План урока.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Карпунцова Светлана Николаевна

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukvarya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б».

 

Цели урока (предметные):

- знакомство со звуками [б], [б'] и буквой, которая их обозначает;

- формирование навыка чтения слогов, слов;

- развитие фонематического слуха;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие связной устной речи учащихся.

 

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:  карточки для индивидуальной работы  учащихся,  конверт с условными обозначениями звуков, наборное полотно, отрезки шерстяной пряжи длиной 50 см на каждого учащегося, рисунки человечков для этапа рефлексии.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

Шла сегодня на урок и получила письмо от почтальона. Письмо для нашего класса с заданием на сегодняшний урок. Вы хотите узнать что в этом письме написано?

Тогда отгадайте загадку.

(отгадка: баран)

Догадались какая буква пришла к нам на урок? (вывешиваю плакат с буквой Б)

II. Повторение. Проводится игра «Путаница».

( буквы вперемешку стоят на наборном полотне)

А   Н  П   О   М   К   У  Л    Т    И    В   З  С  Ы  Р

     -На какие группы вы поделили бы эти буквы?

     - Правильно, на гласные и согласные.

- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).
 

III. Формулирование  учащимися темы урока.

Отгадайте загадку.

Заплелись густые травы,

Закудрявились рога,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога… (баран)

- Произнесем слово «баран» и потянем первый звук (б-б аран).

- Какой звук услышали в начале слова? ([б]).

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы познакомимся со звуками     [б] и [б’],  буквами, которые  их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).

 

IV. Знакомство с новыми звуками и буквами.

 

1. Фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

Проводится по «Азбуке» стр.97

-  Сколько слогов в слове «зебра»? (Два слога).

- Как вы определили, что два слога? (По количеству гласных звуков)

- Какой слог в этом слове ударный? (Ударный слог первый, «зеб»).

- Какой последний звук в слоге «зеб»? (звук [б]).

- Дайте характеристику  звуку [б].

(Звук [б] - согласный, так как при его   произнешении  воздух встречает преграды (губы ); слышится голос, значит – звонкий; произносится твёрдо – твердый).

- Сколько слогов в слове «голуби»?

(В слове «голуби» три слога).

- Как вы узнали?

 (В этом слове три гласных звука).

- Какой слог в  слове «голуби» ударный?

 (Ударный слог первый, «го»).

Назовите третий слог? (би)

- Какой первый звук в слоге би?

(Первый звук [б’]).

- Дайте характеристику  звуку [б’].

 (Звук [б’] - согласный, так как при его произнесении  воздух встречает преграды (губы,) слышится голос, значит – звонкий; произносится мягко – мягкий.)

- Что общего в звуках [б] и [б']?

(Эти звуки - согласные, звонкие).

- Чем отличаются эти звуки?

 (Звук [б] – твёрдый, а звук [б'] – мягкий)

- Какой буквой в данных словах можно обозначить эти звуки? ( буквой «б»).

 

2. Конструирование буквы «Б» из разных материалов.   

Выкладываем из палочек букву Б, шерстяные нитки, а некоторые дети лепят из пластилина.

 При демонстрации индивидуальных образов буквы  идёт словесное оценивание  результатов друг друга

 

3. Пропедевтика создания учащимися собственных мини-проектов.

- Как вы думаете, на что похожа буква «б»? (Ответы детей)

Учитель: 

  Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся будь здоров.

Богатырь Борис Петров

4.Чтение слогов по Азбуке

5. Физминутка.

 Игра «Поймай звук»

Учитель произносит слова. Если в слове слышится твёрдый звук [б] - встают мальчики, если мягкий звук [б’] - встают девочки.

СЛОВА: берёза, берет, бабочка, белка, барабан, бублик, Буратино, богатырьбор,

 

          бидон, банка, болтушка.

6.Сравнительный фонетический анализ слов

 

Учитель:        Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

           -  предлагаю вам прочитать слова с новой буквой.

 

зеб/ра    бе/рё/за      коб/ра             ду/бин/ка            боб/ры                   бул/ка

( сначала читают все хором, затем мальчики, а потом девочки)

   -На какие группы вы поделили эти слова?

по слогам, по ударениям, одушевлённые и неодушевленные и т.д.)

 

7.Звуко-буквенный анализ слова

-Отгадайте загадку

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(белка)

-Составьте слово из разрезной азбуки.


Белка

      -Составьте схему к этому слову

 (Самостоятельная работа)

 

-Дайте звуко-буквенный анализ этого слова

(в слове белка – 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных, 2 твёрдых,

1 мягкий)

         V.Работа над развитием речи.

 

1.Чтение текста про белку в  Азбуке, стр.97

 

2. Беседа по содержанию прочитанного текста.

  –Где были дети?

  - Какие деревья росли в парке?

   -Что интересного они увидели?

   -  Как озаглавили текст?  (обсуждение)              

- Прочитайте слова с новой буквой, начиная с первого предложения (были, белка, была, брала, баранки).

-Видели ли вы когда нибудь белку? Расскажите о ней.

(рассказ детей)

3.Работа по иллюстрации на стр.96 в «Азбуке».

 

-Фрагмент какой сказки изображён в учебнике?

( «Сказка о царе Салтане»).

-Кто автор?

(А.С. Пушкин) портрет Пушкина на доске

-Что вы знаете о Пушкине?

(Группе детей было дано задание сделать небольшие сообщения о творчестве А.С. Пушкина).

-Расскажите, что изобразил художник на картине?

-Прочитайте строки под иллюстрацией.

-А кто читал эту сказку у А.С.Пушкина полностью?

        VI. Игра «Буква заблудилась»

в.лк

к.бан

б.рсук                     о    а   у    е   и

б.лка

л.са

  - Как можно назвать, одним словом этих животных?

        (дикие)

VII. Итог урока.   

- Расскажите, что вы узнали про букву Б.

-Чем запомнился урок?

VIII. Рефлексия урока.

На доске рисунки трёх человечков.

Сделай  так, как человечек,

если:

- руки вверх - этот человечек усвоил новое знание,

- руки в стороны - этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,

- руки вниз - этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.

Пользовалась материалом - http://test.web2edu.ru - Дьякова Екатерина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 4 классе "Зона субтропиков.Черноморское побережье Кавказа"+ план урока

План урока и презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру...

план урока по окружающему миру Тема урока: «Насекомые» 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Класс: 1 Проблема исследования: Пауки – это насекомые? Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследо...

План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...