Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Школа Росии
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_klass_literaturnoe_chtenie_shkola_rossii.docx | 79.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». Данное планирование разработано по учебнику Климановой М. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс. М. «Просвещение», 2009 г. и примерной программы для начальных классов «Школа России»
Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.
Учебно-методический комплект: учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «Литературное чтение» 4 класс. М. «Просвещение» 2009 год.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных чаов. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно но своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и литературоведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
ЗАДАЧИ КУРСА:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
IV КЛАСС (102 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (6 ч)
- О былинах.
- «Ильины три поездочки».
- Летописи. Жития.
- «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
- «И вспомнил Олег коня своего...»
- «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (20 ч)
1 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке-риб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
1 Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей (11 ч)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (7 ч)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства (7 ч)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (7 ч)
- Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка»
Родина (5 ч)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. Л. В. Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (3 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (10 ч)
- Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам учащихся в 4 классе
начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
НОРМЫ ОЦЕНОК:
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкое произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела программы /Тема урока | Кол-во | Тип/форма | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Былины. Летописи. Жития 7 (ч) | ||||||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный | Текущий Жанры ЛЕТОПИСЬ, | С. 9, зад 1,5 | |
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Комбинированный | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Фронтальный опрос | С. 10, зад 6 | ||
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | Текущий Жанры БЫЛИНА | С. 47, зад 4 | |
4 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Текущий | С. 47, зад 8 выразит. читать «Садко» | ||
5 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Текущий Архаизмы | С. 48, зад 17 | |
6 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Текущий. Пересказ Архаизмы | пересказ отрывка | ||
7 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Комбинированный | Различение жанров | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | Тест | ||
Из русской классической литературы | ||||||||
8 | Чудесный мир классики. | 1 | Комбинированный | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Выразительное чтение Архаизмы | С. 40–49, выразит. чит 3 части | |
9 | Характеры | 1 | Комбинированный | Герой произведения, иллюстрация и ее | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Тематический Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 90, зад 1, рисунок | |
10 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Фронтальный опрос Сходство русских народных сказок и авторской сказки | с 91, зад 6,8, рисунок | ||
11 | Внеклассное чтение: В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее….» | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Чтение наизусть Олицетворение. Сравнение | С. 66, зад 4, тетрадь | |
12 | А. Пушкин. | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони- | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Тематический Олицетворение | С 93-97 Наизусть по выбору | |
13 | А. Пушкин. | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать название и основное содержание изученного Уметь анализировать поведение | Выразительное чтение Характер героя, его поступки и | С. 117, зад 7 | |
14 | Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Чтение Картинный план Архаизмы | выбрать отр для выразит чтения | |
15 | А. Пушкин. | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Уметь составлять | Характер героя, его поступки и | характеристика персонажей сказки по вариантам | |
16 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Знать сказки Уметь различать | Тематический Архаизмы | рисунок | |
17 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать название и основное содержание изученного Уметь различать | Выразительное чтение Олицетворение | С. 120, выразит. читать | |
18 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | Уметь составлять Иметь представление о классической литературе | Выразительное чтение по ролям Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 131, зад 2 выраз чтение | |
19 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Комбинированный | Устное изложение Участие в диалоге Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение. Ответы на вопросы | найти восточные сказки, пересказать | ||
Поэтическая тетрадь (7 ч + 1 в.ч.) | ||||||||
20 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно | 1 | Комбинированный | Различение жанров | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста | Чтение наизусть Лирика. Олицетворение | С. 137-138, читать выраз | |
21 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение Образные языковые средства | С. 140– 141, выразительно читать | ||
