Тематическое планирование по литературному чтению по программе Бунеева
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Ладыка Елена Николаевна

Тематическое планирование по литературному чтению по программе "Школа 2100" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie4_2014.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКОУ РУО «Администрация МО «Муйский район»

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МБОУ  ТСОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании Т.М.

___________________

_____________________

    протокол № ______

"_____"_______2013 г.

"_____"_______2013 г.

         "_____"_______2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 4 класса

уровень базовый (профильный)

срок реализации 2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам.

Литературное чтение. 4 класс – М.: Баласс, 2013 год

(Стандарты второго поколения)

     

Разработчик программы: Ладыка Елена Николаевна,

            учитель начальных классов первой квалификационной категории  

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

- авторской учебной программы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование, 2013.

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие  учебники и учебные пособия:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2013г.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Чиндилова О.В., Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2013г.
  3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Методические рекомендации «Уроки литературного чтения в 4-м классе». – М.: Баласс, 2013г.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по литературному чтению осуществляется согласно Устава образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа    «Чтение и начальное литературное образование»   (для четырехлетней начальной школы)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2013г.

 и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Изучение литературного чтения на ступени начального образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.

Содержание программы

1. Тематика чтения   4-й класс – 68 ч (2 ч в неделю)

Произведения современной детской литературы разных жанров. (6 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (10 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.
Детская литература XIX в. (21 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (31 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».
Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

3. Формирование приемов понимания прочитанного   

4-й класс

Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного   

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями  

4-й класс

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

6. Развитие устной и письменной речи    

4-й класс

Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по чтению и начальному литературному образованию ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

Таблица требований к умениям учащихся по чтению (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

• умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором

На изучение предмета литературного чтения в 4 классе отводится:

- всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)

В том числе:

- на проведение проверочных работ – 8 часов;

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ  - 6 часов

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  - 10 часов

Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX в.  - 21 час

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX в. -  31 час

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата прове-дения урока

№ п/п урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополни-тельного  (необяза-тельного) содержания

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I  четверть (16 часов)

03.09.

1.

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником «В океане света».

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художествен-ном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие в … век»

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ  (6 часов)

09.09.

2.

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Характер героя, его поступки и  их мотивы. Выделение языковых средств художествен-ной выразитель-ности

С.6 Заучивание наизусть стихотворе-ния Г.Сапгира р/т. С.5 № 2, 3

10.09.

3.

Фантастическая повесть Е. Велтистов «Приключения Электроника» (части 1,2,3)

Урок повторения изученного

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть Текущий контроль: рассказ о городе будущего

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего. С.9-16, р/т. С. 6, № 4

13.09.

4.

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Текущий контроль: выразительное чтение 4-й части

Фантастичес-кая повесть, ее отличие от сказочной повести

Задания 3, 4 в р/т. С. 8-9

С. 17-25, р/т. С.7 №4, №5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

повести

(часть 4)

17.09.

5.

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 

(20 минут)

Урок введения новых знаний Урок обобщения и контроля изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: творческий пересказ Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Самостоя-тельно осмысливать заглавие произведения Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений

С. 26-28 выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастичес-кий, поучи-тельный от-рывок; р/т. с.11 №5, №6

20.09.

6.

Внеклассное чтение (по итогам домашнего чтения). 

Книги о ребятах-сверстниках

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Тематический контроль: краткий пересказ

Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией

Самостоятельно читать произведения, которые понравились

24.09.

7.

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе

 (20 минут)

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях

Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

С.29-31, ответить на вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 2.   У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  (10 часов)

27.09.

8.

Зарождение литературы. Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастыр-ской келье узкой…»

«Повесть временных лет». Расселение славян

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть

- составлять текст повествовательного характера

Текущий контроль: чтение текста  наизусть

Осмысление цели чтения. История детской литературы

Отрывки из русской летописи

С. 33-37 выучить один текст наизусть

Составить «летопись» о своем крае

р/т с.13, № 3

01.10.

9.

«Повесть временных лет». Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок развития умений и навыков

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

С. 38-41, ответить на вопросы

р/т. с. 15, №1, с. 17, №3, №4

04.10.

