статья «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
статья по чтению на тему
Размышления о развитии творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_perestayut_myslit_kogda_perestayut_chitat.docx | 170.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Перемены, которые Стандарт внес в современное образование, выдвигают в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Ученик должен уметь активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий, использовать различные способы поиска информации в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
На мой взгляд, именно уроки литературного чтения играют важную роль в образовании, воспитании и развитии творческого потенциала ученика. Работая в школе более 20 лет, уже на первых порах своей педагогической практики столкнулась с проблемой «дети не любят читать, считают уроки чтения самыми скучными и неинтересными».
Почему же дети не любят читать? Процесс чтения очень трудоемкий, требует больших затрат времени. А с появлением телевидения и компьютера поток информации на ребенка обрушился с небывалой силой. Достаточно черпать информацию с экранов телевизора и дисплея и совсем необязательно читать. Поэтому особенно важным в своей работе для решения задач, поставленных ФГОС, считаю развитие у учеников интереса к чтению.
Уроки литературного чтения начинаются с трёхминутного жужжащего чтения. Применение этого метода на протяжении всего курса обучения в начальной школе даёт положительные результаты.
Следующим этапом являются пятиминутки «словознайки». Задания, предложенные ученикам, преследуют цель развития речи учащегося, автоматизации и дифференциации звукопроизношения:
- скороговорки и чистоговорки;
- ребусы, шарады;
- логические упражнения: подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов; что общего и чем отличаются слова; назови одним словом слова; какое слово лишнее; раздели слова на группы;
- упражнения на развитие внимания и памяти. (Приложение 1)
Работая над текстами учебника, стараюсь избегать фраз «читай дальше, читай громче, читай еще раз…». Чтобы поддерживать интерес к чтению и развивать его от урока к уроку использую различные приемы работы над содержанием текста:
- чтение цепочкой по предложению;
- чтение хором;
- чтение по готовому плану;
- чтение, деление на части;
- чтение, нахождение отрывка к рисунку;
- чтение самого красивого места в тексте;
- нахождение отрывка или предложения, отражающих главную мысль рассказа;
- чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками;
- чтение по ролям;
- нахождение и чтение предложений с восклицательным. Вопросительным знаками, многоточием, запятой;
- конкурсное чтение;
- нахождение и чтение образных слов, эпитетов;
- чтение стихотворений с расстановкой пауз;
- нахождение в тексте слов на заданное учителем правило;
- чтение слов, к которым даны сноски;
- нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Важным стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность младших школьников. Склонность к творчеству присуще ребенку. По утверждению Л. С. Выготского, «творчество – норма детского развития». Поиск необходимой информации, стремление переконструировать и переработать текст, возможность изменения его содержания – все это способствует развитию творческой активности ученика.
К творческим заданиям нужно отнести:
- драматизацию произведения,
- иллюстрирование,
- словесное рисование,
- составление диафильма,
- создание книжек – малышек,
- творческие пересказы,
- сочинительство.
На уроках по развитию речи работаем над структурой текста: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Учимся определять типы текстов: повествование, описание, рассуждение – и создавать собственные тексты заданного типа. Знакомимся с изложением и сочинением как видами письменной работы. При знакомстве с жанрами письма и поздравительной открытки учимся логически и последовательно излагать события, так чтобы они были понятны адресату. С опорой на материал раздела «Лексика» используем в текстах многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы. На уроках по развитию речи ребята учатся пользоваться не только с орфографическим словарем, но и другими видами словарей. Это, безусловно, пополняет словарь детей, делает их речь разнообразнее и богаче, расширяет кругозор.
В работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие задачи: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру. Прочитав рассказ В. Драгунского «Друг детства», ребятам была предложена работа по написанию сочинения «Воспоминания моей любимой игрушки». На уроке окружающего мира, прочитав познавательный текст о насекомых, предлагаю придумать рассказ «Узнай меня», где ребята описывают различных насекомых, при этом им приходится искать материал в энциклопедиях, перефразировать научный текст в доступный для понимания одноклассников. Изучая жанровое разнообразие на уроках литературного чтения: сочиняем загадки, сказки, пьесы. Ребятам очень понравилось использование диалога при написании творческих работ. И хотя эта тема не изучается в начальной школе, мы решили разобрать ее на дополнительном занятии. При чтении некоторых произведений учащиеся испытывают сильные эмоциональные переживания. Так после чтения рассказов Л. Н. Толстого «Лев и собачка», А. П. Чехова «Ванька», Г. Х Андерсена «Девочка со спичками» ребята признались, что еле сдержали слезы, тогда я предложила изменить окончание рассказов, сделать его позитивным.
Нами был накоплен значительный материал, который было решено обобщить, издав собственную книгу творческих работ под названием «Мир фантазии».
В оформлении книги нам помогали родители. Некоторые материалы были набраны на компьютере, некоторые остались в рукописном варианте. Ребята не только сочиняли, но и оформляли свои тексты рисунками. Книга «Мир фантазий» пополняется произведениями уже третьего поколения моих выпускников начальной школы.
Чтобы развивать и поддерживать интерес к чтению необходимо использовать все сферы деятельности учителя: и учебный процесс, и внеурочную деятельность, и работу с библиотекой, и работу с родителями.
Программа внеурочной деятельности «Проба пера» стала помощником в нашем творчестве. А библиотечные уроки в читательском зале районной библиотеки среди разнообразия книг повышают интерес и любознательность.
Совместное чтение взрослого и ребенка в домашней уютной обстановке способствует эмоциональному комфорту читающих. С первого класса убеждаю родителей в пользе такой работы. Дома ученики ведут читательский дневник, в котором фиксируется читаемая детьми литература. Если в первом классе ученики делают зарисовки к прочитанным произведениям, то в последующих классах добавляется выполнение творческих заданий по содержанию текста.
Работа, начатая в начальной школе, не прошла даром. Приятно, что, придя в пятый класс, мои выпускники получают положительные оценки по русскому языку и литературе, умеют последовательно излагать текст, составлять план своих выступлений, писать стихи. Ребята активно участвуют в конкурсах творческих работ различного уровня в номинациях «Литературное творчество», занимают призовые места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда ребёнок перестал слушаться
Методическая помощь родителям...
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.
методические разработки для учителей начальных классов...
Классный час в 4 классе «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
План -конспект классного часа "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"...
Почему люди перестали писать бумажные письма
Проект выполнил ученик 4 класса под руководством учителя. Ответ на поставленный вопрос искал с интересом и подтвердил свои предположения....
7 важных навыков, которые мы потеряем, когда перестаем писать от руки
Заметка содержит интересные факты о важности письма от руки....
Статья по теме "Почему дети не читают"
Материал предназначен для ознакомления родителями....
Статья "Почему современные дети перестают мыслить и как им в этом помочь?"
Давайте задумаемся: как мы учим своих учеников, воспитываем своих детей? Возможно, мы слишком опекаем их. Не лучше ли давать им свободу, чтобы они могли делать собственные ошибки и учиться на них? Поз...