«Умеет ли разговаривать природа?»; 1 класс.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока литературного чтения (обучение грамоте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения | 109.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (обучение грамоте) «Умеет ли разговаривать природа?» Место проведения: 1 класс
Учитель Платицына С.В.
УМК "Перспектива"
Цель урока:
- научить детей понимать язык природы, ценить ее и сопереживать ей
Задачи:
• обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
• развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу,
воображение, память, произвольное внимание, речь.
• воспитательные - воспитывать доброту ко всему, что нас окружает, умение чувствовать красоту слова,
взаимоуважение.
Задачи урока:
• Создать условия для отработки темпового чтения.
• Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы
между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснять название текста.
• Организовать работу в группах, парах.
• Способствовать развитию желания придумывать свой рассказ по заданной теме.
Личностные УУД:
-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
-изучение нового материала
Формы работы учащихся
-фронтальная работа
-работа в парах
-коллективная работа
Необходимое техническое оборудование
мультимедийный проектор
компьютер
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока
3. Актуализация знаний
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
5. Итоги урока. Рефлексия.
Планируемые результаты:
• Научиться читать небольшой текст с использованием правил выразительности:
делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснить название текста.
• Плодотворная работа в группах, парах.
• Разнообразные рассказы детей по заданной теме.
• Метапредметные результаты
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции
Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока.
Предметные: рассматривание портрета писателя
Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность).
Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст.
Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте
Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение к деятельности 1 МИН.
-Здравствуйте!.
( Стихотворение)
I этап. Стадия вызова
А. Л. Барто «Сильное кино»
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла. (4)
-кто с кем общается? (люди)
- как проходит общение?
-почему девочка ничего не поняла?
(Правила общения)
А как вы думаете, умеет ли разговаривать природа? (ответы детей в таблицу)
знаю | Не знаю | Хочу знать больше |
(Анализ ответов) вывод: недостаточно знаний
-Как по вашему мнению она говорит?
-Что может разговаривать в природе? Давайте соберем все ваши предположения в одну корзинку (по щелчку появляется корзина).
Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок (о природе, о разговоре природы с человеком)
2 этап. Стадия осмысления 2 МИН.
Я люблю побродить по зеленой стране
Здесь друзей заводить очень нравиться мне
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет
В той стране благодать, удивительный свет
Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет
Загляни – ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.
- о чем это стихотворение?
-Какая бывает природа? (живая и неживая) Какая же природа умеет разговаривать? (птицы, звери…) А может ли с нами говорить природа неживая?
Динамическая пауза
Зайцы бегали в лесу
Повстречали там лису.
Прыг-скок, прыг-скок
Сели под кустом и сидят
.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности 3 МИН.
Так о чём мы будем сегодня говорить и читать?
Значит, мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа?» Откройте Азбуку на стр. 84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочитайте тему по учебнику все вместе. А какая будет цель урока?
(Научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит)
Открытие нового знания 2 МИН.
Мы много говорим, мы много участвуем в беседах, много читаем и слушаем из разных источников информации потоки слов и предложений, но при этом остаемся глухи к истинным звукам мира. Где-то на уровне подсознания, когда нас тянет на природу, в горы и к морям, мы осознаем важность процесса происходящего там, но не наученные истинному общению с Вселенной, мы проходим мимо важных ответов на важные для нас вопросы. Природа ищет пути донести до нас смысл нашего бытия, мы отмахиваемся, заглушая эти попытки электронной музыкой, телевизорами, шумами деланного веселья и рокотом моторов.
Тогда Вселенная находит свои способы вернуть нас к пониманию: морской прибой нашептывает нам мудрые мысли, Луна своими фазами подсказывает правильные ритмы жизни, цикличность суток и времен года настраивают нас на нужный режим. Мы же в суматохе не обращаем на это внимание, демонстрируя ей полное непонимание процессов, происходящих во Вселенной, частью которой является каждый из нас.
Понять красоту природы нам помогают поэты, композиторы, художники
- ( слайд). Вы видите портрет И.Токмаковой. которая услышала необычный разговор в природе.
На стр. 84 есть стихотворение И.Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрацию к нему. Как вы думаете, кто главные герои? Что такое ива? Как художник изобразил их общение? О чём же могут говорить Ива и Дождь?
« Дерево предсказаний»: кластер
О чем произведение? |
Сейчас в группах попробуйте обсудить и составить рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». В каждой группе есть костюмы ивы и дождя. Кого вы определите на роль ивы и дождя, те артисты и будут выступать перед нами.Не забудьте изобразить характер и настроение героев. Желаю вам удачи!
(две группы. Во время работы групп я помогаю детям, предлагая варианты тем, на которые могут разговаривать Ива и Дождь. Но решают сами дети, о чём будет идти разговор героев, и кто будет представлять свой рассказ)
Выступление артистов. Аплодисменты.
Чтение стихотворения. Анализ.
-Угадали ли вы, о чем разговаривала ива с дождем?
-Как поэт оживил иву и дождь? Прием, когда предмету приписывают качества человека называется олицетворением.
Групповая дискуссия. Синквейн после первичного чтения
На доске есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению.
1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, беспокойный, радостный, заботливый, добрый
2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, любознательная
3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное
(На слайде те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами
-Какими словами вы описали свое настроение?
-По какому признаку они сформированы?
-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
-слова с общим лексическим значением называются синонимы
Работа в парах. Чтение по ролям.
Обучение грамоте (письмо)
-Разговором наших друзей заинтересовалось….
Кто, отгадайте загадку.
-Желтое с горячими лучами.
-Откройте свои тетради на стр.58 и напишите отгадку. Составьте схему этого предложения.
А сейчас мы немного отдохнем.
За солнышком вслед наши глазки пойдут, в танце весеннем они отдохнут (слайд)
Читаю следующее задание
Найди в записи слова. Запиши предложения. Где поставишь точку, а где - вопросительный знак?
Работа с деформированным текстом
На доске схемы предложений
-- ---- ---- ----- ----.
---- ----- ---- -----?
Соотнесите предложения и схемы
Отгадайте эти загадки._
_ а как эти предметы с нами разговаривают?
Подведение итогов 2 МИН.
-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей).
Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
-Но природа хочет к себе бережного отношения. Она прислала вам свое послание.
_что это? (цветик- семицветик)
- Что она хочет нам сказать?
Рефлексия деятельности 2 МИН.
Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? С кем мы разговаривали на уроке? (….) А что происходит в природе, если встречаются дождик и солнышко? (Появляется радуга). Радуга тоже разговаривает с нами, передавая настроение своими цветами. Посмотрите на экран, и скажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. (слайд)
Молодцы, спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Умеет ли разговаривать природа. Стихи Н.Матвеевой". УМК"Перспектива".
В данной презентации содержатся фото и аудиофайлы голосов птиц, также краткая биография Н.Матвеевой и её портреты....
Урок литературного чтения в 1 классе в рамках технологии проблемного обучения на тему: "Умеет ли разговаривать природа?"
На этом уроке через фантазию и творчество ребята убеждаютсяв том, что природа умеет "разговаривать"....
Умеет ли разговаривать природа?
Презентация к уроку литературного чтения. 1 класс....
Урок литературного чтения(обучение грамоте)в 1 классе ТЕМА: « УМЕЕТ ЛИ РАЗГОВАРИВАТЬ ПРИРОДА?»
конспект урока литературного чтения в 1 классе...
Умеет ли разговаривать природа?
Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиямиУМК «Перспектива»....
Конспект урока окружающего мира "Что умеет компьютер" для 1 класса
Урок соответствует требованиям ФГОС,с применением системно - деятельностного подхода....
2 кл. 10 ур. "Умеет ли разговаривать музыка?"
laquo;Музыка. 2 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...