Н Сладков «Неслух» -урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Урок литературного чтения в 3 классе  Н Сладков «Неслух»нацелен на создание условий  для знакомства с новым жанром литературного произведения – рассказом, содействует отработке навыка чтения и пересказа; учит слушать и слышать художественный текст (воспринимать смысл между строками); содержание урока способствует  привитию любвик родной природе через художественную литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_cht_neslukh_dlya_stud_i_rod_3_kl.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

 Н Сладков «Неслух»

Цель: создать условия для знакомства с новым жанром литературного произведения – рассказом, определять его тему;

содействовать отработке навыка чтения и пересказа; умению слушать и слышать художественный текст (смысл между строками);

 прививать любовь к родной природе через художественную литературу.

Оборудование:

Портрет Н. Сладкова, выставка книг Н.Сладкова, задания для работы в группах, карнавальная шапочка медведя,  набор опорных слов на доске.

Ход урока:

1.  Актуализация знаний: проверка домашней работы:

-Как называется такое средство выразительности в художественном произведении, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими? (сравнение)

-Приведите пример сравнений из произведения Н.Некрасова «Крестьянские дети».( «И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной».)

-Можно ли следующие выражения  назвать примерами сравнений:

1.Лес, словно терем расписной;

2.Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

--Для чего автор использует такой приём? (Более точно характеризует предмет.)

-Что, кроме приёма сравнения, объединяет приведённые примеры? (Жанр – стихи.)

2. Работа по теме урока:

Сегодня мы познакомимся с творчеством Н. Сладкова, подумаем, к какому литературному жанру относится его произведение, чем отличается от других  жанров,  попробуем заглянуть между строк (Что - то можно узнать об авторе после чтения его произведения? Что он хотел сказать нам?)

Предлагаю продолжить работу в группах.

Задание для первой группы: 

Распределите слова – опоры в группы. Составьте обложку произведения.

сказка     рассказ   название  повесть  стихи  басня   автор пословица  жанр

- Объясните, почему так названо произведение?

   

Задание для второй группы:

- Составьте рассказ о Н. Сладкове и познакомьте с ним весь класс. ( Предложен деформированный текст)

Николай Иванович Сладков родился в обычной  рабочей семье в Москве, а учился и потом жил в Ленинграде. В этом же городе он познакомился с Бианки, которого всю жизнь считал  своим учителем.

Николай Иванович Сладков был настоящим исследователем  природы. Он вел дневники наблюдения за природой и понял, что «загадки в лесу – на каждом шагу» Писатель вслушивался, всматривался, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

 Выдумщик, сказочник, натуралист, Николай Иванович Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы», «Жизнь на песке», «Дети радуги», «Подводная газета».

_ (Учитель)  Обращаю ваше внимание на выставку книг  Н. Сладкова.

Добавлю, что начало всех произведений Н.Сладкова в его дневниках наблюдений. Он любил природу, животных и призывал людей: «Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

-А почему на выставке его произведение в окружении книг Паустовского, Бианки, Пришвина, Скребицкого?  (Одна тема – природа.)

Задание для третьей группы:

- О ком нам рассказал автор? Составьте план рассказа о приключениях медвежонка. (В помощь предложен деформированный план)

1) Медвежонок и пень.

2) Медвежонок и камень.

3) Медвежонок и гриб.

4) Медвежонок и лягушка.

5) Медвежонок и мамаша.

_ Проверка работы в группах.

3.Отдых: Снятие динамического мышечного напряжения. 

4.Чтение и обсуждение  текста.

 А) Словарная работа:

-Чтение слов с доски: два зверька полчка, потрусил дальше, тряхнул курдючком,  похромал дальше, мишка плетётся.

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 Почему медвежонок удрал от матери?

Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.) Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

Зачем медведица ударила малыша? Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

Соответствует ли название содержанию?

Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

Как называется добрый смех? (Юмор.)

Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

5. Отдых: Снятие динамического напряжения мышц глаз.

6. Отработка навыка пересказа.

- Представь себе, что это ты неслух, превратиться в медвежонка тебе поможет медвежья шапочка. Расскажи о твоей встрече с пнём. Начни так: «Я выскочил на поляну и увидел пень. …» (и т.п.)

7. Итог урока:

- С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?

-Чем он отличается от, например, сказки, стихов?

-Чему новому мы научились на уроке? (Пересказ от лица героя.)

- Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?

8. Домашнее задание.

 Перечитайте рассказ и сделайте свой выбор:

а) подготовьте пересказ от имени мамаши или

в) подготовьте вопросы по содержанию для шапки вопросов.

Задание для первой группы: 

Распределите слова – опоры в группы. Составьте обложку произведения.

сказка     рассказ   название повесть  стихи  басня   автор пословица  жанр

   

- Объясните, почему так названо произведение?

Задание для второй группы:

- Составьте рассказ о Н. Сладкове и познакомьте с ним весь класс. 

……………………………………………………………………………………

Николай Иванович Сладков родился в обычной  рабочей семье в Москве, а учился и потом жил в Ленинграде. В этом же городе он познакомился с Бианки, которого всю жизнь считал  своим учителем.

……………………………………………………………………………………

Николай Иванович Сладков был настоящим исследователем  природы. Он вел дневники наблюдения за природой и понял, что «загадки в лесу – на каждом шагу». Писатель вслушивался, всматривался, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

……………………………………………………………………………………

 Выдумщик, сказочник, натуралист, Николай Иванович Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы», «Жизнь на песке», «Дети радуги», «Подводная газета».

……………………………………………………………………………………………………………….

Задание для третьей группы:

- О ком нам рассказал автор? Составьте план рассказа о приключениях медвежонка. (В помощь предложен деформированный план)

 Медвежонок и лягушка.

                  Медвежонок и гриб.

                             Медвежонок и пень.

                                             Медвежонок и мамаша.

                                                                     Медвежонок и камень.

сказка

    рассказ

  название

 повесть

 стихи

 

басня  

 автор

пословица

жанр

Медвежонок и пень.

Медвежонок и камень.

Медвежонок и гриб.

Медвежонок и лягушка.

Медвежонок и камень.

Медвежонок и мамаша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Сладков « Без слов», УМК «Перспектива»

Тема: Н. Сладков « Без слов»Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Н. Сладкова и его биографией; формирование интереса и любови к чтению стихотворных произведений;Планируе...