Разработка урока по литературному чтению на тему: "Юмористические рассказы для детей. Н.Н.Носов "Телефон"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosov_telefon_urok_po_lit.chteniyu.docx71.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 118. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Н. Н. НОСОВ «ТЕЛЕФОН»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: :  способствовать совершенствованию техники чтения; развитию самостоятельной аналитической работы, нацеленной на решение поставленных вопросов; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи;содействовать воспитанию культуры речи, стремления избавляться от своих недостатков

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Н. Н. Носова «Телефон»;

научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведении Н. Носова, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; соблюдать правила разговора по телефону; участвовать в инсценировании

Метапредметные:

познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст (под руководством учителя), выделяют основную мысль произведения и нравственный урок;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: участвуют в дискуссии; выражают свободно свое мнение; толерантно относятся к мнению сверстников, проявляют уважение к различным точкам зрения, прислушиваются к тому, что говорят другие

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению произведений Н. Носова, усваивают главный урок, извлеченный из рассказа

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Н. Н. Носова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; презентация ;тест; таблица по рефлексии ; телефон

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

1

2

3

I. Организация

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок.

Сообщают о готовности


.

начала урока

Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

– Начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

к уроку. Определяют са-моготовность («настроен ли я, воспринимать материал урока»).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

  2. Работа с толковым словарем.

2. Речевая разминка

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

V. Работа над содержанием текста.

. 

Первичное чтение произ-ведения

VII. Итог урока. Рефлексия

VII1. Домашнее задание

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

-С каким произведением вы познакомились на предыдущем уроке? (Н.Носов» Федина задача»

– Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»? (Автор рассказывает о том, как Федя ее решал.)

– Прочитайте пословицы, объясните, какая подходит к произведению Н.Носова «Федина задача»?

•  Всякий трус о храбрости беседует.

•  Делу – время, потехе – час.                                        слайд

*Правда глаза колет.

Проводит словарную работу

Потеха –забава, развлечение (ж.р.; разговор.)

Синонимы- игра . веселье, развлечение..

-Что вам понравилось в рассказе Носова?

- Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.(3-4ч)

– Как правильно нужно выполнять домашнее задание?  Что полезного для себя вы узнали из рассказа?(Делая д/з ,не должны включать телевизор, радио, чтоб не отвлекаться , уроки надо делать в тишине)

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н. Н. НОСОВА

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

    а) Лампу;   б) конструктор;   в) машинку;   г) телефон.

2. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

    а) Никто не будет заставлять делать уроки;

    б) никто не будет мешать делать уроки;

    в) никто не мешает включить телевизор.

3. Почему Федя включил телевизор?

    а) Там была интересная программа;

    б) ему хотелось отдохнуть перед телевизором;

    в) чтобы веселей делать уроки.

4. Что передавали по телевизору?

    а) Концерт;   б) фильм;   в) новости.

5. Какая первая песня была исполнена?

    а) Про короля и блоху;

    б) про короля и кота;

    в) про короля и лису.

6. Понял ли он во время ее исполнения условие задачи?

    а) Да;   б) нет;   в) не совсем.

7. Какая вторая песня была исполнена?

    а) Про титулярного советника и царя;

    б) про титулярного советника и генеральскую дочь;

    в) про титулярного советника и генерала.

8. Укажите верное значение выражения «титулярный советник».

    а) Воинское звание в дореволюционной России;

    б) советник царя;

    в) служебный чин в дореволюционной России.

9. Какое слово встречалось в нескольких песнях?

    а) Тройка;   б) колокольчик;   в) золотой.

10. Что привезли в задаче на мельницу?

    а) Ячмень;   б) овес;   в) рожь.

11. Чем закончился рассказ?

    а) Федя решил неправильно задачу;

    б) Федя заснул, ничего не решив;

    в) Федя пошел к своему другу, чтобы тот ему объяснил задачу.

Взаимопроверка(1ч.на оценку комментирует ответы)

– Что лучше: дать списать решение или объяснить?

– К кому бы из одноклассников обратились вы за помощью?

– Скажите, бывает так, что, придя домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте чистоговорку про себя.

Те-те-те,

Чайник кипит на плите.

                                                   Ле-ле-ле,

Кружка стоит на столе.

