Поурочное планирование по литературному чтению 2 класс(Один раздел)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В данном материоле представлено поурочное планирование по литературному чтению, раздел учебника "Люблю природу русскую. Зима". Авторы учебника для 2 класса Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и другие, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_65_stikhi_o_pervom_snege.docx | 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 65 Стихи о первом снеге
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме, первом снеге; развивать память, внимание и навык выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
Оборудование: карточки со словами без гласных; репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».,
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Актуализация знаний
Учитель читает вступительную статью к разделу, дети следят по тексту.
- Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА? (О чем он вспоминает, когда слышит слово «зима»?)
- Чем стихотворения отличаются от прозы?
- Прочитайте про себя загадки на странице 189. Среди них найдите стихотворные.
- Какая загадка не является стихотворением? Почему?
- Соответствуют ли рисунки загадкам?
- Назовите правильные отгадки.
- Что значит «СЕРЕБРОМ ДЕРЕВЬЯ УБИРАЕТ»? Как вы понимаете эти слова?
III. Постановка цели урока
- Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».
- Какое впечатление она на вас произвела?
- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?
- Какие вопросы у вас возникли?
- Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.
IV. Изучение нового материала
1. Чтение стихотворения И.А. Бунина учителем.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Какой день, какую погоду вы себе представили?
- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.
- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.
- Расставьте паузы в этом стихотворении.
- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?
- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:
Ярким пурпуром (Ударение на 1 слоге) пред закатом (не перед!)
- Словарная работа: объясните слова – ярким пурпуром(красным цветом);
вереница (расположение чего-то рядом, одного за другим, употребляется чаще по отношению к живому, движущемуся).
2. Выразительное чтение 2-3 учениками.
3. Выразительное чтение учителем стихотворения К. Баль
монта.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.
- Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.
- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?
- Как поэт называет небо? Почему?
- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.
- Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две-длинная.
- Прочитайте выразительно
4. Выразительное чтение 2-3 детьми.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Техника чтения, словарная работа.
- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.
Кру-жит-ся - кружится рас-сте-лйть - расстелить при-кор-нул - прикорнул са-лаз-ки - салазки
- Объясните значение двух последних слов.
- Прочитайте про себя стихотворение Я. Акима. Какое настроение передает автор стихотворения?
- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Давайте расставим знаки пауз. (Дети с помощью учителя расставляют паузы.)
- Прочитайте выразительно.
- Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.
- Ответы на вопросы № 1,2, 3 на с. 193 учебника.
VII. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение
На этом уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Итог урока
- Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.
Какое же из них больше подходит для описания картины
Пластова? Докажите свою точку зрения.
- Какое из них вам особенно запомнилось?
Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение с.190-193
Урок 66. Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет Тютчева, сборники его стихов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
Раз-два!
Вот и поскользнулся...
Раз-два!
Чуть не кувыркнулся...
Раз-два!
Крепче на ногах!
(С. Черный)
Чтение стихотворения «птичьим базаром». Коллективное обсуждение интонации. Чтение с дирижированием.
III. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть понравившихся стихотворений
IV. Введение в тему
- Мы послушали стихи о первом снеге. Кто из вас любит зиму? Что вам в ней нравится?
- Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.
- Белый снег на черную землю, и то к лицу.
- Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
- Первый снег выпадает - сорок дней до зимы. (Дети читают и объясняют смысл.)
- Какую из этих пословиц можно соотнести к стихотворению
Е. Аксельрода:
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.
V. Физкультминутка
VI. Новая тема
1. Рассказ учителя.
Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое написал Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Поэт родился в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, не стремившийся к служебной карьере, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином-помещиком. Мальчик испытал сильное влияние матери, Екатерины Львовны (урожденной Толстой), женщины умной, нервной и впечатлительной.
Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.
2. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения
Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...».
После чтения:
- Можно ли утверждать, что это стихотворение передает любовь поэта к своей родине, к ее природе?
