Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Заерко Татьяна Николаевна

Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. 

Структура урока  включает следующие этапы:

I. Мотивация к учебной деятельности.

ΙΙ. Актуализация изученного материала.

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

ΙV. Открытие нового знания.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VΙ. Подведение итогов урока.

VΙΙ. Рефлексия. 

     Используются следующие методы обучения:

·        по характеру источников информации: словесные, наглядные, практические.

·        по уровню познавательной самодеятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.

·        по дидактическим функциям: контроль, обобщение, осознание, восприятие, применение.

Используются современные педагогические технологии. Это, например, такие технологии, как:

·        личностно-ориентированная технология обучения, 

·        технология дифференцированного обучения,

·        информационно- коммуникационные технологии обучения,    

·        технология коллективного способа обучения,

·        системно-деятельностный подход;

·        здоровьесберегающие технологии.

Реализуются  следующие дидактические принципы обучения:

1) принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития - дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах);

2) принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);

3) принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков);

4) принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания);

5) принцип психологической комфортности (создана атмосфера творчества и доверия).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение45.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме

«Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Цель урока: раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении.

Задачи урока:

личностные:

-содействовать формированию мотивации к творческой деятельности;

метапредметные:

-содействовать формированию интереса к чтению поэтических произведений и умения анализировать текст (познавательные);

-развивать способность ставить учебные цели и задачи, умения оценивать результаты своих действий (регулятивные);

-создать условия для учебного взаимодействия учащихся и способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме (коммуникативные);

предметные:

-расширять литературный кругозор школьников за счет  произведений русской классической поэзии ХΙХ века;

-формировать первичные представления о специфике лирических                     произведений, учить понимать основное настроение стихотворения;

-содействовать созданию яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения,  эпитета (определения), звукописи;

-развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;

-совершенствовать выразительность чтения.

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Класс 3

Продолжительность урока 45 мин.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч.1 (авт. Н.Ю. Свиридова), карточки с заданиями для работы в паре и для работы групп;  презентация ; аудиозапись романса на стихи С.Есенина; видеоклип;  выставка книг С.Есенина.

Ход урока:

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

- Дети, сегодня я зашла в библиотеку и случайно обнаружила там вот эту книгу. (Показываю старую потрёпанную книгу). Посмотрите на неё, какая она? Как вы думаете, почему она в таком состоянии? (Ею часто пользовались). А почему? (Наверное, она интересная). Предположите, что может быть в этой книге, чем она вызвала такой интерес читателей? (Сказки, приключения, стихи). Хотите заглянуть и проверить свои предположения? (Учитель открывает книгу). Что же в ней? (Стихи).

- Какие ассоциации у вас  вызывает это слово?

Ритм

Рифма

Пушкин

Лирика

Фантазия

Воображение

Душа

Муза

Поэма

Четверостишие

ΙΙ. Актуализация изученного материала.

1.Подготовка к восприятию.

Учитель: Послушайте, какое стихотворение к сегодняшнему уроку подготовил Данил.

(Заранее подготовленный ученик  читает стихотворение наизусть).

Она - обычной жизни украшенье.
Она - поэтов гордое творенье.
И было б очень пусто,
Когда б она ушла.
Она - не только рифма,
Она - сама душа!

Учитель:  О чём это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о поэзии.

Учитель:  Оно так и называется «Поэзия». А что такое поэзия? (Произведения, написанные стихами)

- Что надо уметь, чтобы быть поэтом? (Воображать, фантазировать, замечать необычное, видеть душу предмета). То есть, смотреть на мир по-особому.

Учитель выставляет карточку со словом «Особый взгляд поэта на мир» на доску.

2. Творческая работа.

Учитель: Я знаю, что вы любите фантазировать. А что такое фантазия?

Дети: Фантазия – это воображение, выдумка, мечта.

Учитель: Давайте, проверим, что необычного вы сможете увидеть, в таком, казалось бы,   обычном творении природы, как облако. Составьте в группе стихотворение, состоящее из трёх строк. Кто помнит, как называются такие стихи? (Хокку).

(Каждая группа придумывает своё подражание хокку про облака.)

        (Стихи записывают на облачка, представитель группы читает, облачко помещает на доску).

- Поделитесь своими чувствами о прослушанных хокку.

 Учитель:  Каждый из вас увидел что-то своё, необычное. Это неслучайно, ведь человек  учится у природы, она вдохновляет его на творчество.

- Прежде чем мы продолжим работу, я хотела бы узнать ваши опасения и ожидания от урока. Возьмите облачка, напишите на голубом облаке свои ожидания, а на сером свои опасения (если таковые имеются) (Дети делают записи на бумажных облаках.)

