Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Игровое занятие в группе продленного дня. Материал также можно использовать на уроках внеклассного чтения и курсах внеурочной деятельности по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_ns_portala.docx | 323.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
Санкт-Петербурга
Игровое занятие в группе продленного дня
«Путешествие по страницам сказок К. И. Чуковского и В. Г. Сутеева»
Направление: духовно - нравственное
Авторы: Играева Ольга Анатольевна,
воспитатель ГПД
Данилова Ирина Николаевна,
воспитатель ГПД
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Сегодня и учителя, и родители сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к чтению художественных произведений у детей. Поэтому необходимо использовать такие методы и формы организации как классной, так и внеклассной читательской деятельности, которые вызывали бы интерес детей к книге. Кроме этого, произведения, выбираемые для чтения, должны увлекать детей, способствовать развитию их творческого и интеллектуального потенциала, нравственных качеств. Сказки Корнея Ивановича Чуковского и Владимира Григорьевича Сутеева, несомненно, отвечают перечисленным критериям.
Вид мероприятия: игровое занятие в группе продленного дня с использованием коммуникативно – информационных технологий.
Возраст участников: учащиеся первого класса.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- MIMIO-приставка;
- презентация для MIMIO-приставки;
- карточки с кроссвордом для каждой пары участников;
- карточки с названиями произведений, по которым созданы мультфильмы, для каждой пары участников;
- конверты, в которых находятся задания;
- карточки с частями пословиц для каждой группы участников;
- листы формата А-3 для каждой группы;
- иллюстрации, карточки по количеству групп с именами и фамилиями авторов и названиями произведений для создания обложек книг;
- смайлики для самооценки работы по количеству станций;
- для оформления класса можно использовать созданные ранее в ГПД коллажи по прочитанным сказкам.
Подготовительная работа: в течение месяца дети в группе продленного дня, дома знакомятся со сказками К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева. Также они рисуют иллюстрации к понравившимся сказкам, из которых можно сделать коллажи.
Цель:
формирование читательского кругозора; развитие художественно – творческих и познавательных способностей.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний о писателях К.И.Чуковском и В.Г.Сутееве, их произведениях;
- развитие устной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
- формирование умений работать в парах, группах.
Ход игры
Перед проведением игры воспитатель делит участников на группы по 8 человек. В каждой группе детей необходимо также разделить на пары. На первых трех станциях дети работают в парах. Каждая пара садиться за парту. На парте разложены конверты с заданиями; на конвертах написан номер станции.
- Эмоциональный настрой. Постановка цели.
Воспитатель. Ребята, сказки каких писателей мы с вами сейчас читаем? Какая сказка вам больше всего понравилась? Чем? Кто ее написал?
Воспитатель. Сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить сказки этих писателей и узнать, кто из нас самый внимательный читатель. Мы с вами совершим путешествие по страницам сказок этих писателей. Если на станции будут выполнены все задания, мы прикрепим на доску смайлик с улыбкой. Если задания будут выполнены на все, но их будет большинство, то прикрепляем смайлик со спокойным личиком. А вот если у нас будет очень много ошибок, придется прикрепить смайлик с расстроенным выражением. Но я думаю, что такой смайлик нам не понадобиться, потому что мы прочитали много сказок и читали их внимательно. Посмотрите на маршрутный лист нашего путешествия. Какие станции нас ждут? (Слайд № 2)
Воспитатель. Итак, наше путешествие начинается.
- Первая станция. (Слайд № 3)
Воспитатель. Первая станция – «Героическая». Предположите по названию станции, какое задание у вас будет.
Воспитатель. Вам нужно будет разгадать кроссворд, вопросы в котором – описание героев сказок. Работать вы будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
Дети называют правила работы в парах:
- работать вместе;
- обращаться друг к другу по имени;
- говорить спокойно и ясно;
- не перебивать друг друга;
- говорить только по делу;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
Воспитатель. Договоритесь, как выбудете работать: кто будет читать задания, кто будет записывать ответы. Теперь возьмите конверт с цифрой один, достаньте лист с кроссвордом и начинайте работать.
