Урок литературного чтения в 3 классе Учитель: Воробьёва В.И.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Воробьева Валентина Ивановна

ТЕМА УРОКА: Н.Н.Носов  “Телефон”. 

  Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации  знаний по теме  «Творчество Н. Носова», пробудить чувство любви к чтению.

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  в 3 классе

Учитель: Воробьёва В.И.

______________________________________________________

ТЕМА УРОКА: Н.Н.Носов  “Телефон”. 

  Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации  знаний по теме  «Творчество Н. Носова», пробудить чувство любви к чтению.

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.

 

Задачи урока:

Предметные:  умение находить и объяснять смысл названия произведений и их связь с содержанием, сравнивать героев разных произведений, умение отвечать на вопросы по произведениям, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения, умение оценивать свое отношение к учебе, доброжелательное отношение к  другим людям.

Метапредметные:

Познавательные: умение самостоятельно определять произведение и его содержание, опираясь на фрагмент произведения, на персонажа;     формировать умение анализировать и сравнивать произведения, обобщать информацию, делать выводы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения,  самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату,  оценивать правильность выполненных действий и  вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение партнера, работать в паре; умение участвовать в диалоге , вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настраивание на деловой лад. /1 мин./

II  Пятиминутка чтения.(Каждый читает свою книгу)

III   Речевая разминка. ( слайд 1) 

КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,

  ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.

                                                 ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,

                                                 ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.

 -  Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.

-  О чем скороговорка?

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

(слайд 2)

КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,

  ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.

                                                 ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,

                                                 ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.

- Прочитать:   шёпотом;

                 громче;

                 громко и быстро

III. Постановка цели:

- Отправляемся дальше в мир чтения.

- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

«Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.»

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. (слайд 3)

-  Назовите автора,  с чьим произведением мы будем знакомиться на уроке.

IV  Знакомство с биографией Н.Н.Носова (Рассказывают ученики)

(слайд 4)

- Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. В 1976 году Н.Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.

- Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он освоил множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика брёвен. Он много знал, видел, умел. Все книги Носова веселые, доброжелательные. Не всякую правду приятно слушать, поэтому в своих рассказах Носов говорил правду, смягчив немножко шуткой. Если спросить кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Николаевича, то в ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из рассказов Носова.

Писатель Николай Николаевич для взрослых книг почти не писал, поэтому в памяти читателей он останется детским юмористом. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка».

 V   Викторина по рассказам Н.Н. Носова

- Вспомним произведения, которые написал Н.Н.Носов.

(слайд 5)

  1. «Доскажи словечко»

«Зап…»                («Заплатка»)

«Зат…»                («Затейники»)

«Фан…»                («Фантазёры»)

«Зам…»                («Замазка»)

(слайд 6)

  1. «Слово потерялось»

«Витя  …  в школе и дома»

«Незнайка в  …  городе»

«…  на Луне»

«Винтик, Шпунтик и  …»

«Бобик в гостях у  …»

- Назовите произведения Н.Н. Носова по предметам:

ворона, топор, рябина

(слайд 7)        «Тук – тук»

крупа, тарелка, дача

(слайд 8)    «Мишкина каша»

картошка, котёнок, шляпа

(слайд 9)        «Живая шляпа»

      3)  (слайд 10)   «Пятый лишний»

Класс делится на 3 команды. Учитель раздаёт каждой команде карточки. На них написано 5 слов. Задача учащихся – догадаться, по какому признаку слова соединены в группу, и найти лишнее слово. Та команда, которая быстрее и без ошибки выделит пятое лишнее слово – побеждает.

Котёнок

Луна

Шляпа

Мальчики

Кочерга

Телевизор

Концерт

Конфета

Задача

Федя

Земля

Друзья

Звонок

Соседи

Телефон

VI   Проверка домашнего задания

1) Вопросы по содержанию рассказа.

- Назовите героев произведения «Федина задача»

- Что понравилось в рассказе?

- Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

- Почему автор озаглавил рассказ «Федина задача»?