Фон-фон-фон,

Старый звучит патефон.

– Прочитайте грустно, с вопросительной интонацией, скороговоркой

– Составьте из первых слогов чистоговорки – слово. (Телефон.)   слайд

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Какой раздел по литературному чтению мы изучаем? («Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

– Как вы понимаете название этого раздела?

– Сегодня мы добавим в кузовок еще одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся с еще одним произведением из этого раздела.

– Сформулируйте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…(чему учит рассказ)

•  Мы вспомним…(правила пользования телефоном.).

•  Мы будем уметь…

( анализировать текст,  развивать навыки выразительного  чтения, чтения по ролям)

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– А какие ещё рассказы вы знаете Н. Носова.?       слайд

Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором. – Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения;      

-Как вы думаете, о чем этот рассказ?          слайд

– Какой бывает телефон? Когда был изобретен телефон? Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России

В рассказе нам встретятся трудные слова. Прочитайте слова по слогам, целым словом, быстро.

За-ме-ча-тель-ну-ю   замечательную

Пе-ре-го-ва-ри-вать-ся   переговариваться

Раз-го-ва-ри-вать  разговаривать

Об-ни-мать-ся   обниматься

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

-Ознакомьтесь с рассказом самостоятельно.

– Почему у рассказа такое название?

– Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

– Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

– Какие слова это доказывают? Прочитайте.

– Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Найдите и прочитайте восклицательные предложения.

– Востановите отрывок о том, как у ребят появился телефон.

– Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

-А хотите узнать, что было дальше? Сами как думаете, каким будет продолжение? Чем закончится рассказ?

(инсценирование 2 части рассказа)

– Что Мишка сделал со своим телефоном? (Он сначала разобрал свой аппарат, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и вообще остался без телефона.)

– Чем закончился рассказ? (Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лег и быстро заснул.)

– С какой целью Носов написал свой рассказ «Телефон»? Выберите верный ответ.

Варианты ответов:

1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4. Разбудить фантазию читателя.

– Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? О правилах пользования телефоном рассказывает А. Л. Барто в стихотворении «Почему телефон занят?».

– Кому из вас знакома эта ситуация? (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто )

СТИХОТВОРЕНИЕ А. БАРТО «ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?»

…Придут домой ученики –             – Андрей, что задано, скажи?

И начинаются звонки.                     Ах, повторяем падежи?

Звонки без передышки             .Все снова по порядку?

А кто звонит? Ученики,             Ну ладно, трубку подержи,

Такие же мальчишки.                 Я поищу тетрадку…

– А какие правила пользования телефоном вы знаете?

        1. Разговаривая по телефону, вы должны контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы ни звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» и «Кто говорит?».

4. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, а тот, кому вы звоните, может быть занят, поэтому не стоит обижаться, если вас попросят перезвонить.

5. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета – первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.

Работа в парах

-Как вы общаетесь с друзьями по телефону? Придумайте диалог. Разыграйте его в лицах

 Логическая минутка Анаграмма.

Восстановите слова. Одно среди них лишнее. Вычеркните его.

         ОФЕТЛЕН  АГЗНМИА  ТДАРОСЬ  СОЛОГ  ЧЯМИК  

( ответ: телефон    магазин      радость      голос       мячик      

. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?

– Чему научил вас рассказ «Телефон»?

– Выскажите свое отношение к творчеству Н. Носова, продолжите фразу: «Я люблю книги Н. Носова, потому что они…»

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя по карточкам (см. таблицу

по рефлексии )

•  Если вам урок был понятен и понравился, возьмите карточку…

•  Если вы что-то не поняли или в какой-то момент загрустили, возьмите карточку…

•  И если вам было скучно на уроке, возьмите карточку…

Объясняет домашнее задани

•  Подготовить выразительное чтение рассказа Н. Носова «Телефон» в лицах.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Работают с тестом по рассказу Н. Носова.

Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Барто «Почему телефон занят?»

Читают правила пользования телефоном по карточкам.

.

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки




.


