Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

На этом уроке дети знакомятся  с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова и еготихотворение  «Парус».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_lermontova.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» Художественные средства выразительности.

 Цель урока:

1.         Познакомить детей с биографией М. Ю. Лермонтова.

2.        Проанализировать стихотворение “Парус” (Художественные средства, своеобразие лермонтовских чувств).

3.        Показать взаимосвязь различных видов искусства.

4.        Воспитание эстетических взглядов.

Метапредметные результаты:

Личностные  УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные  УУД: обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Оборудование: учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.

Подготовка к уроку: подбор и обработка материала по теме: «Биография М. Ю. Лермонтова»

Тип урока: открытие новых знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические комментарии

  1. Общая установка на урок.

- Ребята, начинаем урок. Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

Дети приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Настроиться на урок, уметь организовать свое рабочее место, поприветствовать учителя и гостей, проверить свою готовность к уроку.

  1. Актуализация  знаний.

Слайд  2.

Посмотрите на портрет. Знаком ли вам этот человек?

Что вы о нем знаете?

Хорошо ли  вы знаете биографию М. Ю. Лермонтова?

- Давайте поставим цель нашего урока, закончив мои предложения:

Познакомиться...

Проанализировать...

Формировать...

Дети высказывают свои предположения.

Мы мало знаем о М. Ю. Лермонтове.

…с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

...стихотворение "Парус".

... творческую фантазию.

Учить самостоятельно формулировать цель урока.

Изучение нового материала.

Знакомство с основными этапами жизни поэта.

Релаксация

Изучение нового материала.

Работа над стихотворением.

- Давайте познакомимся с биографией  М. Лермонтова.

Слайд 3. Памятник М. Ю. Лермонтову на Садовой в Москве.

Слайд 4. Семья поэта.

- Как вы думаете, какие чувства испытывал Лермонтов, оставшись без родителей?

Михаил Юрьевич написал такие строки:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я …

Слайд 5.

 Михаила Юрьевича воспитывала его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева

Слайд 6

Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое.

Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. Если же мама перестает петь, он сразу просит:

– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.

И мама поет снова.

Прошло немного времени, и однажды маленький Лермонтов долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка или няня.

– Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди!

– Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему.

Но он не хотел слушать:

– Взял, так пусть вернет! – убеждал маленький Лермонтов. – Это моя мамочка.

Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет

Слайд 7

Детство будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. Он с любовью вспоминал эти дни.

И если как-нибудь на миг удастся мне 
Забыться, — памятью к недавней старине 
Лечу я вольной, вольной птицей; 
И вижу я себя ребенком, и кругом 
Родные всё места: высокий барский дом 
И сад с разрушенной теплицей; 
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, 
А за прудом село дымится — и встают 
Вдали туманы над полями. 
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты 
Глядит вечерний луч, и желтые листы 
Шумят под робкими шагами.

Какие чувства испытывал поэт к своему родовому гнезду? 

Слайд 8

М. Ю. Лермонтов интересовался своей родословной.

Слайд 10

Благородный пансион при Московском университете.

Слайд 11

Год 1837. Смерть Пушкина. Как, по вашему мнению, Лермонтов отнёсся к такому известию?

Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

 Поникнув гордой головой!..

 Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

 Восстал он против мнений света

 Один, как прежде... и убит!

Слайд 11

Памятник М. Ю. Лермонтову  у подножия горы Машук

Слайд 12

Как и его  любимый герой Мцыри,  Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Слайд 13

Село Кропотово-Лермонтово.

Ужасная судьба отца и сына                          

Жить розно и в разлуке умереть,                  

И жребий чуждого изгнанника иметь            

 На родине с названьем гражданина!      

              (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 14

Какой вклад в культуру России, по вашему мнению, сделал М. Ю. Лермонтов?

В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, что бы ни делал, на всё ложилась печать его гения…  Он много создал, а сколько ещё мог сказать.

Слайд 15. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

- Послушайте стихотворение  М. Ю. Лермонтова «Парус»

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Теперь прочитаем стихотворение.

Обогащение словарного запаса.

Анализ стихотворения

(Вопросы на с.85)

Разделимся на три группы:

1 группа  отвечает на вопросы к первой строфе;

2 группа отвечает на вопросы ко второй строфе;

3 группа отвечает на вопросы к третьей строфе.

-Как построен сюжет?

- Как ты думаешь, какое чувство вызывает у героя поведение парусника?