22 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Знать названия, основное содержание изученных лите- Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Тематический. Пересказ Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | с 137-141 наиз по выбору | |
23 | Картины весенней природы и настроение | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | Выразительное Прием сравнения. Лирика | С. 153– 154, выразительное чтение | |
24 | Картина сельского быта и любви к Родине в стихотворениях | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Тематический Логическое ударение | С. 155-162, выразительно читать | |
25 | Родина и красота родной природы в стихах Н. А. Не-красова | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Чтение | С. 163-166, | |
26 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | Чтение | С. 174, отр наизусть | |
27 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | Тематический Кроссворд. Литературные игры | ||
Из русской классической литературы | ||||||||
28-29 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 2 | Комбинированный | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную | Тематический. Выразительное чтение Автобиография | С. 182– 186, выразительно // пересказ от первого лица | |
30-31 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе | 2 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать | Пересказ от лица героев Характер героя, его поступки и | С. 125– 135, выразительно | |
32 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Кроссворд | ||
33 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного. Участие | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Составление плана Характер героя, его поступки и | С. 125– 135, пересказ | |
34 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | Диагностика навыка Игры литературные | С. 138, вопросы | |
Литературные сказки (11 ч) | ||||||||
35 | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать | Выразительное чтение Научно-познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | 199-207, читать | |
36 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Творческий пересказ Характер героя, его поступки и | с. 208, вопрос 5 (сочиняем сказку) | |
37 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | С. 210–215, читать Выразительно портрет животных; по желанию в.4 | |
38 | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать творчество Уметь определять | Выразительное чтение Архаизмы | С. 218–223, выразительно | |
39 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ Характер героя, мотивы его поведения | С. 218–223, пересказ | |
40-41 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 2 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Знать творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Пересказ Характер героя, его поступки и | С. 226– 234, пересказ отрывка | |
Поэтическая тетрадь, «Страна детства» | ||||||||
42 | Воспитание доброго отношения. А.Н.Плещеев «Детство» | 1 | КУ | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | Олицетворение. Лирика | с 238, выр-но | |
43 | Неповторимый образ Родины в ст-ях А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова | 1 | КУ | Олицетворение | с 241-245, выразительно по вариантам | |||
44 | Тема Детства в стихотворениях Н.А.Некрасова, Я.П.Полонского, И.А.Бунина | 1 | КУ | Чтение наизусть | с 250-252 наиз 1 ст-е | |||
45 | Любовь к Родине в стихотворениях И.С.Никитина | 1 | КУ | Выразительное чтение | с. 246, выразительно | |||
«Страна далекого детства» | ||||||||
46 | А.И. Цветаева. Детство. | 1 | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | Выразительное чтение Устаревшие слова | с.11-13, выразительно отрывок, с.56 вопр 7 | ||
47 | И.С.Шмелев «Егорьев день» | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова | с.4-6, выразит чтен, с.56 в.4 | ||||
48 | В.В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки» | 1 | с.8-10 выраз читать | |||||
49-50 | Б.К. Зайцев «Домашний Лар» | 2 | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | Пересказ | с.14-17 читать, с.56 в. 5 | |||
51 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | Выразительное чтение Сказ | С. 17– 26, | |
52 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам | Пересказ Кроссворд | Пересказ отрывка | |
53 | Особенности речи героев сказа | 1 | Комбинированный | Оценка иллюстрации | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | Чтение по ролям Архаизмы. Диалектные слова | С. 17–26, | |
54 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Выразительное чтение Диалог | с. 27-33, читать | |
55 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | Чтение по ролям Фантастические события | с.57 в.14 - 15 | |
56 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Уметь определять | Выразительное чтение Образные языковые средства | С. 33–41, читать Ищем выразительные средства языка в тексте: сравнение, эпитеты | |
57 | Средства художественной вы- | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности | С. 33–51, пересказ отрывка по вариантам | |
58 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | Выразительное чтение Средства создания комического. Архаизмы | С. 42–46, подготовка к чтению по ролям | |
59-60 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | 2 | КУ | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | Пересказ | с.47-55, читать// с.58 в.22-23 | |
61 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический Кроссворд. Литературные игры | ||
62 | Внеклассное Книги о ратных подвигах родного народа. А.Ахматова «Мужество» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного | Пересказ Литературные игры | Пересказ по выбору, выразит чтен с.61 | |
Поэтическая тетрадь | ||||||||
63 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Чтение | с.62 выразительно Найти метафоры | |