10.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV- XVI  веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Урок закрепле-ния изученного

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

С. 42-47, самостоя-тельно прочитать сказку Д. Герасимова, с. 45 учебника

р/т. с. 20 вывод, с. 41, задание 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

08.10.

11.

Путешествие I. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия.

 Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

Урок развития умений и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность.

 Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия.

 Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

С.47-53 выразитель-ное читать отрывок из стихотворе-ния Савватия, выучить наизусть любое стихотворение

11.10.

12.

Обобщение по разделу 

«У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 

(20 минут) Внеклассное чтение  книги о книгах

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном обобщающая беседа Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Уметь:

- выполнять творческие задания;

- определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов  XVII в. Детская литература, история детской литературы

С. 54-56, ответить на вопросы

р/т. с. 23, №3, с. 28,

№ 4

15.10

13.

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика

Конец  XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Урок развития умений и навыков.

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение  XVII в. Образ мальчика Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать темы и героев путешествия

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Текущий контроль: выразительное чтение

Рассказ о герое книги

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей Предисловие. Послесловие Автобиогра-фическое произведение

С. 57-67, рассказ о герое книги, с. 68, задание 2, р/т. с. 30  № 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

18.10.

14.

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомле-ние «История моих предков и первейших лет моей жизни»

Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н.И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть.

Знать:

- о Н.И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

- отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

- сравнивать построение нравоучительных статей;

- соотносить текст с пословицами

Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Автобиогра-фическое произведение. Воспоминания (мемуары) Периодическая печать: детские журналы

С.68-78, р/т. с. 31, № 3 рассказать об одном из современных детских журналов по плану

21.10.

15.

Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» Детские стихи А. Шишикова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишикова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» 

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Декламация стихотворных произведений

 Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать названия, основное содержание произведений, их авторов.

Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть

Уметь:

- выбирать смысловые слова, тему;

- анализировать тему и содержание сочинения

Текущий контроль: пересказ по плану Текущий контроль: выполнение творческой работы

Характер героя, его поступки и их мотивы Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему

С.79-85, выучить стихотворение А.  Шишкова

р/т. с. 32-33, дописать сочинение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22.10.

16.

Проверка техники чтения. Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Умение определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Тематический контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравив-шихся книг

р/т. с. 35-36, написать сочинение

II четверть (16 часов)

05.11.

17.

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI-XVIII веков. Сочинение по разделу 2.

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиогра-фические произведения. Воспоминания (мемуары)

р/т. с. 34, задание 1, 2, дописать отредактированное сочинение

Раздел 3.   ДЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.  (21 час)

08.11.

18.

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Урок введения новых заданий

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы

Текущий контроль

Текущий контроль: выразительное чтение басни

Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об И.А. Крылове;

с. 91 выучить наизусть или прочитать его басню

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12.11.

19.

И.А. Крылов «Квартет». Характерные  особенности жанра басни

Обобщение. Басни И.А. Крылова

Урок закрепле-ния изученного

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Формулирование вопрос и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Текущий контроль: чтение басни наизусть

Наблюдение над  языков художествен-ных произве-дений. Место произведения  истории рус-ской детской литературы

С. 91-92, выразительное чтение.

Проиллюст-рировать одну из  басен  И.А. Крылова

15.11.

20.

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Пого-рельский «Черная курица»

Урок развития умений и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

- характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

- составлять стилизованный план;

- делать вывод

Текущий контроль: выразительное чтение, краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств худо-жественной выразитель-ности

Дочитать до конца 1-ю часть. Найти другие сказки этого автора.

 С. 93-103, творческий пересказ «В гостях у подземных жителей»

19.11.

21.

А. Погорельс-кий «Черная курица или подземные жители». Составление характеристики Алёши

Урок обобщения изученного

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Текущий контроль: творческий пересказ

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя

С.103-111 прочитать сказку А. Погорельс-кого целиком, р/т. с. 41, составить план

22.11.

22.

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей.  Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Сказки и сказочники.