Дата                                   Урок 95

                                        ТЕМА: ЗАПИСЬ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений различать числа натурального ряда от 100 до 1 000, переводить одни единицы измерения в другие, составлять числовые выражения на основе текстового предложения, находить их значения, решать задачи

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать числа натурального ряда от 100 до 1 000, переводить одни единицы измерения в другие, составлять числовые выражения на основе текстового предложения, находить их значения, решать текстовые задачи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,
слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; карточки, на которых нарисованы пучки-сотни

Основные понятия
и термины

Устная нумерация чисел от 1 до 1 000, счет


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Считайте, ребята, скорее считайте.

Хорошее дело смелей умножайте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Скорее работу свою начинайте!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

2. Целеполагание.

– Откройте учебник на с. 41–42, определите тему и цель урока.

Формулируют тему, цель урока.

3. Устный счет

 Решите примеры:

44 : 2         66 : 3         88 : 2         88 : 4      

44 : 22       66 : 33       88 : 22       88 : 44

66 : 22       66 : 2

Выполняют задания


1

2

3

4

«Занимательные рамки».

37

28

98

24

33

– Выполните задания № 3, 8

III. Изучение нового материала

1. Практи-ческая работа (с демонстрационными
наглядными пособиями).

– Отсчитайте 18 единиц.

– Отсчитайте 9, 6, 8, 10 десятков.
Сколько это единиц?

Выполняют задания.

– 10 десятков – сто.

2. Знакомство с названиями новых чисел

– Сто – это одна сотня.

– Как называются 2 сотни? (Показывает карточку.)

– Двести (отвечают, если знают).

– 2 сотни – двести, 3 сотни – триста
и т. д. Обратите внимание на особен-


1

2

3

4

ности состава слов: пять-сот,
шесть-сот.

– Назовите числа, которые состоят
только из сотен.

Отвечают на вопрос.

На доске:

10 ед. = 1 дес., 10 дес. = 1 сот.,
10 сот. = 1 тыс.

– Каждые 10 счетных единиц образуют новую, более крупную единицу
счета.

– Если представить, что 1 см – это единица, то 10 см, или 1 дм, – это десяток, а 1 м – это сотня.

Выполняют в тетрадях записи.

– Развяжите второй пучок-сотню
и присчитывайте к первой сотне
по 1 десятку, то есть по 10 палочек.

– Считаем: 110, 120,
130, ..., 190.

– Развяжите последний пучок-десяток
и присчитайте палочки по одной

– Считаем: 191, 192,
193, …, 199, 200

IV. Первичное закреп-
ление

Работа
по учебнику.

– Рассмотрите еще раз записи в рамках
на с. 42.

Рассматривают записи.

№ 1 (под контролем учителя).

8 сот. + 1 сот. = 9 сот.

1 тыс. – 1 сот. = 9 сот.

9 сот. – 6 сот. = 3 сот.

1 тыс. – 5 сот. = 5 сот.

Выполняют задание
с комментированием.


1

2

3

4

3 сот. · 3 = 9 сот.

8 сот. : 4 = 2 сот.

№ 2 (под контролем учителя).

1) Присчитывайте к 96 по 1 до 100.

2) Присчитывайте к 200 по 100
до 1 000.

3) Отсчитывайте от 200 по 10 до 100.

4) Отсчитывайте от 900 по 100 до 0.

Выполняют задание
с комментированием.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение примеров.

№ 6 (под руководством учителя).

29 : 5 =  (ост. )      35 :  = 4 (ост. 3)

62 : 17 =  (ост. )    35 :  = 2 (ост. 5)

Решают примеры.

2. Решение задачи.

№ 5 (с комментированием у доски).

Решение:

12 · 3 + 50 = 86 (л.) – всего.

О т в е т: 86 листов всего.

С помощью учителя
составляют краткую
запись задачи, записывают решение.

Обратная задача:

После решения основной задачи составляют и решают обратную задачу.


1

2

3

4

Решение:

86 – 12 · 3 = 50 (л.) – белой бумаги.

О т в е т: 50 листов белой бумаги.

3. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 1–2, с. 39

Выполняют задания

4*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику

VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какая информация для вас оказалась новой?

– Что хотели бы уточнить?