3.  Уточнение знаний о значении слова «поэзия».

Учитель: Давайте продолжим путешествие в мир поэзии. Но прежде, чем мы это сделаем, узнаем ещё об одном значении слова «поэзия». Прочитайте предложения.

Слайд

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

Поэзия летнего утра.

Учитель: Замените в этих предложениях слово «поэзия» словом «красота».

Что получилось? (Слайд)

Дети: Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Красота летнего утра.

Учитель: Что теперь вы скажете о поэзии? Сколько значений слова «поэзия» мы теперь знаем? Какие?

Слайд

Поэзия:

1) Произведения, написанные стихами;

2) Красота или прелесть чего-либо;

                                     (Из словаря С. И. Ожегова)

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

1. Учитель: Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом конца 19-го - начала 20-го веков. Чтобы узнать его имя, прочтите четверостишия, записанные  на карточке, и докажите, что эти строчки относятся к поэзии.

2.  Работа в парах.

Учитель: Выполните это задание в парах.

Прочтите выразительно,

передав различные чувства автора.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Почему эти строчки мы относим к поэзии?

Учитель: Прочитайте выразительно эти четверостишия друг другу.

(Дети в парах по вариантам декламируют отрывки из стихотворений.)

Учитель: Почему эти строчки мы относим к поэзии?

Дети: Так как в них есть рифма и ритм.

Учитель: Чувствуете разницу в настроении? Как поэту удалось донести эту разницу?

 Дети: Он пользуется художественными средствами языка.

3.Составление кластера «Выразительные средства языка художественной литературы».

        (Каждая группа составляет кластер на листочках-заготовках, одна группа составляет кластер на интерактивном дисплее)

        - Сравните своё решение с эталоном. (Слайд «Выразительные средства языка»)

- Назовите сравнения (ветки что кудри, солнце – колесо), олицетворение (черёмуха, словно человек, кудри завила), эпитеты (ветки золотистые).

Учитель: Что объединяет эти четверостишия?

Дети: Они о природе.

Учитель: Кто же автор этих произведений?

Дети: Сергей Александрович Есенин.

Учитель на доску выставляет карточку со словом «Сергей Александрович Есенин»

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Какова тема нашего урока?

 Дети: Особый  взгляд поэта на мир.

- Сергей Александрович  Есенин.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Дети: Познакомиться с новым стихотворением С. Есенина.

- Узнать, как смотрит С. Есенин на мир.

 - Понаблюдать, какие выразительные средства  и приёмы  использует поэт.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Александровича Есенина и попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет есенинского слова.

ΙV. Открытие нового знания.

1.  Работа над стихотворением С. Есенина «С добрым утром!»

1.1 Подготовка к восприятию текста.

Учитель: Прочитайте название стихотворения.

Дети: «С добрым утром!»

Учитель: Когда так  говорят?

Дети: Когда утром просыпаешься, то желаешь близким тебе людям добра.

Учитель: Предположите, о чём будет это стихотворение?

Дети: О пробуждении природы, о  красоте русской природы.

Учитель: Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

Учитель: Представьте себе, что утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

Дети: Прохладно.

- Очень тихо.

-Когда солнце встает, небо красное.

- Еще не очень светло.

-Трава мокрая.

Учитель: Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин.

1.2 Видеоролик. Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» поэтом Марселем Давлетовым.

Учитель: Сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлетовым.

1.3  Анализ стихотворения.

Учитель: Поделитесь своими мыслями.

Дети: - Автор изобразил её  как «живую».

-Природа  просыпается.

-Она словно наполнена ласковой дрёмой, утренней свежестью.

Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

 Дети: Да, это стихотворение о пробуждении природы, её красоте.

Поэт восхищается красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это словно вся природа  говорит человеку: «С добрым утром!»

1.4  Релаксация.

- Давайте и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что ранним  утром вы вышли на улицу.

Дети встают, звучит аудиозапись «Утро» Э.Грига.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину летнего утра. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая, но у каждого она блестит от росы. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Солнышко только-только показалось на горизонте. Его первые золотые лучи освещают землю. Вдруг ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Вы зажмурились. И незаметно для себя открыли глаза».

- Расскажите о своих  впечатлениях. Тихо садятся за парту.

1.5  Работа  со «Словарём настроений».

Учитель: Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Выберите из «Словаря настроений» подходящие определения, подчеркните их. (Работа в группах)

 Дети:  У него было радостное настроение, восторженное  и т. д.

1.6  Лексическая  работа.

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите непонятные слова. Обсудите их значение в группе. Если значение непонятно, узнайте по словарю.

Затон – вдавшийся в берег речной залив.