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы:

А.С. Пушкин,

 В.А. Жуковский

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль: краткий пересказ

Н.В. Гоголь

С.112-117, р/т. с.42, проиллюстрировать сказку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Исторические рассказы Александры Ишимовой

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

26.11.

23.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сказочное и реальное в тексте. Встреча с отцом.

Урок развития знаний и умений

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: краткий пересказ

Текущий контроль: выразительное чтение сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации

Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

С. 118-132, выучить наизусть отрывок.

р/т. с. 43, задания 2, 3

29.11.

24.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Мир Салтана и мир Гвидона. В чем смысл сказки?

Урок закрепле-ния изучен-ного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художест-венного произведения Находить в тексте мате-риал для составления

С. 133-145, самостоя-тельно читать

Составить мультфильм (из рисунков), озвучить.

р/т.с.45-46, задания 2, 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

рассказа на определенную тему

03.12.

25.

Внеклассное чтение. 

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

В.А. Жуковский «Спящая красавица»

Урок обобщения изученного Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: выразительное чтение

Самостоя-тельно осмысливать заглавие произведения Характер героя, его поступки, их мотивы

С. 146-156, выучить наизусть отрывок,

р/т.с.48, задание 3

06.12.

26.

Обобщение. Литературные сказки. Поэтическое состязание

А.С. Пушкина и В.А. Жуковс-кого В.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

Урок обобщения изученного Урок развития умений и навыков

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть

Наблюдение над языком художествен-ных произве-дений

В.Даль. Сказки и игры для детей

С. 157-159, прочитать сказку Даля, р/т. с. 48-49, задания  3, 4

10.12.

27.

Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подра-жание В.И. Далю) А. Ишимова «Славяне»

(из «Истории России в рассказах для детей»)

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному.

 Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

Тематический контроль: творческая работа

В.Даль. Сказки и игры для детей

С. 160-163 краткий пересказ, задание 2

 на с. 163 учебника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Как надо писать для детей.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

13.12.

28.

Обобщение по разделу 3

«XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа № 4 

(20 минут) Внеклассное чтение «Вчера и сегодня». (Книги о род-ном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писате-лей XIX века)

Урок обобщения изученного

Жанры. Главная мысль Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Текущий контроль: краткий пересказ текста

С. 163-164, р/т. с. 50-51, задание 1, обработка сказки

17.12.

29.

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Текущий контроль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть лю-бой отрывок, рассказы-вающий о встрече Сережи с весной, со сказкой. С. 165-171, задание 4

20.12.

30.

Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

Урок закрепле-ния изучен-ного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

С. 172-175 любое сти-хотворение выучить наизусть.

 К одному из них нари-совать иллю-страцию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24.12.

31.

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

 Проверка техники чтения (I полугодие)

Урок закрепле-ния изученного

Урок контроля и коррекции

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер. Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана Правильное, сознательное и выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: выразительное чтение

Итоговый контроль: чтение текста вслух и про себя

Темп чтения вслух – 80-90 слов. Про себя – 115-120 слов

С. 176-182, выучить наизусть отрывок из стихотво-рения. Ответить на вопросы, р/т. с. 52

27.12.

32.

Путешествие 7. Школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги Л.Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

Урок развития знаний и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л.Н. Толстого Жанры: сказка, описание, рассказ

Текущий контроль: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

Текущий контроль: коллективное составление схемы рассказа о Л.Н. Толстом

С. 183-193, выучить наизусть первый абзац

III четверть (17 часов)

14.01.

33.

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

К.Д. Ушинский «Столица и губернский город»

Урок закрепле-ния изучен-ного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение по ролям

С. 196-201, ответить на вопросы, Самостоятельно прочитать с. 196-201

17.01.

34.

К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

Сочинение «Путевой очерк»

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: чтение по ролям

С. 201-205, ответить на вопросы. Написать сочинение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

21.01.

35.

К.Д. Ушинский  «Наше Отечество», «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Связной рассказ. Элементы

Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению; творческая работа

Сочинение на заданную тему

С. 206-207, ответить на вопросы.

Написать сочинение.