Воспитатель контролирует процесс, помогает тем парам, у которых возникают затруднения.
Воспитатель. Вы молодцы. Работали активно, а самое главное дружно. А сейчас проверим, как вам удалось справиться с заданием.
Проверка правильности ответов проводиться фронтально. Один ученик выходит к доске. Воспитатель читает по очереди вопросы кроссворда, дети называют варианты своих ответов. Ученик у доски нажимает в презентации нужную цифру, на слайде появляется правильный ответ.
Воспитатель. Мы узнали всех героев сказок по описанию. Можем за первую станцию прикрепить на доску смайлик с улыбкой.
Воспитатель прикрепляет на доску смайлик с улыбкой.
- Вторая станция. (Слайд № 4)
Воспитатель. Вторая станция «Кто сказал…?» Сейчас мы вспомним слова некоторых героев, которые задавали вопросы. Вы должны прочитать слова на слайде, посовещаться в паре, поднять руку, если вы знаете правильный ответ.
Проверка правильности ответов осуществляется после каждого вопроса. Отвечает пара, которая быстрее всех подняла руку. Остальные пары или соглашаются, или предлагают свой вариант ответа. Один из участников выходит к доске и нажимает в презентации на гиперссылку в виде гнома. Появляется правильный ответ.
Воспитатель. Все ли наши ответы были правильными? Какой смайлик прикрепим?
- Третья станция. (Слайд № 5)
Воспитатель. Третья станция «Мульти – пульти». Вы смотрите отрывки из мультфильмов, созданных по сказкам В.Г. Сутеева и К.И. Чуковского. Вам нужно будет назвать произведение и автора. Работать вы будете в парах. Возьмите конверт с цифрой три, разложите на парте карточки. Прочитайте, что на них написано.
Дети в парах читают написанные на карточках имена, фамилии авторов сказок, названия сказок.
Воспитатель. Пока идет отрывок, вы должны будете посовещаться друг с другом и поднять нужные карточки.
Воспитатель. Все ли наши ответы были правильными? Какой смайлик прикрепим?
Воспитатель прикрепляет на доску смайлик.
Воспитатель. У нас не случайно была такая станция. Дело в том, что В.Г. Сутеев был не только детским писателем, но и художником – иллюстратором. Он придумал и нарисовал замечательных героев к сказкам и мультфильмам.
- Четвертая станция. (Слайд № 6)
Воспитатель. Четвертая станция – «Мудрая». Что же мы будем делать на этой станции? Как вы понимаете, кто такой мудрый человек? (Человек, обладающий большим умом, знаниями, жизненным опытом.)
Воспитатель. Как называются краткие мудрые высказывания? С ними мы встречались на уроках обучения грамоте. (Пословицы) Для чего народ сочинял пословицы? (Чтобы передать накопленные знания, опыт, мудрость.) Сейчас вы подойдете группами к партам, где лежат части пословиц. Вам нужно будет составить пословицы. Для этого необходимо подобрать к первой части пословицы подходящую концовку. У вас должно получиться 2 пословицы. Не подходящие по смыслу части отложите в сторону.
Дети по группам подходят к отдельно стоящим партам, на которых разложены карточки с частями пословиц, садятся и составляют пословицы.
Воспитатель. Какие пословицы получились?
Дети. Порядок в доме есть – хозяину честь. Где смелость, там и победа.
Воспитатель. Как вы думаете, какие пословицы подходят по смыслу к прочитанным нами сказкам В.Г. Сутеева и К.И. Чуковского, и к каким именно? Чему они нас учат? Можем ли мы сказать, что читая сказки, мы чему-то учимся, становимся мудрее?
Воспитатель. Удалось ли нам справиться с заданием? Какой смайлик прикрепим?
Воспитатель прикрепляет на доску смайлик.