– Что показалось непонятным?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы. Делают обобщающие
выводы

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 42, № 7

Задают уточняющие
вопросы

Ш..л  Вася  ранним  утр..  по  б..рёзовой  рощ..  . На ближней  кочк..  он  заметил  з..лёный  ог..нёк. В п..хучей  зел..н..  мал..чик  разгл..дел  крох..тного ч..рв..ч..ка. На ноч..  Вася полож..л  мал..н..кое ч..до ( в) к..р..боч..ку .  Утром  ч..рв..ч..ка не оказалось  на  прежнем мест.. .

Ш..л  Вася  ранним  утр..  по  б..рёзовой  рощ..  . На ближней  кочк..  он  заметил  з..лёный  ог..нёк. В п..хучей  зел..н..  мал..чик  разгл..дел  крох..тного ч..рв..ч..ка. На ноч..  Вася полож..л  мал..н..кое ч..до ( в) к..р..боч..ку .  Утром  ч..рв..ч..ка не оказалось  на  прежнем мест.. .

Ш..л  Вася  ранним  утр..  по  б..рёзовой  рощ..  . На ближней  кочк..  он  заметил  з..лёный  ог..нёк. В п..хучей  зел..н..  мал..чик  разгл..дел  крох..тного ч..рв..ч..ка. На ноч..  Вася полож..л  мал..н..кое ч..до ( в) к..р..боч..ку .  Утром  ч..рв..ч..ка не оказалось  на  прежнем мест.. .

Ш..л  Вася  ранним  утр..  по  б..рёзовой  рощ..  . На ближней  кочк..  он  заметил  з..лёный  ог..нёк. В п..хучей  зел..н..  мал..чик  разгл..дел  крох..тного ч..рв..ч..ка. На ноч..  Вася полож..л  мал..н..кое ч..до ( в) к..р..боч..ку .  Утром  ч..рв..ч..ка не оказалось  на  прежнем мест.. .

Ш..л  Вася  ранним  утр..  по  б..рёзовой  рощ..  . На ближней  кочк..  он  заметил  з..лёный  ог..нёк. В п..хучей  зел..н..  мал..чик  разгл..дел  крох..тного ч..рв..ч..ка. На ноч..  Вася полож..л  мал..н..кое ч..до ( в) к..р..боч..ку .  Утром  ч..рв..ч..ка не оказалось  на  прежнем мест.. .

Урок 118. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Н. Н. НОСОВ  «ТЕЛЕФОН»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи:  способствовать совершенствованию техники чтения; развитию самостоятельной аналитической работы, нацеленной на решение поставленных вопросов; продолжить формирование навыков беглого чтения и првильнойречи;содействовать воспитанию культуры речи, стремления избавляться от своих недостатков

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Н. Н. Носова  «Телефон»;

научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведении Н. Носова, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; соблюдать правила разговора по телефону; участвовать в инсценировании

Метапредметные:

познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст (под руководством учителя), выделяют основную мысль произведения и нравственный урок;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: участвуют в дискуссии; выражают свободно свое мнение; толерантно относятся к мнению сверстников, проявляют уважение к различным точкам зрения, прислушиваются к тому, что говорят другие

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению произведения Н. Носова, усваивают главный урок, извлеченный из рассказа

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Н. Н. Носова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; тест; таблица по рефлексии ; телефон

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

1

2

3

I. Организация

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок.

Сообщают о готовности


.

начала урока

Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

– Начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

к уроку. Определяют са-моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

2. Работа с толковым словарем.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

-С каким произведением вы познакомились на предыдущем уроке? (Н.Носов» Федина задача»

– Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»? (Автор рассказывает о том, как Федя ее решал.)

– Прочитайте пословицы, объясните, какая подходит к произведению Н.Носова «Федина задача»?

•  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

•  Делу – время, потехе – час.

Проводит словарную работу

Потеха -

Синонимы- игра . веселье, развлечение..

Что вам понравилось в рассказе Носова? Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.

– Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н. Н. НОСОВА

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

    а) Лампу;   б) конструктор;   в) машинку;   г) телефон.

2. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

    а) Никто не будет заставлять делать уроки;

    б) никто не будет мешать делать уроки;

    в) никто не мешает включить телевизор.

3. Почему Федя включил телевизор?

    а) Там была интересная программа;

    б) ему хотелось отдохнуть перед телевизором;

    в) чтобы веселей делать уроки.