24.01.

36.

О чем мечтала Надя?

А.И. Куприн «Слон»

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

Деление текста на части. Составление плана

С. 208-221, ответить на вопросы. Прочитать рассказ до конца

28.01.

а/д

37.

Рассказ об авторе А.И. Куприне.

А.И. Куприн «Слон».

Обобщение

Урок развития знаний и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение тематический контроль: творческий пересказ

Подробный, сжатый, выборочный пересказ

Работа над образом литературного героя

Выполнить задания в рабочей тетради с. 66, раскрасить слона

03.02.

38.

Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века»

(20 минут) Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей. Мир детства в рассказе «Мальчишки».

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Произведения А.П. Чехова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятия и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Уметь:

- выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А.П, Чехова;

- охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;

- выразительно читать (пересказывать)

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение текстов по выбору: Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

С. 222, читать обращение авторов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. НОВЫЕ ВСТРЕЧИ  СО СТАРЫМИ ДРУЗЬЯМИ. (35 часов)

04.02.

39.

Путешествие 8. (В…библиоте-ку). Загадка Лидии Чарской

Урок развития знаний и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Прочитать главу 8. составить словарик эпохи (задание в тетради),  р/т. с. 67, задание 2

07.02.

40.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 8, 10, 11)

Урок повторения изученного

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ.

 Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Текущий контроль: толкование слов и словосочетаний Текущий контроль: ответы на вопросы

Повествование от первого лица. Творческие пересказы Характер героя, его поступки и и мотивы

Самостоятельное чтение глав с. 29-30, ответить на вопросы 1, 2, 4

11.02.

41.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение)

Урок применения знаний и умений

Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский

Текущий: чтение составленных учащимися биографий

Различие жанров произведений: повесть

Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника)

р/т. с. 69, задание 5

14.02.

42.

Актированный день.

18.02.

43.

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков Путешествие 9. Петроград. 1923 год

Урок обобщения изученного Урок введения новых знаний

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А.П. Чехов Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

Тематический контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов

Текущий контроль: фронтальный опрос

Произведения: Д. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, Д. Григоровича, В. Короленко Детские периодические издания. Творческая

Читать книги Г. Остера, Э. Успенского, Л. Петрушевской

Прочитать рассказ Б. Житкова, с.31-35

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план

индивидуальность писателя

21.02.

44.

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- использовать статьи литературных критиков;

- участвовать в обсуждении текстов;

- объяснять смысл названия путешествия;

- рассказывать о полюбившихся детских журналах

Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

С. 36-43, подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задание 3 в р/т. с. 70

25.02.

45.

К Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). «Телефон», «Обериуты»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Юрий Владимиров «Чудаки» Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

Урок повторения изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Выразительное чтение

Текущий контроль: пересказ текста Текущий контроль: выборочный пересказ текста Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворения

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему. Выделение языковых средств худо-жественной выразительнос-ти. Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Выучить любое стихотворение наизусть, с. 44-57 р/т. с.72, задание 5

28.02.

46.

Внеклассное чтение. Современные чудаки Путешествие 10. «Вокруг Маршака»

Урок применения знаний, умений, навыков

Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

Тематический контроль: индивидуальный опрос

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

(прочитанного). Аргументация своего мнения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- анализировать сказки;

- составлять цитатный план;

- сравнивать сказки со схожим сюжетом;

- выразительно читать фрагменты сказок

Текущий контроль: чтение наизусть стихотворения

Самостоятельное формулиро-вание вопросов по ходу чтения текста

С. 58-61, читать. Подготовить рассказ о С.Я. Маршаке

04.03.

47.

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

Е. Шварц «Два брата»

Урок применения знаний, умений, навыков

Восприятие произведений на слух

Классики детской литературы

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Тематический контроль: индивидуальный опрос, дискуссия Текущий контроль: рассказ о С.Я. Маршаке Текущий контроль: фронтальный опрос

Периодические издания для детей Свободные высказывания о выступлениях одноклассников Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Дочитать сказку до конца

С. 62-72 Прочитать одно из произведений классиков детской литературы

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

07.03.

48.

Сопоставление сказки Е. Шварца с другими авторами.

Е. Шварц «Два брата»

Обобщение

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. пересказ

Текущий контроль: выразительное чтение сказки Текущий контроль: литературный диктант, фронтальный и индивидуальный опрос

Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание  6 в рабочей  тетради, с. 74

С. 73-81, ответить на вопросы

11.03.

49.

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

Урок развития умений и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Прочитать рассказ «Фофка»

с. 82-85, задание 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

IV четверть (17 часов)

01.04.

50.

А.Н. Толстой «Фофка»

А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот»

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

- выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Текущий контроль: фронтальный опрос

Текущий контроль: индивидуальный опрос; творческая работа

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям

С. 86-92, р/т. с.75, задание 3.  Рассказать о своем вооб-ражаемом герое Выучить наизусть любой фрагмент

04.04.

51.

М. Пришвин «Изобретатель» С.Я. Маршак «Сила жизни»

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста Понимание содержания прочитанного

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа; самостоятельная работа

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану. Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

С. 93-98, р/т. с. 77, задание 5. Пересказ текста от 3-го лица

08.04.

52.

Р. Бёрнс «В горах мое сердце»

Р. Киплинг «На далекой Амазонке»

С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения Особенности творчества С.Я. Маршака

Текущий контроль: подробный пересказ текста; самостоятельная работа; чтение наизусть любого стихотворения в переводе С. Маршака; фронтальный и индивидуальный опрос

Осмысление цели чтения Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соот-ветствии с целью.  Аргуме-нтированное высказывание своего отношения к прочитанному

С. 99-102. Выразительно читать сти-хотворение Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11.04.

53.

Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература ХХ века». (Путешествия 8-10) (20 минут) Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков Урок обобщения изученного

Особенности творчества писателей ХХ в. Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

- характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Тематический контроль: проверочная работа; индивидуальный опрос

Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов» Читать юмористические рассказы

15.04.

54.

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»

А. Барто «Снегирь»

Урок усвоения новых знаний Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Различие жанров произведений: стихотворения. Выразительное чтение

Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий; выразительное чтение сказки

Характер героя, его поступки и мотивы Выделение языковых средств художественной выразительности

С. 103-113 Выполнить задания в рабочей тетради на с. 79. Вырази-тельно читать сказку В. Маяковс-кого. Выучить стихотворение А. Барто наизусть.

18.04.

55.

Ю. Олеша «Три Толстяка» «Кукла с хорошим аппетитом»

Урок повторения изученного Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения Герои произведения Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть; фронтальный опрос; стилистический эксперимент

Ознакомление с историей создания литературного произведения Характер героя, его поступки и их мотивы Установление смысловых связей частей текста. План.

С. 116-127. Прочитать 3, 4 и 5-ю части; нарисовать куклу наследника. Ответить на вопросы, с. 128. р/т. с. 82, задание 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22.04.

56.

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»

(40 минут)

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

- выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

- комментировать прочитанное

Тематический контроль: практическая работа

Приемы работы с текстом

С. 128-130, выразительно читать, р/т. с. 80-82

Раздел 5. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50-х ГОДОВ (4 часа)

25.04.

57.

Путешествие 12.

«Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети» А. Гайдар «Тимур и его команда»

Урок усвоения новых знаний Урок повторения изученного

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоциональ-но-нравственных пережива-ний Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

-относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

- выразительно читать по ролям, инсценировать;

- пересказывать текст с добавлением диалога;

- характеризовать героев;

- участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос.

Творческая работа

Биографические сведения о жизни А. Гайдара Исторические приметы времени создания повести Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 131-151. Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара Прочитать 3 и 4-ю части текста Дочитать текст Выучить наизусть отрывок из текста

29.04.

58.

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника

Урок усвоения новых знаний Урок применения знаний, умений и навыков

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста.  Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть; индивидуальный опрос

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения Юмористический рассказ. Сведения об авторе

С. 152-156. Задание 5, с. 156 учебника Читать рассказы и стихи В. Голявкина, И. Пивоваро-вой, О. Кургузова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30.04.

