урок по литературе "Выразительные возможности слова - Волна".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Слабова Лариса Алексеевна

Урок литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия «Школа искусств»

г.Талдома Московской области.

Открытый урок по литературе в 4 классе.

Провела учитель высшей категории

 Слабова Лариса Алексеевна,

Тема урока:

«Выразительные возможности слова - ВОЛНА».

Цель урока: умение передать свои чувства, настроение через  литературу.

Ход урока:

Организация:

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – это мои коллеги, учителя других школ.

Тема нашего урока – выразительные возможности слова. Вспомните, над какими словами мы уже работали в этом году?(первый, последний, чаща, шум, шелест, лепет, шорох)

- Послушайте отрывок из известного вам произведения:

 Ты, волна, моя волна!

 Ты гульлива и вольна;

 Плещешь ты, куда захочешь,

 Ты морские камни точишь,

 Топишь берег ты земли,

 Подымаешь корабли…

- Вы, догадались, о чём будет урок?

(Да, о воде, море, волне)

СЛАЙД 1.

- Сегодня мы обратимся к слову «волна» и попробуем его почувствовать через музыку, изобразительное искусство и литературу.

 Каждое слово у человека вызывает различное настроение, когда оно звучит отдельно или вместе с другими словами, чтобы определить это настроение мы должны прислушаться к себе.

- Какое настроение вызывает у вас слово «волна»?

- Прислушайтесь к самому слову (транскрипция слова волна).

(…)

- Какие звуки в этом слове вызывают именно это настроение? (работа со звуками)

- А как же объясняет значение слова «волна» Владимир Иванович Даль?

Волна – водяной гребень, гряда, долгий бугор, поднявшийся при всколыхании вод ветром или иною силою.

 Самые мелкие волны – рябь;

 крупная, отдельная – волна, вал;

 самая большая – колышень, взводень;

 средняя – плескун; пенистая – завитки, кудрявка, барашек, зайчик;

   крупная – белоголовец.

Девятым валом или волной зовут, по поверью чередную, большую против прочих, роковую волну.

- Что вы представляете, когда слышите слово «волна»?

Своё стихотворение прочитает Эля, Тимур.

- Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз видел его? Оно, то ласковое, то гневное, то изменчивое, как живое существо. Сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве?

Прощай свободная стихия

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

- Так писал о море и о волнах А.С. Пушкин.

- А великий русский композитор Римский-Корсаков написал музыку к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Послушаем тему моря.

- Какое настроение у моря Римского-Корсакова?

(шумное, неспокойное, бурное, возмущённое, жуткое, хмурое, тревожное, сердитое...)

Физминутка. Показать волны – спокойные и бурные.

А кто из известных русских художников всё своё великое дарование посвятил морю?

- Айвазовский Иван Константинович.

- Как называют художников, которые изображают море?

- Маринисты.

Маша готова рассказать о творчестве Ивана Айвазовского.

Айвазовский был первым русским маринистом и одним из лучших в этом жанре среди европейских мастеров. Сделав маринистику самостоятельной частью русской пейзажной живописи, он достиг в ней высочайшего мастерства.

У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, её свободу и очарование, её грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землёй и с человеком, и облёк это в высокую художественную форму.

СЛАЙД 2. Миша

Огромная картина «Среди волн» поражает не только своим размахом, но и свежестью и цельностью впечатления, лёгкостью воплощения замысла. Здесь достигает своего предела простота композиции – огромные волны бушующего моря и небольшая полоса неба над ним. Художник поместил зрителя в открытое штормящее море вдали от берегов, он не показывает ему ничего, кроме кипящих, сталкивающихся друг с другом волн и таким образом его один на один со стихией. Это был тот главный эффект маринистической живописи, к которому интуитивно стремился Айвазовский.

СЛАЙД 3.

