статья «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
статья по чтению на тему

Попова Елена Викторовна

Размышления о развитии творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_perestayut_myslit_kogda_perestayut_chitat.docx170.06 КБ

Предварительный просмотр:

               «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Д. Дидро

               Перемены, которые Стандарт внес в современное образование, выдвигают в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Ученик должен уметь активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий, использовать различные способы поиска информации в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.

                 На мой взгляд, именно уроки литературного чтения играют важную роль в образовании, воспитании и развитии творческого потенциала ученика. Работая в школе более 20 лет, уже на первых порах своей педагогической практики столкнулась с проблемой «дети не любят читать, считают уроки чтения самыми скучными и неинтересными».

                Почему же дети не любят читать? Процесс чтения очень трудоемкий, требует больших затрат времени. А с появлением телевидения и компьютера поток информации на ребенка обрушился с небывалой силой. Достаточно черпать информацию с экранов телевизора и дисплея и совсем необязательно читать. Поэтому особенно важным в своей работе для решения задач, поставленных ФГОС, считаю развитие у учеников интереса к чтению.

                Уроки литературного чтения начинаются с трёхминутного жужжащего чтения. Применение этого метода на протяжении всего курса обучения в начальной школе даёт положительные результаты.

                Следующим этапом являются пятиминутки «словознайки». Задания, предложенные ученикам, преследуют цель развития речи учащегося, автоматизации и дифференциации звукопроизношения:  

  1. скороговорки и чистоговорки;
  2.  ребусы, шарады;
  3. логические упражнения: подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов; что общего и чем отличаются слова; назови одним словом слова; какое слово лишнее; раздели слова на группы;
  4. упражнения на развитие внимания и памяти.   (Приложение 1)

            Работая над текстами учебника, стараюсь избегать фраз «читай дальше, читай громче, читай еще раз…». Чтобы поддерживать интерес к чтению и развивать его от урока к уроку использую различные приемы работы над содержанием текста:

  1. чтение цепочкой по предложению;
  2. чтение хором;
  3. чтение по готовому плану;
  4. чтение, деление на части;
  5. чтение, нахождение отрывка к рисунку;
  6. чтение самого красивого места в тексте;
  7. нахождение отрывка или предложения, отражающих главную мысль рассказа;
  8. чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками;
  9. чтение по ролям;
  10. нахождение и чтение предложений с восклицательным. Вопросительным знаками, многоточием, запятой;
  11. конкурсное чтение;
  12. нахождение и чтение образных слов, эпитетов;
  13. чтение стихотворений с расстановкой пауз;
  14. нахождение в тексте слов на заданное учителем правило;
  15. чтение слов, к которым даны сноски;
  16. нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.  

              Важным стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность младших школьников. Склонность к творчеству присуще ребенку. По утверждению Л. С. Выготского, «творчество – норма детского развития». Поиск необходимой информации, стремление переконструировать и переработать текст, возможность изменения его содержания – все это способствует развитию творческой активности ученика.

              К творческим заданиям нужно отнести:

  • драматизацию произведения,
  • иллюстрирование,
  • словесное рисование,
  • составление диафильма,
  • создание книжек – малышек,
  • творческие пересказы,
  • сочинительство.

               На уроках по развитию речи работаем над структурой текста: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Учимся определять типы текстов: повествование, описание, рассуждение – и создавать собственные тексты заданного типа. Знакомимся с изложением и сочинением как видами письменной работы. При знакомстве с жанрами письма и поздравительной открытки учимся логически и последовательно излагать события, так чтобы они были понятны адресату. С опорой на материал раздела «Лексика»  используем в текстах многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы. На уроках по развитию речи ребята учатся пользоваться не только с орфографическим словарем, но и  другими видами  словарей. Это, безусловно, пополняет  словарь детей, делает их речь разнообразнее и богаче, расширяет кругозор.  

                    В работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие задачи: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение  к окружающему миру. Прочитав рассказ В. Драгунского «Друг детства», ребятам была предложена работа по написанию сочинения «Воспоминания моей любимой игрушки». На уроке окружающего мира, прочитав познавательный текст о насекомых, предлагаю придумать рассказ «Узнай меня», где ребята описывают различных насекомых, при этом им приходится искать материал в энциклопедиях, перефразировать научный текст  в доступный для понимания одноклассников. Изучая жанровое разнообразие на уроках литературного чтения: сочиняем загадки, сказки, пьесы. Ребятам очень понравилось использование диалога при написании творческих работ. И хотя эта тема не изучается  в начальной школе, мы решили разобрать ее на дополнительном занятии. При чтении некоторых  произведений учащиеся испытывают сильные эмоциональные переживания. Так после  чтения рассказов Л. Н. Толстого «Лев и собачка», А. П. Чехова «Ванька», Г. Х Андерсена «Девочка со спичками»  ребята признались, что еле сдержали слезы, тогда я  предложила изменить окончание рассказов, сделать его позитивным.

               Нами был накоплен значительный материал, который было решено обобщить, издав собственную книгу творческих работ под названием «Мир фантазии».

В оформлении книги нам помогали родители. Некоторые материалы были набраны на компьютере, некоторые остались в рукописном варианте. Ребята не только сочиняли, но и оформляли свои тексты рисунками.  Книга «Мир фантазий» пополняется произведениями уже третьего поколения моих выпускников начальной школы.P8200001

                  Чтобы развивать и поддерживать интерес к чтению необходимо использовать все сферы деятельности учителя: и учебный процесс, и внеурочную деятельность, и работу с библиотекой, и работу с родителями.                

Программа внеурочной деятельности «Проба пера» стала помощником в нашем творчестве. А библиотечные уроки в читательском зале районной библиотеки среди разнообразия книг повышают интерес и любознательность.

                Совместное чтение взрослого и ребенка в домашней уютной обстановке способствует эмоциональному комфорту читающих. С первого класса убеждаю родителей в пользе такой работы. Дома ученики ведут читательский дневник, в котором фиксируется читаемая детьми литература. Если в первом классе ученики делают зарисовки к прочитанным произведениям, то в последующих классах добавляется выполнение творческих заданий по содержанию текста.

                   Работа, начатая в начальной школе,   не прошла даром. Приятно, что, придя в пятый класс, мои выпускники  получают положительные оценки по русскому языку и литературе,  умеют последовательно излагать текст, составлять план своих выступлений, писать стихи. Ребята активно участвуют в конкурсах творческих работ различного уровня в номинациях «Литературное творчество», занимают призовые места.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда ребёнок перестал слушаться

Методическая помощь родителям...

Классный час в 4 классе «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

План -конспект классного часа "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"...

Почему люди перестали писать бумажные письма

Проект выполнил ученик 4 класса под руководством учителя. Ответ на поставленный вопрос искал с интересом и подтвердил свои предположения....

7 важных навыков, которые мы потеряем, когда перестаем писать от руки

Заметка содержит интересные  факты о важности письма от руки....

Статья по теме "Почему дети не читают"

Материал предназначен для ознакомления родителями....

Статья "Почему современные дети перестают мыслить и как им в этом помочь?"

Давайте задумаемся: как мы учим своих учеников, воспитываем своих детей? Возможно, мы слишком опекаем их. Не лучше ли давать им свободу, чтобы они могли делать собственные ошибки и учиться на них? Поз...