Конспект открытого урока в 1 классе. Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»
материал по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока "Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры» составлен в соответствии с требованиями ФГОС для изучения в 1 классе для дополнительного чтения. Программа :"Школа 2100" .
Использование на уроке межпредметных связей,мултимедиа.
Урок направлен на формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации),ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами,определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех
<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила общения : Высказывается каждый желающий участник; Ответив сам, выслушай других; Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому; Вам помогут слова « я согласен, я присоединяюсь, я думаю по-другому ».
Михаил Коршунов «Рисунок с натуры»
Живая природа
Удалось ли Федоту осуществить свой план? Виновата ли в этом кошка? О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?
До встречи!!!
МОЛОДЦЫ!!!
«Золотое правило» нравственного поведения « Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»
Благодарю за урок !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До встречи!!!
МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №24 города Ставрополя.
Конспект открытого урока в 1 классе
по литературному чтению
Тема: Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ гимназии №24 города Ставрополя
Галина Алексеевна Антонникова
г.Ставрополь 2014 г
Цели:
- обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием рассказа Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»; освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание»; освоить алгоритм работы единым классом, в паре.
- развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт обучающихся.
- воспитывающая - способствовать развитию у обучающихся чувства сострадания, сопереживания.
- здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
1.Присоединение. Мотивация.
Учитель: слайд 1
Урок литературы. Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите на гостей, улыбнитесь, подарите частичку доброты и тепла. Сейчас внимание на меня!
Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.
2.Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
- Единый класс
- Мы начнём наш урок, работая единым классом, то есть все вместе.
Вспомним правила общения: слайд 2
- Высказывается каждый желающий участник;
- Ответив сам, выслушай других;
- Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
- Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна), я думаю по-другому».
- О чём мы должны помнить? (Мы одна дружная семья)
Подумайте, поразмышляйте, а для чего вам надо уметь хорошо читать, то есть правильно, выразительно, быстро. Как это пригодится вам в дальнейшем?
Молодцы!
Давайте посмотрим, какова же тема сегодняшнего урока. Слайд 3
- Откройте учебник, на стр.146.
3.Работа с заглавием.
- Прочитайте автора произведения. Знаком ли этот автор? (да)
- Как называется произведение? - К какому жанру относится? (стихотворение, рассказ, сказка)
- Можно ли по одному названию определить о ком пойдёт речь в произведении?
- Рассмотрим иллюстрацию.
Давайте предположим, о чём или о ком будет это произведение. Отгадайте, какой герой нам встретится?
Мордочка усатая, шубка полосатая, чисто умывается, с водой не знается.
4.Совместное открытие новых знаний.
Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Знакомство с рассказом Михаила Коршунова «Рисунок с натуры».
- Прочитайте, правильно ли мы с вами предположили?
- К какому жанру относится произведение? (рассказ) Почему?
Чтение текста учащимися по частям.
1 часть.
- Что предложила сделать учительница?
- Как вы понимаете, что такое стенгазета?
- Что же было задано ребятам на дом?
- Что значит «рисунок с натуры»?
- Что же может служить сюжетом из живой природы? Слайд 4
- В первой части появился герой рассказа. Как его зовут?
- Что придумал Федот?
- Как вы понимаете выражение «возник план»?
- как бы вы озаглавили эту часть?
2 часть.
- Во 2 части появился новый герой. Как его зовут? (Тоська)
- Почему мальчиков автор называет по-разному: одного – Федот, а другого – Тоська (или Антон)?
Как бы вы озаглавили эту часть?
3 часть.
- Почему автор написал, что кошку надо ловить умеючи?
- Почему кошка не даётся братьям?
- Почему автор говорит, что на этот раз кошка забыла о предосторожностях?
-Как обращаются братья с кошкой? Они поступают правильно?
- Каким показан Федот в этой части? (Он любит командовать, распоряжаться)
Как бы озаглавили 3 часть?
5.Давайте отдохнём! Физкультминутка! Отдельно!
-Ребята, я вам открою секрет, автор тоже озаглавил эти части, давайте посмотрим в тетрадь на стр.39 3 задание. Сравним с нашими названиями частей.
Работа в паре.