64 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Комбинированный | Сопоставление произведений художественной литературы | Уметь определять | Выразительное чтение Олицетворение | с.63-64 выразительное чтение | |
65 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 | Комбинированный | Декламация произ- | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | Чтение | с. 75, наизусть | |
66 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Уметь определять | Выразительное чтение Олицетворение | с 79-80, выразительно читать | |
67 | Иносказательный смысл | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Иносказательный смысл произведения. Лирика | с.65-71 Выразительное чтение | |
68- | Тема войны в произведении | 1 | Комбинированный | Умение выразитель- | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | Выразительное чтение | С. 76, | |
69 | А.В.Жигулин «О,Родина», Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина» | 1 | КУ | с.78-79, наизусть по выбору | ||||
70 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический. Тест Литературные игры | выразит чтен подготовка к конкурсу чтецов | |
Природа и мы | ||||||||
71 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения | Писательская наблюдательность | С. 81–83 Выразительное чтение с.105 в.2 | |
72-73 | К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы» | 2 | КУ | с.84-93, чтение//с.105 вопр 4 | ||||
74 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ Юмор | С. 93–96, пересказ | |
75 | Тема природы | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Выразительное | С. 97– | |
76-77 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 2 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | Фронтальный опрос Научно-естественные сведения о природе | С. 105, вопросы, рисунок | |
78 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | Тематический. Тест Литературные игры | с.105 в.9 | |
Делу время – потехе час (7 ч) | ||||||||
79-80 | Авторская лите- | 2 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь различать | Текущий Архаизмы | С. 106-115, читать по ролям | ||
81 | Поучительный смысл «Сказки | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение Характер героя, его поступки и | С. 126, | |
82 | В. Ю. Драгунский «Англичанин Павел». Средства создания комического эффекта | 1 | Комбинированный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Чтение по ролям Средства создания комического | С. 116–117, подготовка к чтению по | |
83 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | Чтение по ролям Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта | С. 118–120, подготовка к чтению по | |
84 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | Выразительное чтение Средства создания комического | С. 120–125, вопрос 8, с. 126 | |
85 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Комбинированный | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произ- | Тест | С. 36, | |
86 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Уметь различать | Творческий пересказ Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Пересказ по выбору | |
Страна Фантазия | ||||||||
87 | Внеклассное чтение: в мире фантастики | 1 | Комбинированный | Система событий, составляющих основу художественного произведения | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | Тематический. Пересказ Фантастика | Пересказ по выбору | |
88 | Е. С. Велтистов «Миллион и один день каникул» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь определять | Выразительное чтение Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 127– с.138 вопр 3 | |
89 | Кир Булычев | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение Фантастическая повесть | С. 131– с.138 вопр 4 | |
Поэтическая тетрадь | ||||||||
90 | Тема детства в произведениях | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Чтение | С. 141–143, наизусть по выбору | |
91 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Выразительное чтение Сравнение | С. 144-145, выразительно | |
92 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой, А.Т.Твардовского, В.М.Тушновой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять | Выразительное Лирика | С. 147–155, выразительно | |
93 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Чтение наизусть Кроссворд. Литературные игры | ||
Зарубежная литература | ||||||||
94 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Фантастическая повесть | С. 158–163 Выразительное чтение | |
95 | В стране литературных героев Эрих Распе «Приключение барона Мюнхаузена» | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг | Тематический. Пересказ Кроссворд | с.163-168 Пересказ по выбору | |
96 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения – восприятие и пони- Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | Характер героя, его поступки и | С. 168–187 чтение | |
97 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Характер героя, его поступки и | С. 168– | |
98 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пересказ Заимствованные слова | С. 188– читать, пересказ по выбору | |
99 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение Характер героя, его поступки и | С. 194– | |
100 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь», | 1 | Комбинированный | Умение последова- | Уметь определять | Библейские | С. 201– | |
101 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | Библейские | С. 209– | |
102 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | Комбинированный | Знать изученные | Тематический | Справочники, энциклопедии, периодические издания Литературные игры. Кроссворд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
рабочая программа по ИЗО 1 класс УМК "Школа Росии"
рабочая программа по ИЗО 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...