Брезжить – рассветать, чуть светиться.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

Объяснение значения слов, выслушивание разных версий.

Соединение слова и картинки.(Интерактивный дисплей TeachToch)

1.7 Исследовательская работа в парах.

- На столе у вас лежат нарезки из цветной бумаги: жёлтый цвет,  красный, зелёный, синий, серебряный, чёрный, золотой, перламутровый, коричневый, белый.

- Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?

- Приклейте цветные полоски на каждое четверостишие.

-  Какие цвета у вас получились?

- Шесть цветов в одном стихотворении!

- Покажите нашим гостям, какое разнообразие всего в одном небольшом стихотворении!

 Какие образы передаёт автор, используя каждый из этих цветов? (Белый – берёза, красный – небосклон, золотой – звёзды, зелёный – серёжки, серебряный – роса, перламутровый – крапива.)  

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Секрет есенинского слова нам не до конца будет понятен, если мы не посетим места, которые воодушевляли поэта на творчество. Я приглашаю вас в виртуальное путешествие на родину поэта. Путь неблизкий, а времени осталось мало. Как вы думаете, на чём можно быстро добраться? (На самолёте).

1.Работа в группах.

Конструкторы – конструирование модели самолета, конструктор  LEGO education We Do.

Литераторы – составить синквейн на тему «Утро».

Слайд «Синквейн»

        1.Утро

        2. Раннее, доброе

        3. Будит, поднимает, радует

        4. Заставляет просыпаться всех вокруг

        5. Пробуждение

Исследователи – расположить предложенные учителем сведения о поэте в нужном порядке, распределить отрывки между членами группы и подготовить сообщение  о жизни Есенина.

1). Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда.

2).Сергей Есенин родился в живописных окрестностях села Константинова Рязанской области. Он умел замечать всё, что происходит в природе.  

3).  Писать стихи он начал в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Сергей Александрович окончил сельскую школу с похвальной грамотой. Потом уехал в Москву, где ходил и слушал лекции в университете.

4). Первая книга стихов Сергея Есенина называлась «Радуница» и вышла она в 1916 году.  После выхода книги Сергей Есенин стал популярным поэтом. Многие стихи Есенина положены на музыку, и из них получились песни и романсы.

Знатоки - найти изобразительно-выразительные средства, использованные Есениным.

Эпитеты – звёзды золотые, косы шёлковые, берёзки сонные, росы серебряные - помогают более ярко представить образ наступающего утра.

Олицетворение – берёзки улыбнулись, крапива шепчет. Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся.

Звукопись - В словах «шелестят», «сережки», «шепчет»,  «шаловливо» звуки [ш], [с], создают  звуковой образ легкого,  еле слышного ветерка.

2.  Проверка творческой работы

  1. Знатоки называют изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворении.
  2. Презентация синквейна литераторами.
  3. Презентация  конструкторов:
  • Сборка первого узла: USB LEGO коммутатор, мотор, винт
  • Конструируем шасси
  • Сборка фюзеляжа
  • Собираем киль и стабилизатор
  • Конструируем крылья
  • Собираем пилота
  • Сборка всех узлов
  • Запрограммировать самолет
  • Выполнить USB подключение. Показ модели в действии.

4) Презентация исследователей «На родине С.Есенина»

        - Совершим виртуальный полёт на наших самолётах на родину С.Есенина. (Сопровождение презентацией)

VΙ. Подведение итогов урока.

Учитель: Удалось ли нам раскрыть секрет есенинского слова?

Дети: Да.

Учитель: В чём же состоит этот секрет?

Дети: Поэт использует выразительные средства языка и пробуждает в нас чувство  любви к родной природе.

VΙΙ. Рефлексия.  

- Вернёмся к  нашим облачкам. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока.  Определите для себя, оправдались ли они. Поднимите облачко соответствующего цвета.

        - Я предлагаю вам посредством аппликации показать, каким вы видите раннее летнее утро. (Каждая группа делает аппликацию из предложенных заготовок: облака, крона берёзы, трава, восходящее солнце разного цвета. Дети выбирают заготовки, соответствующие их настроению, и наклеивают на основу).

         - Поделитесь со всеми результатом своего воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...

"Особый взгляд поэта на мир С.Есенин "С добрым утром!"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО  и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условия для формирования у детей познавательных интересов, комму...

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Урок литературного чтения по теме "Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик"

Урок литературного чтения 4 классТема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчикЦели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.Задачи:Образовательные: способствовать формировани...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Особый взгляд на мир." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: подведение учащихся к мысли, что поэты и художники открывают нам привычные вещи с иной, неизвестной стороны; развитие внимания к слову, воображение, навыки осмысленного и вы...