Какие слова и выражения были непонятны?
Бахрома-тесьма для обшивки чего-либо с рядом свободно свисающих нитей, кистей.
Мещет - от слова «метать» - бросать, кидать.
3. Работа над выразительным чтением стихотворения.
VII. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение
На этом уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Итог урока
- Какое стихотворение прочитали на уроке?
- Кто его автор? О чем оно?
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения с.194
Урок 67. С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»
Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет Есенина, сборники его стихов, репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.
III. Постановка цели урока
- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта.
(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты... (H. Браун)
- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)
- Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.
2. Первичное чтение учителем стихотворения «Поет зима -
аукает...»
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)
- Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
- Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)
- Прочитайте следующие три строчки. А какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение и тоже есть метафора - седые, с тоской глубокою.)
- Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.
- Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков.мы не поймем, насколько холодно.)
3. Выразительное повторное чтение детьми.
- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать свое
отношение к картинам зимы.
V. Физкультминутка
VI. Работа над стихотворением «Береза»
1. Первичное чтение.
- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, «жужжащим»
чтением.
2. Беседа после чтения.
- Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет поэт? (Три строки из второго четверостишия, две последние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.)
- Есть ли здесь другие выразительные средства языка - сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает - олицетворения.)
- Какие слова показались вам непонятными?
- Почему поэт сказал «принакрылась»? (Имеется в виду не закрылась совсем, только чуть- чуть.)
3. Работа по вопросам учебника на с. 197.
(Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него).
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все уви
дели нарядную, тихую сияющую березу.
VII. Закрепление нового материала
- Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворениях.
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».
- Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)
- Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)
- Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
- Какие образные выражения запомнили? Как называется
этот прием? (Метафора).
VIII. Рефлексия
- Что узнали на уроке?
- За что вы бы похвалили себя?
Итог урока
- Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились?
- Какие стихотворения прочитали?
- Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.
- Что такое метафора и олицетворение?
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение «Береза» с.196
Урок 68. Русская народная сказка «Два Мороза»
Цели урока: ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; соотносить смысл пословиц и главную мысль произведения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».
II. Постановка цели урока
Учитель читает стихотворения.
1. И. Суриков «Белый снег пушистый».
- Когда можно считать, что наступила настоящая зима?
2. И. Никитин «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам».
- Кого имеет в виду поэт, когда обращается к зиме: «Строй мосты по рекам».
- Что это за могучий волшебник?
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он -мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать и приговаривать: «Ай, да мороз».
- Вот как об этом волшебстве говориться в сказке. Откройте
учебники. Прочитайте название сказки.
III. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа.
бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании; дровосек - человек, рубящий дрова; купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2. Первичная проверка понимания.
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки?
- Что в сказке волшебного?
- Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?
- Какой урок можно извлечь из этой сказки?
- Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии.)
- Найдите пословицу в тексте?
3. Игра «Найди пословицу».
- На доске записаны пословицы. Найдите те, которые относятся к нашей сказке:
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Словарная работа.
- Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте потре
нируемся и прочитаем сложные слова на доске.
проезжая дорога - «зж» читается как долгое, мягкое «ж».
свистнули - непроизносимый согласный звук «т».
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-твя*нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за-ба-вить-ся
2. Выборочное чтение.
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец? Куда крестьянин?
- Как одет крестьянин? Купец?
- Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
- Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
- Зачем он так сделал?
3. Работа над сказкой. Докажите, что это сказка.
- В тексте присутствуют слова и выражения, типичные для
русской сказки. Давайте попробуем их найти.
- «По чистому полю, по густому лесу»
- «Свистнули, щелкнули, побежали»
3) «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
VI. Итог урока
- С какой русской народной сказкой познакомились сегодня?
- О ком рассказывается в этой сказке?
- Почему крестьянин одолел Мороза, а купец нет?
- Какое предложение выражает основную мысль сказки?
