Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Шаповалова Юлия Ивановна

Создана на основе программы Климановой Л.Ф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_2.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»

 

ПРИНЯТО:                                СОГЛАСОВАНО:               УТВЕРЖДЕНО:

МО учителей                             зам. директора по УВР        директор МБОУ «ХСОШ №1»

начальных классов                 ________(Поляруш Е.Н.)       _________(Коростелев Н.Н.)                     протокол №__  от                  __________________              Приказ ____________________

_______________ 

руководитель МО:

__________(Рыжкова Е.В..)                                                    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 2 класса

начального общего образования

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой,       М.В. Бойкиной «Литературное чтение» УМК «Школа России»  - Москва «Просвещение », 2011г

Составитель: Шаповалова Ю.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

  

 

Хабары 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», авторской программы Л. Ф.Климановой, В. Г. Горецкого

Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному образовательному стандарту второго поколения, утвержденному приказом Минобрнауки от 06. 10. 2009 №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В основу разработки программы положены Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования.

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Срок реализации программы 2013-2014 уч. год 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

В примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Принципы обучения:

1. Принцип научности обучения

2. Связи теории с практикой

3. Системности

4. Принцип сознательности и активности в обучении

5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

6. Принцип наглядности

7. Доступность обучения

8. Принцип прочности усвоения знаний 

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:  фронтальная  и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.  Преобладающими формами текущего контроля знаний, являются тексты для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного, контрольно-измерительные материалы по каждой теме урока 

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок-исследование;
  • -урок контроля умений и навыков.

Место предмета в базисном учебном плане

 На изучение предмета «Литературное чтение» базисным учебным планом начального общего образования  во 2 классе отводится 4 ч в неделю. Всего136 часов. 

В авторскую программу изменения не внесены. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
    конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
    сравнивать поступки героев литературных произведений со
    своими собственными поступками, осмысливать поступки
    героев;
  10. наличие мотивации к творческому труду и бережному
    отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств  представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  8.  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание

По плану

По факту

1

1. Вводный урок. Знакомство с учебником.

Раздел I. «Самое великое чудо на свете» (4часа)

2

2.Игра «Крестики-нолики»

3

3.Самое великое чудо на свете

4

4. Библиотеки.

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

5

5 «Книги.

Устное народное творчество(15ч)

6

1.Устное народное творчество

7

2.Русские народные песни.

8

3.Русские народные потешки и прибаутки.

9

4.Скороговорки,считалки,небылицы.

10.

5.Загадки, пословицы, поговорки.

СКАЗКИ

11

6.Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»

12

7.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

13.

8. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

14

9. Русская народная сказка  «Лиса и тетерев»

15.

10. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

16

11. Русская народная сказка «Каша из топора»

17

12. Русская народная сказка «Гуси –лебеди»

18

13  Русская народная сказка «Гуси –лебеди»

19

14 Викторина по сказкам

20

15 КВН по сказкам

Люблю природу русскую Осень(8ч)

21

1Люблю природу русскую.Осень

22

2. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

23

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»

24

4.А.Фет «Ласточки пропали…»

25

5.  «Осенние листья»-тема для поэтов

26

6.В.Берестов «Хитрые грибы»

27

7.М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

28

8.Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Русские писатели(14ч)

29

1.А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

30

2.Стихи Пушкина

31

3.А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

32

4. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

33

5. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

34

6.Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

35

7.И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

36

8.И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

37

9.Л Толстой «Старый дед и внучек»

38

10.Л.Толстой «Филипок»

39

11 Л.Толстой «Филипок»

40

12.Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

41

13.Веселые стихи

42

14Обобщение по разделу «Русские писатели»

О братьях наших меньших(12ч)

43

15.О братьях наших меньших

44

16.Б.Заходер «Плачет киска в коридоре..», И.Пивоваров «Жила-была собака…»

45

17.В.Берестов «Кошкин щенок»

46

18.Домашние животные

47

19.М. Пришвин «Ребята и утята»

48

20.М. Пришвин «Ребята и утята»

49

21.Е.Чарушин «Страшный рассказ»

50

22. Е.Чарушин «Страшный рассказ»

51

23.Б. Житков «Храбрый утенок»

52

24.В.Бианки «музыкант»

53

25.В.Бианки «Сова»

54

26.Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Из детских журналов(9ч)

55

1.Из детских журналов

56

2.Д.Хармс «Игра»

57

3.Д.Хармс «Вы знаете?...»

