урок по литературе "Выразительные возможности слова - Волна".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия «Школа искусств»
г.Талдома Московской области.
Открытый урок по литературе в 4 классе.
Провела учитель высшей категории
Слабова Лариса Алексеевна,
Тема урока:
«Выразительные возможности слова - ВОЛНА».
Цель урока: умение передать свои чувства, настроение через литературу.
Ход урока:
Организация:
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – это мои коллеги, учителя других школ.
Тема нашего урока – выразительные возможности слова. Вспомните, над какими словами мы уже работали в этом году?(первый, последний, чаща, шум, шелест, лепет, шорох)
- Послушайте отрывок из известного вам произведения:
Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
- Вы, догадались, о чём будет урок?
(Да, о воде, море, волне)
СЛАЙД 1.
- Сегодня мы обратимся к слову «волна» и попробуем его почувствовать через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Каждое слово у человека вызывает различное настроение, когда оно звучит отдельно или вместе с другими словами, чтобы определить это настроение мы должны прислушаться к себе.
- Какое настроение вызывает у вас слово «волна»?
- Прислушайтесь к самому слову (транскрипция слова волна).
(…)
- Какие звуки в этом слове вызывают именно это настроение? (работа со звуками)
- А как же объясняет значение слова «волна» Владимир Иванович Даль?
Волна – водяной гребень, гряда, долгий бугор, поднявшийся при всколыхании вод ветром или иною силою.
Самые мелкие волны – рябь;
крупная, отдельная – волна, вал;
самая большая – колышень, взводень;
средняя – плескун; пенистая – завитки, кудрявка, барашек, зайчик;
крупная – белоголовец.
Девятым валом или волной зовут, по поверью чередную, большую против прочих, роковую волну.
- Что вы представляете, когда слышите слово «волна»?
Своё стихотворение прочитает Эля, Тимур.
- Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз видел его? Оно, то ласковое, то гневное, то изменчивое, как живое существо. Сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве?
Прощай свободная стихия
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
- Так писал о море и о волнах А.С. Пушкин.
- А великий русский композитор Римский-Корсаков написал музыку к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Послушаем тему моря.
- Какое настроение у моря Римского-Корсакова?
(шумное, неспокойное, бурное, возмущённое, жуткое, хмурое, тревожное, сердитое...)
Физминутка. Показать волны – спокойные и бурные.
А кто из известных русских художников всё своё великое дарование посвятил морю?
- Айвазовский Иван Константинович.
- Как называют художников, которые изображают море?
- Маринисты.
Маша готова рассказать о творчестве Ивана Айвазовского.
Айвазовский был первым русским маринистом и одним из лучших в этом жанре среди европейских мастеров. Сделав маринистику самостоятельной частью русской пейзажной живописи, он достиг в ней высочайшего мастерства.
У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, её свободу и очарование, её грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землёй и с человеком, и облёк это в высокую художественную форму.
СЛАЙД 2. Миша
Огромная картина «Среди волн» поражает не только своим размахом, но и свежестью и цельностью впечатления, лёгкостью воплощения замысла. Здесь достигает своего предела простота композиции – огромные волны бушующего моря и небольшая полоса неба над ним. Художник поместил зрителя в открытое штормящее море вдали от берегов, он не показывает ему ничего, кроме кипящих, сталкивающихся друг с другом волн и таким образом его один на один со стихией. Это был тот главный эффект маринистической живописи, к которому интуитивно стремился Айвазовский.
СЛАЙД 3.
К числу лучших батальных полотен Айвазовского относится один запечатлённый на холсте эпизод русско-турецкой войны 1828-1829 годов – картина «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой».
- Обратите внимание, как выглядит море, какое оно?
СЛАЙД 4. Никита.
Тема кораблекрушения – одна из самых драматичных в искусстве. Борьба человека за свою жизнь в открытом бушующем море приобретает черты трагической безысходности, но всегда остаётся надежда, и она составляет главный эмоциональный тон картин Айвазовского. Человек надеется на лучшее до самой последней своей минуты, и в этом его сила, противопоставленная силе стихии.
Трагизм сцен кораблекрушения был воплощением романтического понимания стихии, он олицетворял стихию самой жизни, то дарящей человеку надежду, то отнимающей её.
Айвазовский вводит в сцены кораблекрушений мотив берегового обрыва, нависшего над морем. Сильнее зазвучал гул ударяющихся о неприступные скалы волн, выразительность их пластики обострилась в сопоставлении с твёрдостью камня, усилилось ощущение неминуемой гибели корабля, который море разобьёт о высокий берег. Прибрежные утёсы неприветливы и опасны, как и море, они не сулят спасения гибнущим людям. Ветер, вода, скалы – всё против человека, который выглядит маленьким и слабым, но в этой слабости и страхе люди остаются людьми, пытаясь помочь погибающим.
Вот так видел Айвазовский море и волны.
- Вам предстоит дома написать сочинение на тему:
СЛАЙД 5.
«Что я чувствую, представляю, когда звучит слово волна».
Физминутка.
Звучит музыка (морской прибой). Опустите головки на парту, закройте глазки и представьте себя на берегу моря. Послушайте шум моря, крик чаек над волной.
- Какая задача стоит перед вами? (передать настроение, которое вызывает задуманное слово).
- Сейчас на наш суд некоторые ребята представят свои сочинения. А мы оценим их творчество.
(Сочинения Димы Красных, Даши Алёхиной, Даши Ворыхановой, Вики Гуськовой и Насти Кутенковой)
Послушать ракушки.
Домашнее задание:
Написать сочинение.
