Литературное чтение. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дах Екатерина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению и презентация по теме "Солоухин В.А. "Деревья".

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon soloukhin_v.a._derevya._2_klass.pdf1.03 МБ
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu.docx285.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс А

Стихотворения о семье.

 В.Солоухин «Деревья»

Подготовила и провела

учитель начальных классов Дах Е.Н.

12 марта 2014 г.

                                                                                                                           Цели: 

  1. Предметные:
  • организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; 
  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • формировать систему читательских умений;
  •  совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения,
  • продолжать знакомство со стихотворениями  о семье.

2)  Метапредметные:

  • Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  • Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
  • Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3)  Личностные: воспитывать культуру поведения.

Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.                                                                                                                        Оборудование:

  • Общеклассное – компьютер, презентация «В.Солоухин «Деревья», аудиозапись «Деревья» в исполнении автора.
  • Для каждого ученика – учебник «Литературное чтение. Часть 2.», рабочая тетрадь № 2, блокнот, цветные карандаши.

                                                                Ход урока.

Этап урока

УУД, формирующиеся на этом этапе

Методы и приёмы

1.Организационный

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностная: действия смысла образования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

– Ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?   Слайд 1.                                                                                                                                                          – Я, надеюсь, что с таким же настроением вы будете работать.

«Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас!»

2. Проверка домашнего задания

Регулятивные: контроль, коррекция

1. Диктант. Работа в блокнотах.

2. Составьте пословицы о семье. (HotPotatoes. Интерактивная доска)

3. Какое произведение читали дома? Составьте модель обложки.

4. Проверьте свою работу в рабочей тетради с.49 с интерактивной доской.

3. Подготовка к работе на основном этапе

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения

 Вводная беседа на тему стихотворения (создание определённой настроенности).

Какие деревья вы знаете? А кто их сажает? Какое дерево вам нравится?

- О чём мы будем с вами читать сегодня?

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Презентация «В.Солоухин «Деревья»                                                                             Слайды 2 -  3. Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997), поэт, прозаик.

Слайд 4. Книжная полка  

Слайд 5. Словарная работа                                                                                                                                                                                       Слушание стихотворения  «Деревья» в исполнении автора.                                                                                                  

5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

Беседа  – К какому жанру относится это произведение?

 - В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими размышлениями: о сущности мира, жизни.

 Повторное чтение стихотворения детьми.  

Разбор стихотворения: выявление картин, данных автором, фиксирование внимания на образных выражениях, перечитывание отдельных мест стихотворения в качестве ответов на вопросы.

- Сколько отдельных картин вы видите? О чём они.

Учащиеся читают строчки, рисующие одну картину и говорят о том, что они представили, т.е. они воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора.

– О ком хранят память «деревья у каждого дома»?  Как об этом говорится в стихотворении? Прочитай.                                                             – Какие деревья сажал дед поэта? Почему?

 Определение последовательности картин – составление плана.

Прочитайте первое четверостишье так, чтобы показать любовь автора к зеленым насаждениям.

«Раскинули ветви, (олицетворение)

Большие деревья»

Второе четверостишье.

– Что такое потеха?
– Передайте словами гордость поэта за старшее поколение.

Третье четверостишье.

– В чём сомневается поэт?
– Кто такой лирик?

Четвертое четверостишье.

– Какие деревья сажал дедушка автора?

-- Что такое тын?
– Почему автор  несколько раз повторяет слово «рябины»? (Подчёркивается красота и достоинство.)

Пятое четверостишье.

–«Сад полыхает» (метафора)– как вы понимаете?
– Как сам автор относится к рябине?

- С любовью.

- О какой заре в мае идёт речь?
– Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали?

Слайд 6 – 7. Выборочное чтение.

- Найди строчки к этим картинкам в стихотворении и прочитай.

                                                                                       

Физкультминутка «Солнышко лучистое».

6. Контроль и самоконтроль знаний, способов действия

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Самостоятельное выполнение заданий в тетради с. 50   № 3.

7. Коррекция знаний и способов действия

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Проверка

Работа над выразительным чтением  (памятка №1 с.177 учебника)

Перечитывание стихотворения с установкой на выработку умения читать выразительно.

 – Какое чувство передает поэт в стихотворении?

 - Любовь и гордость

– В каком темпе надо читать его?

- Медленно.

8. Подведение итогов урока

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция

С каким произведением познакомились на уроке? Чему оно нас учит?

 Ребята, кого напоминают нам деревья?
-  Дуб похож на сильного человека
 - Берёза – на стройную девушку в белом платье
 - Сажая деревья, люди оставляли память о себе. Какую память о себе вы можете  оставить?

- В 1 классе посадили деревце у школы.

 

9.Информация о домашнем задании

Регулятивные: волевая саморегуляция

- Если вам понравилось это стихотворении, то выучите его наизусть.

К уроку

Игра «Послушай и назови»

Дети слушают отрывки из прочитанных произведений на тему «Семья» и называют его, стараясь вспомнить автора и жанр.

  1. «Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки -  баю!

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою…

(М.Ю. Лермонтов,  отрывок из стихотворения «Казачья колыбельная песня»)

  1.  «Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, …Другой песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их..»

 (В. Осеева «Сыновья», рассказ)

  1. «Приноси же ты всегда людям сладость и радость,- и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков». (Татарская народная сказка «Три сестры»)

  1. «Берёзонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснёт-

Её сон унесёт… «

(русская народная песня «Колыбельная»)

  1. «… Будет вам и белка,

Будет и свисток» (А. Плещеев)

  1. «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех». (Л. Толстой «Лучше всех» быль)

«+» - я справился                   http://imageserve.babycenter.com/26/000/143/hzkoq7W3QIAn2mTwzcnjyyPSxUP43AJC_med.jpg

«?» - я сомневался                  http://www.pictureshack.ru/images/88161_10i0458j8ts.jpg

«-» - я не справился               http://alflinqua.ru/wp-content/uploads/2013/08/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA2.jpg 

Моё настроение в начале урока

http://imageserve.babycenter.com/26/000/143/hzkoq7W3QIAn2mTwzcnjyyPSxUP43AJC_med.jpg

http://www.pictureshack.ru/images/88161_10i0458j8ts.jpg

http://alflinqua.ru/wp-content/uploads/2013/08/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по литературному чтению.  УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...

КТП по литературному чтению, УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс

КТП по литературному чтению, разработано по УМК "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС на 2014-2015 учебный год....

КТП по литературному чтению, УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс

КТП по литературному чтению, разработано по УМК "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».

Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память,...