К числу лучших батальных полотен Айвазовского относится  один запечатлённый на холсте эпизод русско-турецкой войны 1828-1829 годов – картина «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой».

 - Обратите внимание, как выглядит море, какое оно?

СЛАЙД 4. Никита.

Тема кораблекрушения – одна из самых драматичных в искусстве. Борьба человека за свою жизнь в открытом бушующем море приобретает черты трагической безысходности, но всегда остаётся надежда, и она составляет главный эмоциональный тон картин Айвазовского. Человек надеется на лучшее до самой последней своей минуты, и в этом его сила, противопоставленная силе стихии.

Трагизм сцен кораблекрушения был воплощением романтического понимания стихии, он олицетворял стихию самой жизни, то дарящей человеку надежду, то отнимающей её.

Айвазовский вводит в сцены кораблекрушений мотив берегового обрыва, нависшего над морем. Сильнее зазвучал гул ударяющихся о неприступные скалы волн, выразительность их пластики обострилась в сопоставлении с твёрдостью камня, усилилось ощущение неминуемой гибели корабля, который море разобьёт о высокий берег. Прибрежные утёсы неприветливы и опасны, как и море, они не сулят спасения гибнущим людям. Ветер, вода, скалы – всё против человека, который выглядит маленьким и слабым, но в этой слабости и страхе люди остаются людьми, пытаясь помочь погибающим.

  Вот так видел Айвазовский море и волны.

- Вам предстоит дома написать сочинение на тему:

СЛАЙД 5.

«Что я чувствую, представляю, когда звучит слово волна».

Физминутка.

 Звучит музыка (морской прибой). Опустите головки на парту, закройте глазки и представьте себя на берегу моря. Послушайте шум моря, крик чаек над волной.

- Какая задача стоит перед вами? (передать настроение, которое вызывает задуманное слово).

- Сейчас  на наш суд некоторые ребята представят свои сочинения. А мы оценим их творчество.

(Сочинения Димы Красных, Даши Алёхиной, Даши Ворыхановой, Вики Гуськовой и Насти Кутенковой)

Послушать ракушки.

Домашнее задание:

Написать сочинение.

Главная задача – подумать какое настроение вызывает это слово, какую картину представляешь, когда звучит это слово.

Итог:

И я поклонница морской волны!

Она меня уносит в детство,

Как фантастическое средство,

          Дарует сказочные сны!

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

1. Волна – водяной гребень, гряда, долгий бугор, поднявшийся при всколыхании вод ветром или иною силою.

 Самые мелкие волны – рябь;

крупная, отдельная – волна, вал;

самая большая – колышень, взводень;

 средняя – плескун; пенистая – завитки, кудрявка, барашек, зайчик;

   крупная – белоголовец.

Девятым валом или волной зовут, по поверью чередную, большую против прочих, роковую волну.

2. Айвазовский был первым русским маринистом и одним из лучших в этом жанре среди европейских мастеров. Сделав маринистику самостоятельной частью русской пейзажной живописи, он достиг в ней высочайшего мастерства.

У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, её свободу и очарование, её грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землёй и с человеком, и облёк это в высокую художественную форму.

3. Огромная картина «Среди волн» поражает не только своим размахом, но и свежестью и цельностью впечатления, лёгкостью воплощения замысла. Здесь достигает своего предела простота композиции – огромные волны бушующего моря и небольшая полоса неба над ним. Художник поместил зрителя в открытое штормящее море вдали от берегов, он не показывает ему ничего, кроме кипящих, сталкивающихся друг с другом волн и таким образом его один на один со стихией. Это был тот главный эффект маринистической живописи, к которому интуитивно стремился Айвазовский.

4. Тема кораблекрушения – одна из самых драматичных в искусстве. Борьба человека за свою жизнь в открытом бушующем море приобретает черты трагической безысходности, но всегда остаётся надежда, и она составляет главный эмоциональный тон картин Айвазовского. Человек надеется на лучшее до самой последней своей минуты, и в этом его сила, противопоставленная силе стихии.

