Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему
В публикации размещены олимпиадные задания с ответами и баллами по литераурному чтению для 4 класса: 1) пословицы, поговорки, крылатые выражения; 2) анализ литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
repnikova_n.v._literaturnoe_chtenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.
ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Задание 1.
Соедини части «крылатого выражения»:
Льёт, как зеницу ока.
Беречь, как ножом отрезать.
Дрожать, как осиновый лист.
Сказать, как из ведра.
Торопиться, как своих ушей.
Не видать, как на пожар.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:
Льёт, как из ведра. Беречь, как зеницу ока.
Дрожать, как осиновый лист. Сказать, как ножом отрезать.
Торопиться, как на пожар. Не видать, как своих ушей. по 1 баллу
Задание 2.
Составь из данных слов поговорку и запиши её:
народ, лесистый, форсистый, край
___________________________________________________________________________
Ответ:
Край лесистый, народ форсистый. 1 балл
Задание 3.
Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1. ''Аленький цветочек'' а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. ''Снежная королева'' б) Дал слово – крепись.
3. ''Три толстяка'' в) Друг познается в беде.
Ответ:
1 – б, 2 – в, 3- а Всего 3 балла
Задание 4.
Каждое выражение сопоставь с его значением:
1)Голова дырявая а) отругать
2) Каша во рту б) быстро
3)Шею намылить в) мастер
4) Золотые руки г) невнятная речь
5) Со всех ног д) забывчивый человек
Ответы:
1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 - б Всего 5 баллов
Задание 5.
Собери пословицы:
Терпенье и труд, семь раз отмерь, без труда, тише едешь, вылетит – не поймаешь, не поле перейти, один раз отрежь, а в своём глазу бревна не заметит, дальше будешь, слово не воробей, жизнь прожить, не выловишь и рыбку из пруда, всё перетрут, в чужом глазу соринку видит.
1.__________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________
6__________________________________________________________________________
7.__________________________________________________________________________
Терпенье и труд, всё перетрут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда, не выловишь рыбку из пруда.
Тише едешь, дальше будешь.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Жизнь прожить, не поле перейти.
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не заметит. Всего 7 баллов
Задание 6.
Прочитай, каждое выражение сопоставь с его значением:
1) Стоит по горло в воде, а пить просит. а) трудолюбие
2) Уплыли годы, как вешние воды. б) старость
3) Дома как хочу, а на людях как велят. в) зависть, жадность
4) Чему быть, того не миновать. г) приличие
5) Всякое умение трудом дается. д) судьба
Ответы: 1 –в, 2 – б, 3 – г, 4 – д, 5 – а Всего 5 баллов
7. Закончи крылатые выражения:
Поди туда – не знаю куда, _________________________________________________
Скоро сказка сказывается, _________________________________________________
Это всё присказка, ________________________________________________________
Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди. 3 балла
Задание 8.
Почини « сломанные» пословицы:
У семи нянек кулаками не машут.
Чем хвалишься, от того и наберешься.
Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.
После драки дитя без глазу.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________ 4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
У семи нянек дитя без глазу.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
После драки кулаками не машут.
Не суйся в волки, если хвост – тёлкин.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
С кем поведёшься, от того и наберёшься. Всего 6 баллов
Задание 9.
Соедини стрелками начало и конец фразы:
Будет и на нашей улице дома лучше.
Волков бояться - сплыло.
Было, да век учись.
В гостях хорошо, а праздник.
Век живи - в лес не ходить.
Ответы:
Будет и на нашей улице праздник.
Волков бояться - в лес не ходить.
Было, да сплыло.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Век живи - век учись. Всего 5 баллов
Задание 10.
В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки.
Исправьте их и запишите верно.
а) В гостях хорошо, а дома – хуже. ______________________________________________
б) Ус хорошо, а два – лучше. ___________________________________________________
в) Дыма без коня не бывает. ____________________________________________________
Ответ:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Ум хорошо, а два лучше.
Дыма без огня не бывает. Всего 3 балла
Задание 11.
Соотнеси начало и окончание поговорки.
1) Пушинка к пушинке – а) проживёт и семейка
2) Была кучка, б) и выйдет перинка
3) Копейка к копейке - в) стал ворошок
Ответы:
Пушинка к пушинке – выйдет перинка.
Была кучка – стал ворошок.
Копейка к копейке – проживёт и семейка. Всего 3 балла
Задание 12.
Допиши пословицы:
а) С кем поведёшься, _____________________________________________________________.
б) Старый друг __________________________________________________________________.
в) Волков бояться - ______________________________________________________________.
Ответ:
от того и наберёшься;
….лучше новых двух;
…в лес не ходить. Всего 3 балла
Задание 13.
Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:
а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________
б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________
в) …Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________
Назови автора всех этих басен. __________________________________________________________
а) «Ворона и Лисица»,
б) «Ларчик»,
в) «Слон и Моська».
И. Крылов по 1 балла
Задание 14.
Составь пословицы. Все они подходят по смыслу к стихотворению «Не ветер бушует над бором…», назови автора, напиши его фамилию на свободной строке:______________________________________________
1) Береги нос а) а проснуться трудно.
2) В зимний холод б) в большой мороз.
3) В мороз заснуть легко, в) всякий молод.
4) Мороз не велик, г) и на лету птицу бьёт.
5) Мороз и железо рвёт д) да стоять не велит.
Н.А. Некрасов 2 балла
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
В мороз заснуть легко, а проснуться трудно.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт. По 1 баллу
Задание 15.
Закончи фразеологический оборот:
Упрямый, как ________________________________
Жить, как ___________________________________
Плестись, как ________________________________
Писать, как__________________________________
Болтливый, как _______________________________
Здоровый, как ________________________________
Ответ:
Осёл, как кошка с собакой, черепаха, курица лапой, сорока, бык, по 1 баллу
Задание 16.
Распредели данные высказывания на две группы, выпиши их номера.
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:
ПОСЛОВИЦЫ:
1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. А Васька слушает да ест.
3. С кем поведёшься, того и наберёшься.
4. От радости в зобу дыханье спёрло.
5. Готовь сани летом, а телегу зимой.
6. А ларчик просто открывался.
Крылатые выражения:2,4,6
Пословицы поговорки:1,3,5 по 1 баллу
Задание 17.
Когда так говорят?
1) Яблоку негде упасть ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
2) Яблоко от яблони недалеко падает ____________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Попасть в яблочко __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ответ:
1)чрезвычайная теснота, многолюдность
2) дети своим поведением и поступками похожи на родителей
3) Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
Попасть в цель по 2 балла
Задание 18.
Вспомни русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.
1) Пика не кладется в мешок. ( Польша)
2) Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)
3) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)
4) Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
Ответ:
1. Шила в мешке не утаишь.
2. Молчание золото.
3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. В тихом омуте черти водятся. По 2 балла
Задание 19.
Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетаниями.
Яблоку негде упасть. _____________________________________________
Слышно, как муха пролетит. _______________________________________
Сел в галошу. ___________________________________________________
Как рыба в воде. _________________________________________________
Сидеть, как на иголках. ___________________________________________
Комар носа не подточит. __________________________________________
Родился в рубашке. ______________________________________________
Ответ: очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение;
очень уверенно себя чувствует; волноваться, переживать;
качественно сделано; удачливый, везучий по 2 балла
Задание 20.
Составь пословицы и поговорки:
1)Чужая сторона а) страхом огорожено.
2)Чужое добро б) и дерево улыбнется.
3)Кто грамоте горазд, в) человека словом.
4)На родине тебе г) прибавит ума.
5)Оленя ловят веревкой, д) тому не пропасть.
Ответ:
Чужая сторона прибавит ума.
Чужое добро страхом огорожено.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На родине тебе и дерево улыбнется.
Оленя ловят веревкой, а человека словом. По 1 баллу
Задание 21.
Как понимаешь значение поговорок:
1)Будешь спрашивать — и на Махреньгу дорогу найдешь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Что летом ногами приволочишь, то зимой губами подберешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи примеры пословиц и поговорок с таким же значением.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:
- расспрашивая людей, можно добраться куда угодно
- лето сбирает, а зима поедает
Лето — припасиха, зима — подбериха.
Язык до Киева доведёт. По 1 баллу
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Задание 1.
Запиши, под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.
Примеры, какого литературного приема остались? Напиши.
а) глядел из печки огонек ___________________________________
б) лес, точно терем расписной _______________________________
в) буре плач его подобен ___________________________________
г) белоснежная лебедушка __________________________________
д) уж небо осенью дышало __________________________________
е) седые моря _____________________________________________
а- метафора
б-сравнение
в-сравнение
г-эпитет
д-олицетворение
е-эпитет Всего 6 баллов
а) сонный брег_________________________________________________
б) зима хлопочет и ворчит________________________________________
в) ветер бушует_________________________________________________
г) побежали ручьи______________________________________________
д) выступает, будто пава_________________________________________
е) в листве сквозной____________________________________________
а – эпитет
б – метафора, олицетворение
в – метафора
г - метафора
д – сравнение
е – эпитет всего 6 баллов
Задание 2.
Выбери и подчеркни жанровые особенности стихотворения «Поёт зима - аукает...»,
назови автора, напиши его фамилию на свободной строке_________________________________________.
а) ритм
б) рифма
в) вымысел
г) чудесные превращения
д) волшебные предметы
е) передача чувст, настроения автора
Есенин; а, б, е 4 балла (1 балл за каждый правильный ответ)
Задание 3.
Прочитайте отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева. Выпишите метафоры.
1) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
2) Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Шумят, бегут и будят, блещут и гласят…
хлопочет, ворчит, хохочет, шумит. По 1 баллу
Задание 4.
Прочитай произведения.
- Дмитрий Ушаков
Поведет через лесок дорожка,
Оборвется на краю болота...
Золотая ягода морошка,
Как тебя попробовать охота.
Мох пружинит под ногами хлюпко,
И вода макушки кочек лижет.
На березках карликовых юбки
Шаловливо ветерок колышет.
Вдалеке серебряной монетой
Озеро блестит среди осоки.
Отпевая северное лето,
Журавли проносятся высоко.
Ох, вкусна ты, ягода морошка,
Да обратно надо возвращаться...
Ягоды в берестяном лукошке,
Словно крошки солнца, золотятся.
- Феликс Лев
Бабушка и Сережа ходили в лес за морошкой.
Морошка — это такая желтая ягода, похожая на малину. Только она у самой земли растет, и надо искать в траве. Бабушка собирала морошку в большую стеклянную банку, а Сережа клал прямо в рот. Попадались ягоды сочные, сладкие, а попадались и кислые. Бабушка сказала, что это такие, которые в тени береглись под листочком — вот и не поспели. А те, что зрели на солнышке, на припеке, были душистые, вкусные.
В лесу летали комары, гудели, злились. Приходилось все время их отгонять. Бабушка велела Сереже надеть кепку, чтобы голову не накусали. Один комар сел на ягоду, на морошку. Сережа комара прогнал, а ягоду съел. Самая сладкая ягода!
- Найди и выпиши слова, при помощи которых авторы рассказали о морошке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Одинаково ли рассказано о морошке в этих произведениях?
В чем ты видишь сходство и различие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подчеркните в стихотворении: сравнения - одной чертой,
метафоры – двумя чертами,
эпитеты – волнистой линией
- Как вы понимаете выражение «отпевая северное лето, журавли проносятся высоко»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подбери заглавие к каждому произведению.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
1 - Золотая ягода, ох, вкусна, словно крошки солнца золотятся
- это такая желтая ягода, похожая на малину; сочные, сладкие, кислые, душистые, вкусные (0,5 – 1 б)
2 – сходство – вкусная ягода, нравится, её пробуют с удовольствием,
Различие – описание морошки (эпитеты, сравнения)… (по 1б)
3 – сравнения: словно крошки солнца; озеро - серебряной монетой
метафоры: поведет дорожка; мох пружинит хлюпко; вода лижет; шаловливо ветерок колышет; журавли проносятся, отпевая лето; ягоды золотятся
эпитеты: золотая ягода; северное лето
олицетворение – вода лижет макушки кочек; на березках карликовых юбки (по 1 б)
4 – лето умирает, с ним прощаются или что-то аналогичное (2б)
5 – Морошка (за морошкой). Самая сладкая ягода. (по 1 б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс
олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...
Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс
Сборник олимпиадных заданий по литературному чтению 4 класс...
Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс
Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс...
Олимпиадные задания по "Литературному чтению" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Олимпиадные задания....
Олимпиадные задания по литературному чтению. 2 класс
Задания были разработаны мною для районной интеллектуальной игры "Галактика знаний". Они доступны, интересны. Могут быть использованы, как олимпиадные задания для всего класса....
Олимпиадные задания по литературному чтению. 3 класс
Задания были разработаны мною для районной интеллектуальной игры "Галактика знаний". Они доступны, интересны. Могут быть использованы, как олимпиадные задания для всего класса....
олимпиадные задания по литературному чтению 5 класс
олимпиадные задания по литературному чтению 5 класс...