программа по курсу устная речь 8 вид 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_4_klass_8_vid.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района Алтайского края
«Утверждаю»: Директор МКОУ Парфёновская СОШ ___________ /Шиповалова Г.А./ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР____________ /Васильченко С.Н./ | «Принято» Руководитель МО ______ Протокол № 1__ от «26» августа 2014 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Устная речь» для 4 класса
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор: С.Ю. Ильина (под редакцией И.М. Бгажноковой)
М., Просвещение, 2011 г.)
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Составитель:
Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов (высшая категория)
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информа- ции, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учаться отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразитель- ности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситауции и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связан- ных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатыва- ются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел
«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 4 класс
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4 класса
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень
понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
2-ой уровень
выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Учебно-тематический план
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
курса "Устная речь"
Класс__ 4__
Количество часов: _34_ ч
Всего часов в неделю_1_ ч
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата | Корректировка даты |
Общение и его значение в жизни | 5 | |||||
1 | Аудирование. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | 2 | Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать, пересказывать короткие произведения. | |||
2 | Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | |||||
3 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | 3 | ||||
4 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | |||||
5 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | |||||
6 | Дикция и выразительность речи. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга). | 6 2 | Отработка у школьников чёткости произношения, их эмоциональной выразительности | |||
7 | Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга). | |||||
8 | Тренировочные упражнения в передаче удивления, испуга, горя и др. | 1 | ||||
9 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. | 2 | ||||
10 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. | |||||
11 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. | 1 | ||||
12 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания. 14ч | 14 | Развитие собственно устной разговорной речи | |||
13 | Игры с друзьями. | 2 | ||||
14 | Игры с друзьями. | |||||
15 | Я дома. | 1 | ||||
16 | Я на прогулке в парке. | 1 | ||||
Я играю на детской площадке. | 1 | |||||
17 | Придумываю сказку. Я сказочница. | 2 | ||||
18 | Придумываю сказку. Я сказочница. | |||||
19 | Мой помощник телефон. | 1 | ||||
20 | Я гость. | 1 | ||||
21 | В гостях у леса. | 1 | ||||
22 | Мои друзья – книги. Я в библиотеке. | 1 | ||||
23 | Вместе в беде и в радости. | 1 | ||||
24 | Поздравление ветеранам. | 1 | ||||
25 | Культура общения | 5 | Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. | |||
26 | Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения. | 1 | ||||
27 | Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления. | 1 | ||||
28 | Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, 3пожалуйста. | 1 | ||||
29 | Вежливый отказ от предложения, приглашения. | 1 | ||||
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | 1 | |||||
Общение и его значение в жизни. | 5 | |||||
30 | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | ||||
31 | Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи. | 1 | ||||
32 | Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего. | 1 | ||||
33 | Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг? | 1 | ||||
34 | Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Влияние речи на поступки людей. | 1 | ||||
Итого: | 34 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.
Игровые атрибуты.
Наглядно-дидактический материал.
Презентации по речевым ситуациям.
Сюжетные картинки.
Презентации по темам
Аудиозаписи сказок «Двенадцать месяцев» и «Бременские музыканты»
Сюжетные картинки и плакаты по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.
Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007.
Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006.
Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по развитию устной речи 1 класс.
Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по развитию устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией ...
Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных (ко...
Рабочая программа по предмету устная речь 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по предмету устная речь 4 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...