4. Что передавали по телевизору?

    а) Концерт;   б) фильм;   в) новости.

5. Какая первая песня была исполнена?

    а) Про короля и блоху;

    б) про короля и кота;

    в) про короля и лису.

6. Понял ли он во время ее исполнения условие задачи?

    а) Да;   б) нет;   в) не совсем.

7. Какая вторая песня была исполнена?

    а) Про титулярного советника и царя;

    б) про титулярного советника и генеральскую дочь;

    в) про титулярного советника и генерала.

8. Укажите верное значение выражения «титулярный советник».

    а) Воинское звание в дореволюционной России;

    б) советник царя;

    в) служебный чин в дореволюционной России.

9. Какое слово встречалось в нескольких песнях?

    а) Тройка;   б) колокольчик;   в) золотой.

10. Что привезли в задаче на мельницу?

    а) Ячмень;   б) овес;   в) рожь.

11. Чем закончился рассказ?

    а) Федя решил неправильно задачу;

    б) Федя заснул, ничего не решив;

    в) Федя пошел к своему другу, чтобы тот ему объяснил задачу.

Взаимопроверка(1ч.на оценку)

– Что лучше: дать списать решение или объяснить?

– К кому бы из одноклассников обратились вы за помощью?

– Скажите, бывает так, что, придя домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте чистоговорку про себя.

Те-те-те,

Чайник кипит на плите.

Ле-ле-ле,

Кружка стоит на столе.

Фон-фон-фон,

Старый звучит патефон.

– Составьте из первых слогов чистоговорки – слово. (Телефон.)

– Прочитайте грустно, с вопросительной интонацией, скороговоркой

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

.

Работают с тестом по рассказу Н. Носова.

Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке



Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения Н. Носова «Телефон».

– Отгадайте загадку:

Когда порою одиноко –

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит... (телефон).

– Какой бывает телефон? Когда был изобретен телефон? Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

– Почему у рассказа такое название?

– Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

– Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

– Какие слова это доказывают? Прочитайте.

– Прочитайте, как у ребят появился телефон.


1

2

– Что Мишка сделал со своим телефоном? (Он сначала разобрал свой аппарат, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и вообще остался без телефона.)

– Чем закончился рассказ? (Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лег и быстро заснул.)

– С какой целью Носов написал свой рассказ «Телефон»? Выберите верный ответ.

Варианты ответов:

1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4. Разбудить фантазию читателя.

– Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Найдите и прочитайте восклицательные предложения.

– Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

– Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

– А какие правила пользования телефоном вы знаете?

– Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? О правилах пользования телефоном рассказывает А. Л. Барто в стихотворении «Почему телефон занят?».

– Кому из вас знакома эта ситуация?

– Прочитайте правила пользования телефоном по карточкам (см. ресурсный материал).

Предлагает решить кроссворд (см. ресурсный материал).

– Прочитайте ключевые слова. (Сатира и юмор.)

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.


1

2

– Что острее и обиднее: юмор или сатира?

– О каких людях говорят «человек с чувством юмора»?

Предлагает выполнить тест по рассказам Н. Носова (см. ресурсный материал).

Организует выполнение задания в рабочих тетрадях. Задает вопросы.

– Найдите в библиотеке сборник рассказов Николая Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составьте список.

– Как вы общаетесь с друзьями по телефону? Придумайте диалог. Разыграйте его
в лицах

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Решить задачу из рассказа «Федина задача».

•  Подготовить творческий пересказ произведения «Федина задача» от лица Юры.

•  Подготовить выразительное чтение рассказа Н. Носова «Телефон» в лицах.

•  Сочинить загадку про телефон

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими рассказами Николая Носова вы сегодня познакомились?

– Кто из героев больше всего понравился?

– Чему научил вас рассказ «Телефон»?

– Что бы вы посоветовали Феде?

– Что полезного для себя вы взяли из рассказа «Федина задача»?

– Я предлагаю применить все эти советы и попробовать решить эту задачу дома.

Это и будет ваше домашнее задание: прочитать текст и решить задачу.

– На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать

над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

– Выскажите свое отношение к творчеству Н. Носова, продолжите фразу: «Я люблю книги Н. Носова, потому что они…»


Окончание табл.