- Пятая станция.
Воспитатель. Пятая станция «Художники – оформители». С чего начинается любая книга? Книга начинается с обложки. Обложка знакомит читателя с книгой. Что можно узнать о книге, посмотрев на ее обложку? (Название, автора, предположить, о чем она)
Воспитатель. Сейчас вы попробуете себя в роли художников – оформителей. Вы оформите обложку к сказке. Работать мы будем в группах. Достаньте из больших конвертов заготовки для ваших обложек. Составим план работы:
- Выбрать сказку, к которой будете оформлять обложку.
- Вырезать иллюстрации, названия сказок, фамилии авторов.
- Расположить на листе детали обложки.
- Приклеить детали.
Время для выполнения задания ограниченно. Что нужно сделать, чтобы успеть выполнить задание? (Распределить обязанности.)
Воспитатель контролирует процесс, помогает тем группам, у которых возникают затруднения. После выполнения задания каждая группа презентует свою обложку.
Воспитатель. У вас получились красивые обложки. Работа выполнена аккуратно. Все детали обложек приклеены в нужном месте. Вы смогли распределить обязанности, работали дружно. Как оценим свою работу? Какой смайлик прикрепим?
Воспитатель прикрепляет на доску смайлик.
- Рефлексия.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте оценим нашу работу. Внимательно мы читали сказки? Каких смайликов большинство? Чему мы научились, читая сказки В.Г. Сутеева и К.И. Чуковского? Подумайте, чтение – полезное, интересное занятие? Мы с вами еще только начинаем самостоятельное путешествие по огромному миру книг, и я надеюсь, что из вас получатся вдумчивые читатели.
Воспитатель. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что оказалось сложным? Какое у вас сейчас настроение? Почему?
Литература:
1.Русские пословицы и поговорки под редакцией В.П. Аникина. Москва «Художественная литература». 1988 г.
Приложение 1
Станция «Героическая»
Кроссворд
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
| ||||||||||||
| 3 | |||||||||||
5 |
|
| ||||||||||
4 |
|
| ||||||||||
| ||||||||||||
Вопросы:
- Злодей и разбойник, живущий в Африке.
- «Страшный великан, рыжий и усатый…»
- Щедрый герой из сказки «Мешок яблок», угостивший зверей яблоками.
- Герой, победивший Тараканище.
- Герой – спаситель из сказки «Муха-Цокотуха»
- Героиня, от которой сбежала вся посуда.
1 Б | ||||||||||||
2 Т | А | Р | А | К | А | Н | ||||||
6 Ф | Р | |||||||||||
Е | М | |||||||||||
Д | 3 З | А | Я | Ц | ||||||||
5 К | О |
| Л | |||||||||
4 В | О | Р | О | Б | Е | Й | ||||||
М | А | Й | ||||||||||
А | ||||||||||||
Р |
Приложение 2
Порядок в доме есть – | там и победа. |
Где смелость, | там и счастье. |
Без хозяина дом – | хозяину честь. |
Приложение 3
Корней Чуковский
Владимир
Сутеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение в 3 классе. "Что за прелесть эти сказки!" или путешествие по страницам сказок А.С.Пушкина
Содержится углубленный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Содержится анализ прочитанных сказок....
Классный час "Путешествие по страницам сказок"
Материал можно использовать как внеклассное мероприятие, так и на уроках литературного чтения. К конспекту подготовлена презентация. ....
Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию реб...
Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева
учебно-методический материал по чтению (1 класс)...
Игра-путешествие "По страницам сказок братьев Гримм"
внеклассное мероприятие...
Игра-путешествие "По страницам сказок братьев Гримм"
презентация...
Конспект мини-викторины «По страницам сказок К.И. Чуковского» для среднего возраста
Подробный конспект с целью, средствами, способами и разнообразными интересными заданиями для детей. которые помогут закрепить представления о сказках с помощью картинок. предметов. загадок. иллюстраци...