Главная задача – подумать какое настроение вызывает это слово, какую картину представляешь, когда звучит это слово.
Итог:
И я поклонница морской волны!
Она меня уносит в детство,
Как фантастическое средство,
Дарует сказочные сны!
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.
1. Волна – водяной гребень, гряда, долгий бугор, поднявшийся при всколыхании вод ветром или иною силою.
Самые мелкие волны – рябь;
крупная, отдельная – волна, вал;
самая большая – колышень, взводень;
средняя – плескун; пенистая – завитки, кудрявка, барашек, зайчик;
крупная – белоголовец.
Девятым валом или волной зовут, по поверью чередную, большую против прочих, роковую волну.
2. Айвазовский был первым русским маринистом и одним из лучших в этом жанре среди европейских мастеров. Сделав маринистику самостоятельной частью русской пейзажной живописи, он достиг в ней высочайшего мастерства.
У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, её свободу и очарование, её грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землёй и с человеком, и облёк это в высокую художественную форму.
3. Огромная картина «Среди волн» поражает не только своим размахом, но и свежестью и цельностью впечатления, лёгкостью воплощения замысла. Здесь достигает своего предела простота композиции – огромные волны бушующего моря и небольшая полоса неба над ним. Художник поместил зрителя в открытое штормящее море вдали от берегов, он не показывает ему ничего, кроме кипящих, сталкивающихся друг с другом волн и таким образом его один на один со стихией. Это был тот главный эффект маринистической живописи, к которому интуитивно стремился Айвазовский.
4. Тема кораблекрушения – одна из самых драматичных в искусстве. Борьба человека за свою жизнь в открытом бушующем море приобретает черты трагической безысходности, но всегда остаётся надежда, и она составляет главный эмоциональный тон картин Айвазовского. Человек надеется на лучшее до самой последней своей минуты, и в этом его сила, противопоставленная силе стихии.
Трагизм сцен кораблекрушения был воплощением романтического понимания стихии, он олицетворял стихию самой жизни, то дарящей человеку надежду, то отнимающей её.
Айвазовский вводит в сцены кораблекрушений мотив берегового обрыва, нависшего над морем. Сильнее зазвучал гул ударяющихся о неприступные скалы волн, выразительность их пластики обострилась в сопоставлении с твёрдостью камня, усилилось ощущение неминуемой гибели корабля, который море разобьёт о высокий берег. Прибрежные утёсы неприветливы и опасны, как и море, они не сулят спасения гибнущим людям. Ветер, вода, скалы – всё против человека, который выглядит маленьким и слабым, но в этой слабости и страхе люди остаются людьми, пытаясь помочь погибающим.
Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».
Автор: Красных Дима.
Когда я слышу слово «волна», я представляю большое величественное море. Я начинаю вспоминать свои ощущения о море.
Это удивление от того, что иногда с виду волны кажутся безобидными, а на самом деле оказываются очень сильными и опасными.
Это приятные успокаиващие звуки шума волн и притягивающий вид бескрайнего моря.
Я вспоминаю приятные ощущения от ласковых и тёплых прикосновений живой движущейся воды.
Чувство восхищения и счастья охватывает меня, когда я слышу слово «волна»!
Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».
Автор: Алёхина Даша.
Этим летом я с мамой и с бабушкой отдыхала в Крыму на Чёрном море. Это было чудесное время. Мы там плавали, загорали, катались на катерах.
И теперь, когда я слышу слово «волна», я представляю шумное море, крик чаек, плескание морских волн.
На берегу стоят мама с бабулей и зовут меня на сушу, а мне так хочется ещё побыть в воде и покататься на волнах, но приходится идти.
Когда я слышу слово «волна», я чувствую спокойствие, расслабленность и на меня навевают приятные воспоминания о море.
Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».
Автор: Гуськова Вика.
Я никогда не была на море, но когда я слышу слово «волна» мне представляется именно оно. Я слышу шум моря, чувствую его запах. А вдали видны дельфины.
Но и на реке есть тоже волны. Как-то раз я с родителями отдыхала на Волге. Мимо нас пронёсся катер, оставляя после себя волны. В воде сразу все оживились, некоторые дети даже стали визжать от восторга. Как же здорово было качаться на этих волнах! Ещё долго все брызгались и веселились.
В тот момент я чувствовала себя абсолютно счастливой и этот день мне запомнится надолго.
Сочинение: «Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна»».
Автор: Кутенкова Настя.
Волна и море это неразделимые понятия. Когда я слышу слово «волна», я сразу представляю море, юг, жару…
Волны бывают спокойные, радующие глаз, шум которых можно бесконечно слушать сидя у моря. А во время шторма – волны сильные, опасные для человека.
При слове «волна» я чувствую лёгкую радость, потому что я мысленно переношусь на берег моря, вижу сверкающие волны, на которых можно покачаться.
Я очень люблю море и тихие нежные волны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар "Современный урок: тенденции и возможности в аспекте ФГОС"
Основная цель семинара:распространение опыта педагогов МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа" по построению современного урока в свете реализации станд...
Последний урок для 9 класса "По волнам воспоминаний"
Разработка классного часа для выпускников девятиклассников организованное вместе учениками первоклассниками....
Урок математики" Дерево возможностей"
Урок математики(Образовательная система Школа-2100) составлен в технологии критического мышления, использования ИКТ....
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"
Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Образовательные:·...
Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»
Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»...
Технологическая карта урока физической культуры в 1 классе (урок – путешествие «По морям, по волнам»)
Урок спланирован в соответствии с программой «Физическая культура 1-4 класс» В.И. Ляха, в соответствии со знаниями и умениями учеников и с учётом возрастных психологических особеннос...