А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 Хуснутдинова  Эльвира Нурисламовна

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Цели:

1. Восприятие и первичное осознание нового материала.

2. Развитие навыков исследовательской деятельности.

3. Воспитание идеального читателя. 

Образовательно-развивающие задачи:  

1. Развивать навыки исследовательской деятельности.

2. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

3. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки.

4. Совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

5. Развивать познавательные УУД, в частности, логические - аналитическое мышление.

6. Развивать коммуникативные УУД.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

2. Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую деятельность.

3. Воспитывать самостоятельность и осознанность чтения.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация к уроку  (Power Point)

 Раздаточный материал: Карточки для составления таблицы

Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с «волшебными» предметами, фломастеры, презентация.

Ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Оргмомент

- Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя. 

Дети приводят в порядок рабочее место.

Дежурные усаживают только тех учеников, которые не только готовы сами, но и их сосед по парте тоже готов.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

2.Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки.
(
слайд сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
-
Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга

Сова хорошо видит, а слон- слышит

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

2.Актуализация знаний учащихся.

- Сказка о рыбаке и рыбке                                                                     Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

- Прочитайте следующие строки и подумайте, что объединяет все эти произведения?
О ком будем вести речь на уроке?
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.
 Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы  узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

- В каком городе родился А.С. Пушкин?

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

- Какую литературу любил Сергей Львович - отец Саши?

- Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

- Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?

- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

- Что вы знаете о маленьком Саше?

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)

- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
- А отравимся мы сегодня в необычный мир, мы литературные исследователи.

Когда я так же, как и вы, училась в школе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

Это произведения А.С. Пушкина

Мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

(Сергей Львович любил французскую литературу)

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием.

Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

3. Определение темы и целей урока

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

Какие этапы в исследовании нужно пройти?

А теперь давайте послушаем запись. Как вы уже догадались…

Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

А что мы знаем о сказках?

Тема исследования – Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в сказке А.С.Пушкина неслучайно.

Алгоритм исследования:

выдвинуть гипотезу; подвергнуть сопоставлению

содержания произведений; обобщить результаты;

сделать выводы.

Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

4. «Открытие нового знания»

Физминутка.

Анализ образа главных героев.

Физминутка.

Рефлексия

Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану?

 Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

- Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».

- Что такое сказка? (Ответы)

Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.

(Презентация «сказка»).

- Какая сказка является литературной?

- Какая сказка является волшебной?

Молодцы, действительно, всё знаем.

Теперь давайте попробуем  догадаться, что же такое явная и неявная фантастика?

- Каково лексическое значение слова «явный»?

Обратимся к волшебной книге.

С темой исследования мы разобрались.

(Креплю таблички «Явная фантастика», «Неявная фантастика»).

Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса!

Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?

Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой?

           Ей в приданое дано

Было лишь оно одно,

Свойство волшебное имело:

Говорить оно умело.

- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

- Каким волшебным свойством обладало зеркало?

- Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике?

- А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?

(Ответы). Замечательно.

Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация). - Что же скрывается за этим волшебным предметом?

(Что его хозяйка - ведьма).

Прочитаем ещё раз строки о царице. (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч.).

- Какими эпитетами награждает её автор?

- Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?

- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?

(Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. «Ах, ты..»).

- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?

- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?

 (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?).

- А кто знает, что обозначает чёрный цвет?

Заглянем в волшебную книгу.

- Подтвердили мы свои предположения?

- К какой фантастике мы это отнесём?

Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это.

Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.

- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?

Зачитываем этот отрывок. (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.)

Задание: поставить букву П там, где нужно проверить предположения главной героини.

- Что нужно проверить?

Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.

Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения.

Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование.

- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?

(Ответы).

Заглянем в волшебную книгу?

Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.

- Какая это фантастика: явная или неявная?

 А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.

Попрошу вас всех встать.

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!

- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?

Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке?

- В кого превращается мачеха в этом отрывке?

- Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?

- Что оно принесёт?

- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?

Замечательно.

Заглянем в волшебную книгу?

Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть.

- К какой фантастике мы отнесём яблоко?

Переходим к следующему этапу нашего исследования.

А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).

- Ребята, как вы думаете, что я достала?

- Как называется этот камень?

- В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?

- Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?

А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово.

В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах).

Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения.

- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?

(Ответы).

Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация).

С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

- Какая это фантастика: явная или неявная?

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

- Какая это фантастика?

- В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы?

- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

(Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно).

- А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

- Какая это фантастика?

- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?

- Можно ожить после смерти?

- Какая это фантастика?

- Что происходит в конце сказки?

- Что послужило предвестником этого несчастья?

Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.

- Какая это фантастика?

 «Я -  в уроке, урок – во мне».

Каждому обучающемуся предлагается бланк, на котором отражены 4 лестницы по 4 ступеньки на каждой. На первой лестнице ученик оценивает свое «Желание работать на уроке» (соответственно, нижняя ступень – «не было желания работать», верхняя ступень – «желание работать присутствовало в течение всего урока»). Вторая лестница – «Понимание материала» (принцип оценивания тот же). Третья лестница – «Работоспособность». Четвертая лестница «Настроение на уроке».

Книга

Явная и неявная

Ученик показывает свою презентацию

(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)

Вывод: явная фантастика – это те волшебные предметы, которые мы открыто видим  в сказке. Например,  волшебная книга. О неявной фантастике мы можем лишь догадываться, обладая умением читать между строк.

(Зеркало). 

Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

К зеркальцу царица благосклонна, ласкова.

(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).

 (Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием «Явная фантастика»).

Читают дети

(Злая).

Сценка

(Чёрным).

(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.)

(К неявной.) (Крепится табличка).

(Семь).

(Действительно ли, люди добрые живут.)

(Неявная. Крепится табличка).

(Яблоко).

(Черница).

(Смерть).

(К неявной. Крепится табличка).

(Неявная. Крепится табличка).

(Явная. Крепятся таблички).

Сценка

(Неявная. Крепится табличка).

(Царевна ожила).

(Неявная. Крепится табличка).

(Мачеха умирает).

(Зеркало разбилось).

(Неявная. Крепится табличка).

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

 

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

Итог урока

Домашнее задание

Подведём итог.

В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в этом, работая с текстом и классифицируя явную и неявную фантастику?

Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки.

- Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?

Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!

(Работа в группах).

Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).

Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.

(Крепится табличка в схему).

Завершение схемы.

Неявная фантастика

Мачеха – ведьма
Семь богатырей
Яблоко
Хрусталь
Имя Елисей
Разбитое зеркало

Явная фантастика

Волшебное зеркало
Солнце
Месяц
Ветер
Царевна ожила

А показывает нам это Пушкин, используя явную неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл.

Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку.

Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят.

-Каким образом мы это проверяли?

Какой вы сделали вывод?

Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партне

ром)

Личност

ные

Метапредметные

Познавательные

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
  •  познавательная мотивация учения;
  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  •  чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  •  устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  •  планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  •  выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  •  вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  •  самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  •  планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  •  находить нужную информацию
  •  выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  •  сравнивать
  •  устанавливать причинно-следственные связи
  •  устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  •  сравнивать и классифицировать
  •  строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  •  работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  •  аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
  •  точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
  •  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  •  владеть диалогической формой речи;
  •  корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  •  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
  •  объяснять смысл
  •  определять тему и главную мысль
  •  ставить вопросы
  •  составлять план
  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте
  • полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  составлять личное мнение
  •  высказывать свое суждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи ...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Тест по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

В работе представлено 30 разнообразных вопросов по "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина. Работа дается после изучения сказки в 4-ом классе по программе "Школа Ро...

Викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во ...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки...