Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы» Презентация
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Марченкова Инна Викторовна

 

Конспект урока Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы» Презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс Учитель Марченкова И.В.

Тема:Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы»

Цели:

  • создать условия для формулировки определения “научно-популярный текст”;
  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

Предметные результаты:

Уметь представлять свою работу (подготовленные сказки).

Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств.

Уметь высказывать оценочное суждение (в соответствии с правилами речевого этикета).

Воспринимать содержание художественного текста.

Выявлять черты принадлежности этого текста к научному или художественному стилю, уметь сформулировать вывод о том, что текст является научно-популярным.

Участвовать в диалоге при обсуждении анализируемого текста.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля,

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– контролировать и оценивать результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту небольшие по объему тексты;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– проявлять устойчивый интерес к общению  и работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге;

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки выполнения домашнего задания

-Вчера на уроке мы с вами познакомились с творчеством Р.Киплинга и прочитали сказку “Отчего у верблюда горб?” Дома вам было предложено задание на выбор: либо выдвинуть свои версии на темы: “Почему тигр полосатый?”, “Откуда у кенгуру сумка?”, “Почему не летает птица курица?”, либо прочитать другие сказки Р.Киплинга, в которых автор даёт объяснение повадок, внешнего вида или поведения разных животных.

Дети:        (Выступают у доски).

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

-Спасибо, я очень довольна вашей работой. Скажите, ребята, какие умения вам пригодились при выполнении домашнего задания?

Дети:        Умение работать с различными книгами, умение сочинять и фантазировать и т.д.

-Хорошо, спасибо. А теперь прошу ваше внимание на доску. Прочитаем все вместе тему нашего сегодняшнего урока.

Дети читают тему урока «Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы»

-Знаете ли вы что-либо об этом авторе? (Рассказ об авторе сопровождается презентацией)

-Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных, которые написал Акимушкин?

Дети:        Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.

-А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира.

Дети:        Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-Итак, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными текстами, и на доске мы видим слова, которые нам встретятся в первом произведении. Прочитаем эти слова вполголоса по слогам.

КАХАУ

НОС-ОГУРЕЦ

ПЕРЕКРИЧИТ

ДУЭЛЬ

ПЕРЕПОНКИ

ПОБЕДИТЕЛЬ

ДОТЯНУТЬСЯ

НОСАЧИ

Предположите, пожалуйста, о каком животном пойдёт речь в этом тексте?

Дети:        (Высказывают предположения).

Учитель:        Хорошо, спасибо за мнения. Сейчас мы это проверим, откройте учебники на стр.21. Перед вами текст И.Акимушкина “Обезьяньи носы”. Скажите, ваши предположения о содержании текста изменились?

Дети:        Да

Учитель:        Скажите, значения данных слов вам понятны? (указываю на доску). Хорошо, прочитаем текст, я прошу вас следить.

 (Чтение текста хорошо читающими детьми).

Физминутка

Реснички опускаются,

 Глазки закрываются,

 Мы спокойно отдыхаем,

 Сном волшебным засыпаем,

 Дышится легко,

 Ровно, глубоко…

Ровно, глубоко,

 Дышится легко,

 Глазки открываются,

 Реснички поднимаются.

-Скажите, вам понравился текст? Что вас удивило? Найдите и прочитайте отрывки, которые вас наиболее удивили.

Дети:        (Зачитывают из текста).

-Как вы думаете, существуют ли на Земле такие животные или И.Акимушкин их придумал:

Дети:        Существуют.

Учитель:        А как же, по-вашему, И.Акимушкин о них узнал?

Дети:        Наблюдал, прочитал.

Учитель:        Авторов, которые изучают объекты природы, а потом интересно и доступно нам о них рассказывают, называют писателями-натуралистами (прикрепляю новое слово на доску)

-Сейчас мы перечитаем этот текст по абзацам и увидим этих удивительных обезьян на экране (чтение текста сопровождается показом соответствующих слайдов)

Физкультминутка

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

-Ребята, о чём этот текст?

Дети:        В этом тексте рассказывается …

-Чем он интересен?

Дети:        (Высказывают свои мнения)

-Перечитайте текст по абзацам (частям), работая в парах дайте название каждой части. Что у вас получится?

Дети:        План текста

- Приступайте к работе.

  1. Этап коррекции и способов действий учащихся

Дети зачитывают варианты названий каждой части, если есть необходимость, дети оспаривают мнение своих одноклассников.

-Кто сможет, пользуясь своим планом, пересказать текст? (2-3 человека пересказывают по плану)

- В чем особенность этого текста в отличие от сказки Р. Киплинга? Что интересного вы заметили?

Дети:        Текст И.Акимушкина очень похож на научный, но в тоже время он содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий. У нас возникли затруднения в выводе, помогите нам определить стиль текста.
-Такие тексты называют научно-популярными. А можем ли мы этот текст превратить в научный, если да, то как?

Дети:        Можем, достаточно убрать отношение автора, литературные приёмы, место и время событий.

Учитель:        Хорошо, спасибо.

  1. Этап применения знаний (творческая работа)

-Скажите, пожалуйста, если вернуться к теме прошлого урока, то какой интересный вопрос вы задали бы к произведению И.Акимушкина?

Дети:        Почему у обезьяны кахау такой нос?

Учитель:        Попробуйте найти ответ на него, даю несколько секунд на размышление.

  1. Этап подведения итогов урока

-Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, т.к завтра мы продолжим начатую работу. О каких типах текстов мы говорили сегодня на уроке?

Дети:        Научно-популярные и художественные тексты о животных

  1. Этап рефлексии и информации о домашнем задании

-У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока? Какое у вас настроение?

Дети:        Предполагаемые варианты:

Сегодня на уроке мне было интересно…, или я узнал…

Своей работой на уроке я доволен.

Дома я решил:

познакомиться с творчеством И.Акимушкина и других авторов, которые писали о животных;

найти свой текст об интересном животном,

сочинить научный текст про обезьян

( Возможны другие варианты)

-Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех перечисленных.

-Спасибо за урок, я вами очень довольна.

В.Ю.Свиридова Литературное чтение: Учебник для 3 класса – Самара: Издательский дом «Федоров, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.И.Акимушкин «Обезьяньи носы» Литературное чтение 3 класс Учитель Марченкова И.В.

Слайд 2

Акимушкин Игорь Иванович (1929-1993) Родился Игорь Акимушкин 1 мая 1929 года в Москве в семье инженера. Интерес к природе и биологии возник у него ещё в раннем детстве. В 1937 году начинает обучение в школе. Посещает кружок юных биологов при Московском зоопарке. В 1947 году с отличием оканчивает школу и поступает на биолого-почвенный факультет Московского государственного университета. В 1952 году Игорь Акимушкин оканчивает его и распределяется на работу в Институт океанологии АН СССР. Здесь он защищает диссертацию, посвящённую осьминогам, обитающим в Тихом океане и получает ученое звание кандидата биологических наук.

Слайд 3

Кахау - обезьяна

Слайд 4

Чтобы громче кричать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А перекричит тот, у кого нос больше.

Слайд 2

Живут носачи в Индонезии, на острове Калимантан

Слайд 3

Очень любят носатые обезьяны свежие, сочные листья.

Слайд 4

К утру всё голо вокруг суков, на которых они спали.

Слайд 5

Источники информации http://animalworld.com.ua/news/Nosach-ili-Kahau-ili-Proboskis-Nasalis-larvatus http://www.animalsglobe.ru/nosach/ http://www.zooplandia.ru/articlelist/31929658-Nosataja-obezjana-CHem-bolshe-nos-tem-vishe-avtoritet http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Беседница". Изложение по И. Акимушкину.

Эта презентация поможет подготовит обучающихся к написанию изложения по тексту И. Акимушкина "Беседница". Материал содержит краткую информацию о птице, подробный план работы над текстом....

Презентация к уроку русского языка "Беседница". Изложение по И. Акимушкину.

Эта презентация поможет подготовить обучающихся к написанию изложения по тексту И. Акимушкина. Материал содержит краткий рассказ о самой птичке, подробный план работы над текстом....

Конспект открытого урока по литературному чтнению. Рассказ Н.Н.. Носов "На горке"

Этот конспект поможет Вам провести увлекательный урок по литературному чтению! ...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме И.И. Акимушкин "Обезьяньи носы"

Материал в помощь учителю. Этап актуализации знаний учащихся. Метод прогнозирования....

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме И.И. Акимушкин "Броненосцы"

Этап актуализации знаний учащихся. Приём  прогнозирования....