Открытый интегрированный урок по теме: М.М.Пришвин « Разговор деревьев».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Неретина Ирина Александровна

 

                    Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освящённым вербочкам приписывали поистине чудесные способности. Верили, что освящённая веточка исцелит нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам. А ещё говорят, что если положить ветку на голову и повязать платок, пройдёт головная боль. И конечно же, знаменит обычай легонько хлестать вербными прутьями детей. Приговаривая, что бьёт их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_rmo_prishvin_razgovor_derevev.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                            Открытый интегрированный урок по теме: М.М.Пришвин

                                                    « Разговор деревьев».

                                   

                                                       Ход урока.                                         Прозвенел звонок для нас.

Все вошли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти.                                                                                 Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать.

Звучат голоса птиц, журчит ручей.

-- То, что вы услышали, характерно для какого времени года?

-- Для весны. ( Слайд весны)

-- А как вы думаете, для какого весеннего месяца?

-- Апреля.

-- А попробуйте назвать красивые определения, характеризующие месяц апрель.

-- Солнечный, весенний, дождливый, радостный, благоухающий, ароматный, звонкоголосый…

-- В это время года начинается сокодвижение и деревья просыпаются от глубокого зимнего сна .Стволы и  ветки  тянутся к тёплому солнышку, набухают почки на веточка, из которых выглянут и распустятся молодые зелёные листочки.

   А какой аромат!!! Это же информация, которую посылают растения в природу и миллионы лет обмениваются ею.

     - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О деревьях….)

Вы все правы: мы сегодня научимся понимать о чём и как говорят деревья.

    Сегодня 11 апреля – БЕРЕЩЕНЬЕ. Это день берёзы. На Руси всегда любили берёзу, её считали деревом жизни, здоровья и света. Берёзовым соком отпаивали больных. ( Слайд берёзы).

       -- А давайте сейчас мы прочитаем рассказ Михаила Михайловича Пришвина, который называется «Разговор деревьев» и узнаем, какие же деревья и как они общаются  между собой.

              ( Чтение текста по цепочке).

   - Какое отношение деревьев друг с другом заметил автор? Докажи.

( Находят в тексте цитаты, доказывающие это.)

     Для изображения деревьев автор использует слова, «оживляющие» предметы. Как называется такой приём в литературе?

   - Олицетворение. Найдите в тексте примеры.

  ( Между собой перекликаются, шепчутся, выходят на поляну, зовёт к себе, помахивает, подаёт ветку).

   - Слышали ли вы, как разговаривают деревья?

  - О чём заставляет задуматься читателей автор?

  - Чему он учит нас, читателей?

   ( Надо  учиться наблюдать за природой, бережно относиться к ней, быть внимательным к природе).

- Ну а теперь выполним небольшую тестовую работу. Перед вами листочки с вопросами и ответами один, из которых правильный. Это 1 уровень. (1-2 мин.)

   2 уровень посложней. Вам нужно поработать с текстом и  выполнить задания в тексте, который напечатан на листочке. ( 3-4 мин.)

   3 уровень – ещё сложнее. Здесь вам придётся немного пофантазировать и сделать определённые записи. ( 3-4 мин.)

-- Теперь будем проверять, как вы ответили на вопросы.( Раздача смайликов.)

   -Немного отдохнём. Глазки наши устали, дадим им отдых.

                               ( Физминутка «Облака».)

-- Так чем же пахнет весна? ( Свежестью, ароматами трав…)

Каким первым привлекательным растением, кустарником или деревом, ранним его цветением, признаком мощной природной силы радуются наши глазки? ( Конечно же это ВЕРБА).

                             ( Слайд вербы).

               Верба – спутница сакральной берёзы ( что означает священное, святое, всё имеющее отношение к Божественному, небесному, религиозному).

               С  незапамятных времён славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой. После принятия христианства верба заняла ещё более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников.

 Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.

                    Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освящённым вербочкам приписывали поистине чудесные способности. Верили, что освящённая веточка исцелит нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам. А ещё говорят, что если положить ветку на голову и повязать платок, пройдёт головная боль. И конечно же, знаменит обычай легонько хлестать вербными прутьями детей. Приговаривая, что бьёт их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии.

         

                   У вас на партах альбомные листы и краски. Как вы думаете зачем? Да. Мы будем рисовать. А что мы будем рисовать? Конечно же веточку вербы.

                  Давайте внимательно рассмотрим её. Какая она?

Светло – зелёные или слегка серебристые, сверху  блестящие, снизу более тёмного цвета. Цветочные почки вербы крупные, покрытые красноватой плёнкой, которая при лопании выпускает наружу серовато – белый пушистый комочек. Он покроется потом мелкими зеленовато – жёлтыми цветочками.

                       Рисуем вместе со мной. Положили лист вертикально. Сделали лёгкими движениями карандаша наброски веточек. Распределим теперь цветочные почки, как колосок, чередуя их. При раскрашивании каким приёмом рисования лучше воспользоваться?   ( Примакиванием ).

              Затем завязали наш красивый пасхальный букетик роскошным бантом. Придать фон можно тремя цветами: светло-голубым, светло-зелёным и светло-жёлтым.

               Теперь осталось только вывесить ваши работы в галерею.

               КАКАЯ   КРАСОТА!!!

   - Понравился ли вам сегодняшний наш урок? Почему? А что нового вы узнали на этом уроке?

   - Давайте теперь посмотрим кто сегодня получил смайлики. Ох как много ребят! Молодцы.

     Вашим домашним заданием к следующему уроку будет таково: найти стихотворение о вербе или о берёзе, оно должно быть не из нашей программы, записать автора и само стихотворение в тетрадь по литературе, и выучить его наизусть.

   Ну, а теперь завершая наш урок, споём нашу замечательную песню о месяце, который прозвучал в самом начале урока «АПРЕЛЬ».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...

Конспект урока по литературному чтению "Михаил Пришвин "Разговор деревьев""

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чте...

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: М. Пришвин "Разговор деревьев" УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведеия М.Пришвина «Разговор деревьев».Планируемыерезультаты:Предметные:знать: жанровые особенно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению Михаил Пришвин "Разговор деревьев"

Конспект урока по литературному чтению Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...