58

4.Д.Хармс,С.Маршак «Веселые чижи»

59

5.Д.Хармс «Что это было?»

60

6.Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

61

7.Ю.Владимиров « Чудаки»

62

8.А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

63

9.Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима.(9ч)

64

1.Люблю природу русскую.Зима.

65

2.Стихи о первом снеге.

66

3.Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

67

4.С.Есенин «Поет зима –аукает…», «Береза»

68

5.Сказка «Два Мороза»

69

6.С.Михалков «Новогодняя быль»

70

7.А.Барто «Дело было в январе…»

71

8.Обобщение по разделу «Люблю природу русскую.Зима»

72

9.Игра «Поле чудес»

Писатели-детям (17ч)

73

1.Писатели-детям

74

2.К.Чуковский «Путаница»

75

3.К.Чуковский «Радость»

76

4.К. Чуковский «Федорино горе»

77

5. К. Чуковский «Федорино горе»

78

6.С Маршак «Кот и лодыри»

79

7.С Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

80

8.С.Михалков «Мой щенок»

81

9.А.Барто «Веревочка»

82

10.А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу»

83

11А.Барто «Вовка-добрая душа»

84

12.Н.Носов «Затейники»

85

13.Н Носов «Живая шляпа»

86

14. .Н Носов «Живая шляпа»

87

15.Н.Носов «На горке»

88

16. .Н.Носов «На горке»

89

17.Обобщение по разделу «Писатели-детям»

Я и мои друзья (10ч)

90

1.Я и мои друзья

91

2.Стихи о дружбе и обидах.

92

3 Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

93

4.Ю.Ермолаев «Два пирожных»

94

5.В.Осеева «Волшебное слово»

95

6. В.Осеева «Волшебное слово»

96

7.В.Осеева «Хорошее»

97

8.В.Осеева «Почему?»

98

9. В.Осеева «Почему?»

99

10.Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Люблю природу русскую.Весна.(10ч)

100

1 Люблю природу русскую.Весна

101

2.Стихи Ф. Тютчева о весне.

102

3Стихи А.Плещеева о весне

103

4.А.Блок «На лугу»

104

5.С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»

105

6.И.Бунин «Матери»

106

7.А.Плещеев «В бурю»

107

8.Е.Благинина «Посидим в тишине»

108

9.Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»

109

10 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

И в шутку и всерьез(14ч)

110

1.И в шутку и всерьез

111

2.Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

112

3.Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.

113

4 Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.

114

5.Э.Успенский «Чебурашка»

115

6.Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»

116

7.Стихи Э.Успенского

117

8.Стихи В.Берестова

118

9.Стихи И.Токмаковой

119

10.Г.Остер «Будем знакомы»

120

11Г.Остер «Будем знакомы»

121

12.В.Драгунский «Тайное становится явным»

122

13.В.Драгунский «Тайное становится явным»

123

14.Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

Литература зарубежных стран(13ч)

124

1.Литература зарубежных стран

125

2Американская и английская народные песенки

126

3 Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы,знают дети…»

127

4 Ш.Перро «Кот в сапогах»

128

5..Перро «Кот в сапогах»

129

6. Перро «Кот в сапогах»

130

7.Г.Х.Андерсен  «Принцесса на горошине»

131

8.Э.Хогарт «Мафин и паук»

132

9 Э.Хогарт «Мафин и паук».

133

10.Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

134

11. КВН «Цветик-семицветик»

135

12. Резервный: повторение пройденного.

136

13. Резервный: повторение пройденного.

СПИСОК КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ БУДУЩИМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКАМ

1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.
2.
Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
3.
Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
4.
Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.
5.
Каверин В. Сказки города Немухина.
6.
Медведев М. Баранкин, будь человеком!
7.
Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
8.
Нессбит Э. Сказки по книге "Золотой дракон".
9.
Успенский Э. Вниз по волшебной реке.
10.
Алексин А. В стране вечных каникул.
11.
Олеша Ю. Три толстяка.
12.
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
13.
Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М. «Просвещение», 2012

2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М. «Просвещение», 2012

3. Климанова Л. Ф.,Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстраций.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс

Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....

Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс

Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В..   УМК «Школа России»     Москва«Просвещение» 2011...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению....

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс...