

Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга.

Различают твердые и мягкие согласные звуки. Строят рассуждения на заданную тему. Привлекают информацию из жизненного опыта

Парный. Устные ответы, рассказ

5. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 77)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Объясните расположение букв на «ленте букв»

Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение

Анализируют «ленту букв», осуществляют классификацию букв

Фронтальный. Устные ответы

6. Дидактическое упражнение (учебник, с. 76)

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– Рассмотрите рисунок, прочитайте слова, ответьте на вопрос какие?

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

Извлекают информацию из рисунка, формулируют ответы

Коллективный. Устные ответы

7. Работа с текстом
(учебник, с. 76)

Парная. Словесный, практический. Чтение, работа со схемой

– Найдите и прочитайте предложение по схеме (в учебнике).

– Составьте слова по схемам (в учебнике).

– Какие эти предложения по цели высказывания?

Находят и составляют предложения к схемам

Осуществляют подбор предложений к заданным схемам. Различают предложения по цели высказывания

Парный. Устные ответы

 8. Развитие связной речи. Составление рассказа (учебник, с. 77)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Рассказ

– Прочитайте слова и составьте с ними рассказ

Читают, составляют рассказ

На основе опорных слов составляют рассказ, соблюдая логику повествования

Фронтальный, индивидуальный. Рассказ

9. Дидактическое упражнение (учебник, с. 77)

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа

– Прочитайте слова. Что вы заметили?

– Составьте с этими словами предложения

– Слова одинаковые, а значение разное

Опираясь на рисунок, объясняют значение слов, составляют предложения

Фронтальный. Устные ответы

10. Работа со звуками (учебник, с. 77)

Групповая. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте слова и предложение.

– Рассмотрите слого-звуковую схему предложения.

– Какой звук повторяется?

– Прочитайте имена. Подумайте, что общего у букв Е и И

Читают слова, предложение, работают со схемой, называют повторяющийся звук.

Отвечают на вопросы

Анализируют схему предложения, различают изучаемый звук. Определяют черты сходства у букв Е и И (смягчают предшествующий согласный звук)

Групповой. Устные ответы, чтение

VII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу
на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация

Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...