Все ли части озаглавил автор? (нет) Как вы считаете, какое задание мы сейчас будем делать? Это сложное задание? Не волнуйтесь, у нас всё получится. Мы будем работать в паре. Итак, задание: Прочитайте рассказ до конца и озаглавьте 1 ряд – 4 часть, 2 ряд – 5 часть, 3 ряд – 6 часть. Заголовок части обсудите в паре.
Проверяем! 4 часть-Кошка не желает лежать спокойно или Братья обводят кошку.
5 часть-Рисунок не получился. 6 часть - Рыжий рисунок или Кошке понравился рисунок.
Рефлексия.
Что нужно было сделать? Удалось ли получить результат? Вы смогли выполнить это задание?
- Поднимите обе ручки вверх, если справился с заданием сам.
- Поднимите одну ручку, если помогли одноклассники.
Молодцы, мы справились!
6.Итог урока.
Учитель:
- Следующее задание выполним в паре, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. слайд 5
При ответе используйте слова – помощники:
Я думаю, что…
Я думаю иначе…
Я согласен и тоже считаю, что…
Я с тобой не согласен, потому что…
Обобщающие вопросы:
- Удалось ли Федоту осуществить свой план – нарисовать самый большой рисунок с натуры для стенгазеты? (Нет)
- Виновата ли в этом кошка?
- О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план? Думал ли он о кошке? Он забыл, что стремясь достичь цели, мы должны не нанести вред другим. Он забыл про «золотое правило» нравственного поведения «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» слайд 6
Помогите Федоту справиться с заданием: дома сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради на стр.40).
- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Мы должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».
7.Рефлексия.
Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.
САМООЦЕНИВАНИЕ
Ребята, на слайде вы видите« дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете свою работу на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. Вверху, внизу или посерединке.
Слайд № 7
-Мне понравилось, как вы дружно работали, были активными, и я свое солнышко поместила на самой верхушке дерева.
-Молодцы!
-Благодарю всех за урок!
Слайд 8
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: «ЛЮБИТЕЛЬ» ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (рассказ М. Коршунова «Рисунок с натуры»).
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
1.Чтение наизусть стихотворения А. Шибаева «Без ужина». 2. Выразительное чтение стихотворений о собаках (домашнее задание детей). | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | I. Упражнения в технике чтения (тетрадь, задания I.1, 2, с. 39). – Откройте учебники на с. 146. ΙI. М. Коршунов «Рисунок с натуры». 1 7 1 2 2 1 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название, фамилию автора. Знаком ли нам автор? – Может ли название рассказа подсказать нам содержание произведения? – А иллюстрация? Предположения детей. – Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения? – Как вы думаете, чем будет отличаться этот рассказ от стихотворения «Без ужина»? Предположения детей. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение учителя. Книги у детей закрыты. По ходу чтения учитель ведёт «диалог с автором» и при необходимости комментирует текст. Михаил Коршунов «РИСУНОК С НАТУРЫ» 1 После уроков учительница Нина Ивановна сказала: – Не выпустить ли нам стенгазету? – Выпустить! – закричали ребята. (Вам понятно, что предложила учительница? Стенгазета – сокращённое от «стенная газета», большой лист, на котором помещаются статьи, стихи, рисунки на какую-то тему, их делают сами ребята. Вешают такую газету на стену.) – Задаю на дом рисунок с натуры. С натуры – это значит нарисовать то, что перед вами, что вы видите. Возьмите какой-нибудь сюжет из живой природы. (Сюжет – картинка живой природы. Вот вы что бы нарисовали?) У Федота возник план: он так нарисует живую природу, что рисунок будет самый натуральный и самый большой. (Натуральный – похожий на живую природу.) Поэтому займёт в стенгазете больше всего места. (Почему ему хочется, чтобы рисунок занял больше всего места в стенгазете?) 2 Федот взял большой лист бумаги, расстелил на столе. Приготовил карандаш и подозвал младшего брата Тоську. (Как зовут младшего брата? Тоська – от какого имени?.. Антон.) – Будешь помогать? – А чего помогать? – Рисунок с натуры делать. С живой природы, понимаешь? Наша кошка – это живая природа. Мы её будем рисовать. (А кошка – это живая природа? Да, значит, её можно нарисовать.) 3 Кошку надо ловить умеючи. (Интересно, зачем вообще её ловить? Этот вопрос задаётся как риторический, ответа учитель не ждёт.) Братьям она не даётся. На этот раз кошка забыла о предосторожностях и уснула на стуле. («На этот раз забыла о предосторожностях» – значит... Дети предполагают: возможно, кошку братья и раньше зачем-то ловили.) Братья схватили её за лапы и унесли к столу. (Представили? Как вы думаете, кошке это понравится? А зачем они её поймали? Как собираются рисовать? Предположения детей.) – Клади на бумагу! – распорядился Федот. («Распорядился» – Федот ведёт себя как старший, командует.) – А-а... – кивнул Тоська. – Сводить. – Не сводить, а обводить. Крепче держи! – Федот взял карандаш и начал обводить кошку. (Вот, оказывается, зачем им понадобилась кошка!) 4 Кошка не хотела лежать спокойно. Дёргалась, шипела. Карандаш прыгал, соскакивал с бумаги. – Да растяни ты её за лапы! – кричал Федот. – Сам тяни! Она брыкается. Кошка взбрыкнула. Тоська выпустил её, и она спрыгнула со стола. Но удрать не успела: Федот поймал и опять уложил на бумагу. (Зачем во второй раз ловит? А можно кошку точно так же положить? Представляете, какой рисунок получится!) – А усы ты тоже будешь обводить? – Нет, сам нарисую. – Шесть усов, – посчитал Тоська. – С каждой стороны шесть. 5 Кошка ворочалась, корябала бумагу и наконец вырвалась и убежала на кухню. Тоська поглядел на рисунок. (Что, по-вашему, он там увидит?) – Колбаса какая-то с рогами. – Поговори у меня! – сказал Федот. (Федоту явно не понравилось мнение брата о его рисунке!) Он сам не очень был доволен рисунком. «Ничего, – утешал он себя, – раскрашу в рыжую полоску, и все поймут, что кошка». И Федот взялся за краски и кисти. (Поможет это, по-вашему?) 6 Вечером, когда Федот уже спал, под его кроватью лежал и сушился рыжий рисунок. А на рыжем рисунке спала кошка. 2) Вопросы после чтения. – Что вам показалось самым смешным? Если рассказ детям понравился (это будет видно по их эмоциям), можно предложить им перечитать рассказ про себя. 3) Беседа: а) Получился ли у Федота натуральный рисунок, то есть как в жизни, очень похожий? б) Если колбасу с рогами раскрасить в рыжую полоску и пририсовать 12 усов, а потом на невысохший рисунок положить кошку, что получится? в) Не приходилось ли вам самим так рисовать? г) А вообще, по-вашему, Федот умел рисовать? д) Рисунок явно не получился. Интересно, понесёт ли его Федот в школу? Мнения детей могут быть разными. 4) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Работа с текстом после чтения. 1. – Мы познакомились с двумя героями в этом рассказе. Что вы можете рассказать о каждом из них? В ходе беседы нужно обязательно выйти на характер Федота и поговорить о том, что он на самом деле не только любит командовать, обидчив и т.д., но и не очень-то любит живую природу, которую хочет нарисовать лучше всех. Похоже, кошке доставалось от него не раз, и клички у неё нет... 2. – Как бы вы озаглавили части этого рассказа? 3. Составление плана (задание II.2 в тетради, с. 39). | |
ΙV. Итог. | – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? 4 | |
V. Домашнее задание (по желанию). | – Помогите Федоту справиться с заданием: сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради, с. 40). Подготовьте выразительное чтение самого смешного фрагмента рассказа или диалога братьев (задание 4 со с. 148 учебника). |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые прочитали стихотворение наизусть.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
2. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые составили рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"
Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...
Окружающий мир. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Конспект открытого урока. 2 класс.
Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"....
Урок литературного чтения Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»
Данное произведение рассматривается в 1 классе по ОС "Школа 2100".Включены конспект урока и презентация....
Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.
Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...
План-конспект открытого урока 1 класс.
План-конспект открытого урока 1 класс....
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...