1

2

3

4

– Понравились ли вам произведения? Какие чувства они у вас вызвало? О чем заставляют задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя по карточкам (см. таблицу

по рефлексии на с. 55).

•  Если вам урок был понятен и понравился, возьмите карточку…

•  Если вы что-то не поняли или в какой-то момент загрустили, возьмите карточку…

•  И если вам было скучно на уроке, возьмите карточку…

Выбирают карточки
и прикрепляют на доске

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Н. Н. НОСОВЕ

Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актера. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссером «Мосфильма». Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. В 1976 году Н. Н. Носова не стало, но память о нем жива в его веселых рассказах.

«…Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была интересная жизнь и было о чем порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого еще не понимают, а поскольку дети понимают еще меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьезнее взрослых, и они не думают, что они все на свете уже постигли и им ничему не надо учиться».

СТИХОТВОРЕНИЕ А. БАРТО «ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?»

…Придут домой ученики –        – Андрей, что задано, скажи?

И начинаются звонки.        Ах, повторяем падежи?

Звонки без передышки.        Все снова по порядку?

А кто звонит? Ученики,        Ну ладно, трубку подержи,

Такие же мальчишки.        Я поищу тетрадку…

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ

1. Разговаривая по телефону, вы должны контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы ни звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» и «Кто говорит?».

4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться – назвать свое имя.

5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, а тот, кому вы звоните, может быть занят, поэтому не стоит обижаться, если вас попросят перезвонить.

6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета – первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Н. Н. НОСОВА

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

    а) Лампу;   б) конструктор;   в) машинку;   г) телефон.

1. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

    а) Никто не будет заставлять делать уроки;

    б) никто не будет мешать делать уроки;

    в) никто не мешает включить телевизор.

3. Почему Федя включил телевизор?

    а) Там была интересная программа;

    б) ему хотелось отдохнуть перед телевизором;

    в) чтобы веселей делать уроки.

4. Что передавали по телевизору?

    а) Концерт;   б) фильм;   в) новости.

5. Какая первая песня была исполнена?

    а) Про короля и блоху;

    б) про короля и кота;

    в) про короля и лису.

6. Понял ли он во время ее исполнения условие задачи?

    а) Да;   б) нет;   в) не совсем.

7. Какая вторая песня была исполнена?

    а) Про титулярного советника и царя;

    б) про титулярного советника и генеральскую дочь;

    в) про титулярного советника и генерала.

8. Укажите верное значение выражения «титулярный советник».

    а) Воинское звание в дореволюционной России;

    б) советник царя;

    в) служебный чин в дореволюционной России.

9. Какое слово встречалось в нескольких песнях?

    а) Тройка;   б) колокольчик;   в) золотой.

10. Что привезли в задаче на мельницу?

    а) Ячмень;   б) овес;   в) рожь.

11. Чем закончился рассказ?

    а) Федя решил неправильно задачу;

    б) Федя заснул, ничего не решив;

    в) Федя пошел к своему другу, чтобы тот ему объяснил задачу.

КРОССВОРД

Вопросы:

1. Знаменитый астроном сказочного города Коротышек. (Стекляшкин.)

2. Самый умный житель Цветочного города. (Знайка.)

3. Герой, который, поняв свою ошибку, решил вернуться на огород к дедушке. (Котька.)

4. Герой, который перекладывал лишнюю крупу из кастрюли в тарелку. (Мишка.)

5. Жители Цветочного города. (Коротышки.)

6. Головной убор, который ходил по комнате. (Шляпа.)

7. Известный доктор, который лечил коротышек от всех болезней. (Пилюлькин.)

8. Что было на сковородке, когда Мишка решил пожарить рыбу? (Масло.)

9. Как звали мальчика, который сам пришил заплатку на штаны? (Бобка.)

10. Герой, очень любивший газированную воду с сиропом. (Сиропчик.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский " Весёлые рассказы для детей. "Чебурашка"

Урок открытия новых знаний спланирован в соответствии с требованиями ФГОС, формирует нравственные представления, учит сопереживать героям, не похожим на других, создаёт условия для формирования читате...

Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказы о детях. А.П. Платонов “Еще мама” УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:знать о жизни и тво...