Трагизм сцен кораблекрушения был воплощением романтического понимания стихии, он олицетворял стихию самой жизни, то дарящей человеку надежду, то отнимающей её.

Айвазовский вводит в сцены кораблекрушений мотив берегового обрыва, нависшего над морем. Сильнее зазвучал гул ударяющихся о неприступные скалы волн, выразительность их пластики обострилась в сопоставлении с твёрдостью камня, усилилось ощущение неминуемой гибели корабля, который море разобьёт о высокий берег. Прибрежные утёсы неприветливы и опасны, как и море, они не сулят спасения гибнущим людям. Ветер, вода, скалы – всё против человека, который выглядит маленьким и слабым, но в этой слабости и страхе люди остаются людьми, пытаясь помочь погибающим.

Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».

Автор: Красных Дима.

Когда я слышу слово «волна», я представляю большое величественное море. Я начинаю вспоминать свои ощущения о море.

Это удивление от того, что иногда с виду волны кажутся безобидными, а на самом деле оказываются очень сильными и опасными.

Это приятные успокаиващие звуки шума волн и притягивающий вид бескрайнего моря.

Я вспоминаю приятные ощущения от ласковых и тёплых прикосновений живой движущейся воды.

Чувство восхищения и счастья охватывает меня, когда я слышу слово «волна»!

Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».

Автор: Алёхина Даша.

Этим летом я с мамой и с бабушкой отдыхала в Крыму на Чёрном море. Это было чудесное время. Мы там плавали, загорали, катались на катерах.

И теперь, когда я слышу слово «волна», я представляю шумное море, крик чаек, плескание морских волн.

На берегу стоят мама с бабулей и зовут меня на сушу, а мне так хочется ещё побыть в воде и покататься на волнах, но приходится идти.

Когда я слышу слово «волна», я чувствую спокойствие, расслабленность и на меня навевают приятные воспоминания о море.

Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».

Автор: Гуськова Вика.

Я никогда не была на море, но когда я слышу слово «волна» мне представляется именно оно. Я слышу шум моря, чувствую его запах. А вдали видны дельфины.

Но и на реке есть тоже волны. Как-то раз я с родителями отдыхала на Волге. Мимо нас пронёсся катер, оставляя после себя волны. В воде сразу все оживились, некоторые дети даже стали визжать от восторга. Как же здорово было качаться на этих волнах! Ещё долго все брызгались и веселились.

В тот момент я чувствовала себя абсолютно счастливой и этот день мне запомнится надолго.

Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».

Автор: Кутенкова Настя.

Волна и море это неразделимые понятия. Когда я слышу слово «волна», я сразу представляю море, юг, жару…

Волны бывают спокойные, радующие глаз, шум которых можно бесконечно слушать сидя у моря. А во время шторма – волны сильные, опасные для человека.

При слове «волна» я чувствую лёгкую радость, потому что я мысленно переношусь на берег моря, вижу сверкающие волны, на которых можно покачаться.

Я очень люблю море и тихие нежные волны!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Современный урок: тенденции и возможности в аспекте ФГОС"

     Основная цель семинара:распространение опыта педагогов МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа" по построению современного урока в свете реализации станд...

Последний урок для 9 класса "По волнам воспоминаний"

Разработка классного часа для выпускников  девятиклассников организованное вместе учениками первоклассниками....

Урок математики" Дерево возможностей"

Урок математики(Образовательная система Школа-2100) составлен в технологии критического мышления, использования ИКТ....

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"

Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Образовательные:·...

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»...

Технологическая карта урока физической культуры в 1 классе (урок – путешествие «По морям, по волнам»)

Урок спланирован в соответствии с программой «Физическая культура 1-4 класс»  В.И. Ляха, в соответствии со знаниями и умениями учеников и с учётом возрастных психологических особеннос...