59.

В. Драгунский «Что любит Мишка?» Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

Н. Носова

Урок повторения изученного Урок применения знаний, умений и навыков

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения
»про себя»

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: пересказ; индивидуальный опрос

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя Юмористический рассказ. Сведения об авторе

С. 157-161. Подробный пересказ

06.05.

60.

Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваро-вой)

Урок повторения изученного Урок применения знаний, умений и навыков

Жанр: стихотворение Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение

Текущий контроль: фронтальный опрос; индивидуальный опрос

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

С. 162-163. Выучить наизусть сатирическое стихотворение. Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно из них

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х ГОДОВ (8 часов)

07.05.

61.

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Средства худо-жественной вы-разительности

С. 164-170. Выучить наизусть любое стихотворение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13.05.

62.

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского Стихи С. Чёрного, В. Долиной Миниатюры

Г. Цыферова Стихи Н. Матвеевой

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Выразительное чтение миниатюр

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать:

- отличие детской поэзии второй половины ХХ в. От произведений для детей 20-х годов;

- авторов и их произведения данного периода.

Уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

- определять авторские особенности;

- выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

- импровизировать произведения;

- размышлять о творчестве поэтов;

- рассказывать об авторах произведений;

- создавать собственные миниатюры

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть; выразительное чтение стихотворений; творческая работа; фронтальный и индивидуальный опрос

Различие жанров произведений Средства худо-жественной вы-разительности

С. 171-183. Выучить наизусть любое сти-хотворение, р/т. с. 83, задание 4.

16.05.

63.

Внеклассное чтение. Любимые стихи Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето»

(40 минут)

Урок применения знаний, умений и навыков Урок-практикум

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Тематический контроль: практическая работа; индивидуальный опрос

Сведения об авторе. Средства выра-зительности. Выделение языковых средств худо-жественной вы-разительности.

Подготовиться к уроку-отчету. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

20.05.

64.

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

 (20 минут)

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Жанры. Герои произведений

Знать произведения детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Тематический контроль: проверочная работа

Произведения ХХ в. Для детей, их авторы

Рабочая тетрадь

с. 84-88, доделать задания.

23.05.

65.

С. Козлов «Снежный цветок»

Урок зак-репления изученного. Урок повторения изученного.

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных  переживаний Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении

Знать особенности жанра, драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:

- анализировать характеры героев;

- инсценировать пьесу;

- читать по ролям;

- рисовать волшебный цветок

- участвовать в обобщающей беседе

Текущий контроль: творческая работа; фронтальный опрос; инсценировка

Место произведения в истории русской детской литературы Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы Особенности создания образов в пьесе

С. 184-200. Прочитать картины 3-5 Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка Выучить роли к инс-ценировке, р/т. с. 89, задание 2

26.05.

66.

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов 

Уметь:

- читать  выборочно, цитировать текст;

- замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Текущий контроль: фронтальный опрос.

 Текущий контроль: индивидуальный опрос

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

С. 201-216. Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле» Выразительное чтение стихотворе-ний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

27.05.

67.

Проверка техники чтения за II полугодие Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»

(40 минут)

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Итоговый контроль: проверочная работа техника чтения

Темп чтения вслух – 85-90 слов, про себя – от 100-140 слов Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – представителей этих этапов

Рабочая тетрадь

с. 89-92, задание 3.

30.05.

68.

Эпилог. Письмо к читателям Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. Путешествие по «океану света».

Урок обобщения и систематизации знаний Урок-игра

Выразительное чтение Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный) Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» 

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Тематический контроль: фронтальный опрос

 Итоговый: инсценировки, отчет о работе групп Тематический контроль

Пролог и эпилог в худо-жественном произведении

Оформить  письмо рисунками Изучить список литературы для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...

календарно тематическое планирование по литературному чтению по программе школа 2100

Данная  рабочая учебные программа по  литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, утверж...

Тематическое планирование по литературному чтению по программе "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Литературное чтениеКласс 2Кол-во часов за год – 136 ч; в неделю – 4ч«Школа России»...