- Выберите ту точку зрения, которую считаете правильной. При чтении  стихотворения, попробуйте передать чувства голосом, а мы попробуем угадать его.

С биографией М. Ю. Лермонтова знакомит заранее подготовленная группа детей.

М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в одном из домов на Садовой в Москве, напротив Красных ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник поэту.  Через всю свою жизнь он пронёс любовь к этому городу, посвящал ему стихи.

Москва, Москва!..

люблю тебя как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Его мама  Мария Михайловна Лермонтова  -
урожденная Арсеньева рано умерла.

После её смерти отец М. Ю. Лермонтова уехал в своё имение и жил отдельно от сына.

Дети высказывают своё мнение: тосковал, грустил, скучал и т. д.

Всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела "единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения». Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. Разлука причиняла боль обоим. "Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось»...

Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму.

… Уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
"Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет"

И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

Выслушиваются мнения детей.

Фамилию Lermont носит легендарный шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта, рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и там получил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой — о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию "своей", считает себя "последним потомком отважных бойцов"

В 1828 году  Лермонтов был определён в Благородный пансион при Московском университете. После ссоры с профессорами он уходит из университета и поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков  и кавалерийских юнкеров.

Выслушиваются ответы детей.

Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». В этих стихах столько вольнодумства, что Лермонтова арестовали, а затем выслали на Кавказ. Где шли военные действия.

После ссоры с бывшим однокашником по военной школе Н. С. Мартыновым, в Пятигорске, у подножия горы Машук 15 июля 1841 года, произошла дуэль. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов  — прямо в грудь поэту. Лермонтову было всего 27 лет.

Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. 

К югу от города Ефремова расположено село Кропотово-Лермонтово. Здесь находилась дом и усадьба капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова, отца великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

В Кропотове  М. Ю. Лермонтов впервые побывал в 1827 году. Он провел в имении отца целое лето. Отец с большим интересом и одобрением относился к первым творческим опытам сына, бережно хранил его ранние рисунки и рукописи 

Выслушиваются мнения детей

Слушание «Колыбельной» на стихи М. Ю. Лермонтова

Торжественное, грустное, печальное и т.д.

Чтение стихотворения  и  коллективное обсуждение.

Дети работают со словарём учебника стр.84.

Работают в группах.

Отвечают на вопросы.

(Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой)

1 и 2 строчки каждого четверостишия - картины меняющегося моря

3 и 4 строчки каждого четверостишия  - настроение, чувства, голос поэта.

Восхищение, радость, он любуется парусником и т. д.

Чтение стихотворения детьми

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения.

Фронтальная работа с целью извлечения основной информации.

Расширение кругозора.

Умение делать выводы

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение.

Формирование нравственно-ценностных качеств личности

Развитие умения слушать

Умение воспринимать литературное произведение как произведение искусства

Овладение навыками смыслового чтения стихотворения в соответствии с проблемным вопросом.

Исследовательская работа в группах.

Развитие внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.

Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, для чего Лермонтов написал это стихотворение?

-По вашему мнению, что он хотел передать в своем стихотворении?

Через какие образы?

- А как вы думаете, кто скрывается под этими образами?

Ответы детей.

Одиночество, тяжелую жизнь.

Образы:  парус и моря

Поэт и его нелегкая жизнь.

Раскрытие гуманистической сути данного произведения

Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы познакомились с биографией М. Ю. Лермонтова.

Слайд 16. Блиц-опрос

Когда родился  М. Ю. Лермонтов?

 В каком городе родился поэт?

Имение бабушки Лермонтова в Пензенской губернии?

 Имение Ю. П. Лермонтова на юге Ефремовского уезда?

Место ссылки Лермонтова?

Поэт погиб в    …        году.

Анализировали стихотворение М. Ю. Лермонтова "Парус".

Оцените свою работу и закончите предложения.

Я узнал...

Мне захотелось...

Это стихотворение заставило меня задуматься...

Урок взволновал...

Я расскажу дома...

Мне было интересно...

3 октября 1814года

В Москве

Тарханы

Кропотово

Кавказ

1841

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Уметь оценивать свою деятельность на уроке,  подвести итог проделанной работе.

Информация о домашнем задании

Выучить стихотворение  М. Ю. Лермонтова "Парус".

Записывают задание в дневник.

Уметь самостоятельно готовить домашнее задание, опираясь на опыт, полученный на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...