- Какую задачу по мнению автора должен был решить Федя?

      2)  Выборочное чтение:

-  Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

-  Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

- Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

3)   Чтение по ролям.

4)  Работа с пословицами.

(слайд 11)

- Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к нашему тексту.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

- Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

V   Знакомство с произведением Н.Н. Носова "Телефон".

1. Словарная работа.

-  Задание Незнайки - загадка.

Если вы ее угадаете, то узнаете, с каким еще произведением Н.Н.Носова мы познакомимся.

 Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг.

- Что это? /Ответы детей./

- Что такое телефон? /Ответы детей./

(слайд12)

- Посмотрите, как это слово написано.

- Почему используется два цвета? /Ответы детей./

- Правильно! Это  слово из словаря.

- Откройте словарики и запишите новое словарное слово.

- Придумайте предложение с этим словом.

(слайд 13)

2. Информация об изобретении первого телефона.

- Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

Физкультминутка /2 игры/.

 1)   - Прежде чем читать рассказ Носова "Телефон" отдохнем и поиграем в игру "Глухой телефон". /Дети встают. По одному человеку от каждого ряда выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает "телеграмму" вслух.

1 команда: На рынке Кирилл крынку купил.

2 команда: Наш Полкан попал в капкан.

3 команда: Баран Буян залез в бурьян.

2) Игра “Пойми меня”.

- От каждой команды выходят по одному человеку, берут у учителя карточки с четверостишиями и по очереди читают по одной строке. Ребята каждого ряда должны воспроизвести своё стишок.

 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

А малютки бегемотики,

Ухватились за животики

И смеются, заливаются –

Так, что дубы сотрясаются.

Рано утром на рассвете

Умываются котята,

И мышата, и утята,

И жучки, и паучки

3.  Работа над текстом Н.Н. Носова “Телефон”

1)   Первичное знакомство с текстом и выявление первых впечатлений.

Чтение рассказа по ролям подготовленными детьми.

- Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? /ответы детей/

- Какие слова это доказывают? Прочитайте.

2)   Работа над формированием навыка чтения.

Выборочное чтение:

- Найдите и прочитайте вопросительные предложения;

 - Найдите и прочитайте восклицательные предложения.

3)   Работа над техникой чтения.

1) Игра “Догонялки” /учитель начинает читать текст с любого предложения, все учащиеся должны найти и присоединиться к чтению/.

2) Игра “Повторялки” / читаем 2 абзаца – 1 учащийся читает предложение, все хором повторяют/.

3) Игра “Эхо” /читаем следующие 2 абзаца – 1 учащийся читает предложение, все хором повторяют только последнее слово в предложении/.

VI. Домашнее задание.

- Ребята, вам понравилось, как читали сегодня наши артисты?

- Дома вы тоже попробуете читать текст по ролям. А на следующем уроке мы проведём конкурс на лучшее чтение по ролям. Составить правила общения по телефону.

VII. Итог урока.

(слайд 14)

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что вызвало сложности?

 - Какие поучительные выводы для себя сделали, читая рассказы Н.Н.Носова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения во 2 классе Юрий Яковлев "А Воробьёв стекло не выбивал"

Материал  позволяет закрепить знания учащихся содержания произведения по Ю. Яковлеву «А Воробьёв стекло не выбивал»,  Способствует формированию правильного  типа читательской деят...

Урок по окружающему миру в 3 классе Учитель: Воробьёва В.И.

Тема: «В царстве грибов»Целевые установки урока (планируемые результаты)Предметные:- знать о наличии царства грибов;- знать строение гриба;- находить и перечислять части гриба;- знать съедобные и несъ...

Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Воробьёва В.И.Тема урока: Правописание глаголов с суффиксами – ся (-сь)

Цели:    -  познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»;    - формировать умение различать и образовывать такие глаголы;    - раз...

Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Воробьёва В.И.Тема урока: Правописание глаголов с суффиксами – ся (-сь)

Цели:    -  познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»;    - формировать умение различать и образовывать такие глаголы;    - раз...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...