Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе.
статья на тему
В статье рассказывается об опыте работы по нравственно-патриотическому воспитанию на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_p._statya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе.
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
С этим высказыванием Наполеона нельзя не согласиться. Именно поэтому важно развивать в детях это чувство уже с первых школьных уроков. Безусловно, воспитание патриота – нелегкая и многоступенчатая задача. Тем не менее, уже на этапе начального образования необходимо делать первые шаги к созданию нравственно богатой личности.
Но как заинтересовать маленького школьника? Какими методами пробудить в нем интерес к изучению своей Родины и развитию себя самого? Проще всего начать с того, что окружает первоклассника – с Малой Родины, ее особенностей, истории и традиций.
Конечно, в каждой школе проводятся специальные уроки, посвященные дню города, организуются экскурсии в музеи. Тем не менее, моя педагогическая практика показывает, что любой урок можно использовать для развития интереса к Родине. Примером может послужить представленный ниже урок по обучению грамоте в 1 классе.
Тема: «Звуки [п], [п,]. Буквы П п».
Цель: Познакомить с новыми звуками и соответствующими буквами.
Задачи:
- учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
- распознавать в словах новые звуки;
- читать слоги и слова с изученной буквой.
- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
- учить рассуждать на заданную тему.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование интереса (мотивации) к учению.
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
- участвовать в диалоге на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование:
- учебник В.Г. Горецкий « Азбука» (М.: Просвещение, 2012год).
- картинки «остров», «заяц», «пароход», плакат «Букваринск»,
- схема звукобуквенного разбора,
- парусник с «П» на борту, схематический рисунок крепости с буквами на бастионе,
- «царский указ»,
- слоговые часы,
- сигнальные карточки синего и зелёного цвета,
- плакаты по теме «Фонетика»,
- «дежурная доска» с карточками изучаемых звуков и букв,
- карточки со слогами, карточки для дифференцированного чтения.
ХОД УРОКА.
I. Организация класса
Проверка готовности
- Азбука
- Карточки
- Пенал
- Схемы (, )
II. Актуализация знаний.
Сегодня я расскажу вам одну удивительную историю. Началась она много лет тому назад.
Посреди реки был небольшой болотистый остров с низкими топкими берегами, на котором росли кусты, редкие деревья (рис.).
Иногда встречались хутора, где жили люди (1-2 семьи).
А еще на этом острове водилось много зайцев, и поэтому в народе этот остров прозвали «Заячьим» (рис.).
Но вот однажды все изменилось… Хотите узнать, что произошло дальше?
Тогда мы с вами отправляемся в путешествие в далекое прошлое, к этому острову на пароходе (рис.).
Но сначала мы должны рассадить всех пассажиров, необычных пассажиров.
А для этого давайте вспомним:
- НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ВСЕ ЗВУКИ?
(гласные и согласные)
(рис. Букваринск)
- ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАСНЫХ ЗВУКАХ?
1. Состоят из голоса, поются.
2. Не встречают преграду (рис. «клетка»)
3. Образуют слог.
- ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ?
1. Встречают преграду.
2. Бывают звонкие и глухие.
3. Бывают твердые и мягкие.
- С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ОБОЗНАЧАЮТСЯ ЗВУКИ НА ПИСЬМЕ?
(с помощью букв)
(На доске рассыпаны изученные буквы) (рис.)
ВАША ЗАДАЧА:
На верхнюю палубу разместить гласные буквы.
- КАКАЯ ОСОБЕННАЯ ГЛАСНАЯ ЗДЕСЬ ЕСТЬ? (Буква е, так как обозначает 2 звука)
- КОГДА ОНА ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА? (в начале слова, после гласных)
На среднюю – буквы, обозначающие звонкие согласные,
На нижнюю – буквы, обозначающие глухие согласные.
Всех рассадили, отправляемся в путь.
Клип «Пароход» (35 секунд)
Слушайте внимательно, какую песенку поет пароход.
III. Определение темы и задач урока.
- Какую песенку пел пароход? Какой слог вы услышали? (ПА)
(Схема звукобуквенного анализа).
- Выделите первый звук. Встречает воздух преграду? Что мешает? (Губы)
Значит, [П] – согласный.
Положите руку на горлышко, произнесите звук П, голос спит или звенит? (спит).
Значит, [П] – глухой.
Твердый или мягкий? (твердый) (показать по схеме)
А вот к нам на палубу присела маленькая птичка. Ее даже не видно. А только слышно: «Пи-пи-пи», - пищит она.
- Выделите первый звук. Встречает воздух преграду? Что мешает? (Губы)
Значит, [П] – согласный.
Положите руку на горлышко, произнесите звук П. Голос спит или звенит?
(спит).
Значит, [П’] – глухой.
Твердый или мягкий? (мягкий)
- КАКОВА ЖЕ ТЕМА НАШЕГО УРОКА? Определим задачи на урок.
(Будем говорить о звуках [П] и [П’], о букве, которая эти звуки обозначает. Будем читать слова и слоги с этой буквой и узнаем что-то новое из истории нашей страны).
IV. Работа по теме урока.
Выделение звука из слова, характеристика звука, знакомство с новой буквой.
Пока пароход плывет, послушайте продолжение нашей истории.
Однажды, а было это 27 мая 1703 года (рис.) на остров пришли люди, началось строительство.
- помогите продолжить историю.
Звучали топоры, (рис.) (сначала на доске слова, дети читают их, а потом перевернуть и на обороте картинка)
Зазвенели пилы (рис.)
И через 4 месяца на острове выросла крепость (рис.)
На стенах крепости установили пушки (рис.)
(Кстати, когда мы произносим звук [П], мы как будто стреляем из пушки. (рис.)
Дадим характеристику звукам в этих слогах (нас интересуют звуки [П], [П’]).
Топоры - [П] – твердый, в середине слова (во 2 слоге)
Пилы - [П’] – мягкий, в середине слова и т.д.
Крепость - …
Пушки - …
Итак, подытожим. Дадим еще раз характеристику новым звукам (по «дежурной доске»).
На письме эти звуки обозначены буквой П (пэ).
- ЧТО ВАМ НАПОМИНАЕТ БУКВА П? (рис. Из «Веселой азбуки»)
Влез на букву озорник,
Он решил, что П – турник.
Пора и нам отдохнуть и позаниматься физкультурой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Перебираем слова со звуком [П] «на полу» - приседаем, а если «на потолке» - встаем и поднимаем руки вверх. (плинтус, лампа, паркет, побелка, кубики (вероятно, будет ошибка – обговорить парность согласных), палас, паучок)
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ
Мы подплываем к Заячьему острову, к крепости. Но сразу всем классом мы в эту крепость не пойдем. Вышлем разведку. Вот на таком маленьком паруснике (рис. парусник) у нас поплывет _______________ и будет подавать нам сигналы. Крепость имеет вот такую необычную форму, на бастионах прикреплены буквы (рис.- схема крепости).
- ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, КАК ВЫ БУДЕТЕ ПРОИЗНОСИТЬ СОГЛАСНЫЙ В СЛИЯНИИ? (рис. над доской)
Читаем слоги.
- Все спокойно? Путь свободен.
Подплываем ближе, (рис.помельче), еще ближе (рис. Петропавловской крепости покрупнее)
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА КРЕПОСТЬ?
Именно с нее началось строительство нашего города – Санкт-Петербурга. Сначала построили крепость, а потом под ее охраной и сам город.
- КТО БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ НАШЕГО ГОРОДА? (рис. Петр I)
Царя Петра называли еще по-другому. Прочитайте. (ПЕТР ВЕЛИКИЙ)
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ?
Но не только за его рост, а за его великие дела для России.
Петр Первый хотел, чтобы Россия была богатой и сильной страной. При нем в России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт-Петербург, про который мы сегодня говорим; Таганрог, Петрозаводск), открывались школы, библиотеки. Наладилось более тесное общение с другими странами, иностранцы стали охотнее приезжать в Россию.
V. Закрепление изученного.
Работа по учебнику.
Откройте «Азбуку» на странице 78, найдите на рисунке Петра Первого.
- КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕТР ПЕРВЫЙ?
Строит корабль. Царь Петр умел работать пилой и топором, умел плотничать.
Про него говорили (прочитайте): Петр Первый – плотник.
- ПОЧЕМУ ПЕТР ПЕРВЫЙ ПЕРЕСТАЛ РАБОТАТЬ ТОПОРОМ? (К нему обращаются послы из других стран.)
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ К ПЕТРУ ПРИЕХАЛИ ПОСЛЫ? (Петр пригласил иностранцев для строительства флота. Он и сам учился корабельному делу за границей. А потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защищать себя от врагов, торговать с другими государствами.)
Пока Петр общается с послами, мы с вами поработаем по учебнику.
- НАЙДИТЕ БУКВУ П НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.
- СКОЛЬКО ВАРИАНТОВ П ВЫ ВИДИТЕ? (два)
- КОГДА МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ БОЛЬШУЮ БУКВУ? (при написании имен, фамилий и т.д.)
Чтение слогов, предложений.
Прочитайте слоги, где гласная буква обозначает твердость предшествующего согласного.
Прочитайте слоги, где гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного.
Читаем слова с пометами.
- По кругу
- Прочитайте слова, которые служат названиями профессии.
Читаем пословицы.
- По кругу
- Прочитайте еще раз первую пословицу. (Хороший плотник и в поле работник.) Как вы понимаете ее смысл? Обсудите в парах.
(Трудолюбивый, любящий работать человек в любом деле себя проявит. Эту пословицу можно отнести к Петру I.
Трудно даже перечислить, что умел делать Петр. Он был храбрым воином, хитроумным дипломатом, строил корабли, сам ими управлял, был бомбардиром, любил работать на токарном станке и даже зубы рвать умел. Вообще, ему нравилось любое дело самому попробовать.)
Но не забывайте, что он был царем и издавал указы. Один из них касается и вас:
«Повелеваю Вам, юные петербуржцы, любить и беречь град наш славный. Историю города примерно изучать, удивлять народ наш добрыми делами, вежливостью да честностью.
ПЕТР ПЕРВЫЙ (читает ученик)
Я очень надеюсь, что так оно и будет. И вы вырастете достойными петербуржцами.
На этом наше путешествие в прошлое заканчивается. Мы возвращаемся в класс и подводим итог урока.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые звуки узнали? Охарактеризуйте их.
- Какой буквой обозначим?
- Какие умения отрабатывали сегодня на уроке?
- Назовите дату рождения нашего города.
- На каком острове были возведены первые постройки? Что там было построено?
- Кто был основателем нашего города?
Как бы вы закончили фразу?
Я могу похвалить себя за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Я недоволен своей работой на уроке, потому что…
Жетоны с символом города – корабликом – получают те, кто сегодня хорошо работал… (Жетоны вклеиваются в «Тетрадь успехов»).
РЕЗЕРВНОЕ задание: чтение по разно-уровневым карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....
Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...
Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»
Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...