(Топор лучше шубы греет)
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки.
Урок 69. С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цели урока: ознакомить детей с произведением СВ. Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; соотносить смысл пословиц и главную мысль произведения.
Оборудование: карточки со словами для физкультминутки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Постановка цели урока
Приближается праздник - Новый год. Чем примечателен этот праздник? Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные - сказочные -события.
- Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
- Откройте учебники, прочитайте название.
- Подумайте, почему автор назвал свою сказку былью?
III. Изучение нового материала
- Первичное чтение.
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
- Почему же автор назвал эту сказку - былью?
- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
- Понравилась ли вам сказка?
- Что вам особенно понравилось в этой истории?
- Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
- Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
- От какого лица идет повествования в сказке? (От лица автора)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Подготовительная работа перед чтением.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
на-лю-бо-вать-ся - налюбоваться по-зна-ко-ми-лась - познакомилась рас-ка-чи-вай-ся - раскачивайся бес-по-кой-ство - беспокойство спря-тать-ся - спрятаться об-ла-мы-ва-лись - обламывались при-бли-жа-ю-ще-го-ся - приближающегося
- Читайте целыми словами:
лес - лесная, лесничий ночь - переночевал цвет-цветные
стекло - стеклянные серебро - серебряные
- Выразительное чтение
- Анализ произведения
- Где происходят описываемые автором события?
- Где жила Елочка?
- Прочитайте, как автор описывает Елочку?
- Были ли у нее друзья?
- Как жилось Елочке одной в лесу?
- Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела Сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
- Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
- Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, воспитанная, вежливая и др.)
Подтвердите свой ответ примером из текста?
- Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
- Что же произошло с Елочкой дальше?
- Что с ней случилось, когда она очнулась?
- Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
VI. Физкультминутка
VII. Работа над иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Кто изображен на этой иллюстрации?
- Какой эпизод изобразил художник?
- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
- Какой художник изобразил Елочку?
- Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
- Как эти чувства нам помог увидеть художник?
VIII. Расширение кругозора
- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
- Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось:
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена..".
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения - какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
IX. Рефлексия
- Что вы узнали на уроке? За что вы бы себя похвалили?
Итог урока
- А как вы думаете, была ли Елочка рада и довольна тем, что она стала новогодней елочкой?
- Какие новогодние украшения были на Елочке?
- Нарисуйте дома нашу Елочку в новогодних украшениях.
- Какие краски вы выберите для своей картины?
- Какое настроение будет у вашего рисунка?
Домашнее задание: Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.
Урок 70. А.Л. Барто. «Дело было в январе»
Цели урока: познакомить детей с произведением А.Л. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение работать в группах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Оборудование: карточки с отрывками стихотворений поэтов о зиме.
Ход урока I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Елочки.
III. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, а написала его А.Л. Барто.
Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Львовны - в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. Агния Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.
IV. Изучение нового материала
- Первичное чтение.
- Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Были ли вы рады за зайчат?
- Как зайчатам удалось перехитрить волка? (Они спрятались на елке, как игрушки, и волк их не заметил.)
- Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?
Материал для учителя
Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год уходит в языческое время и связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением нового года украшали зелеными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. В Европе, в период полного угасания природы, уделялось большое внимание символам ее нового возрождения. Люди старались перенять часть жизненной энергии. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.
Елку впервые стали украшать в XVI веке в Эльзасе (тогда он принадлежал Германии, а сейчас это часть Франции). В протестантских странах существует легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в ночь накануне Рождества (1513 г.), он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.
Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки. Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 - количество месяцев в году. В СКАНДИНАВИИ делали украшения из соломы в виде снежинок, звезд, фигурок. Использование соломы должно было способствовать урожаю. В XVIII веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к XX веку завоевала весь мир.
В АНГЛИИ в 1841 году королевой Викторией был издан декрет, разрешавший празднование нового года с разукрашенной елкой. А первая елка была установлена на площади перед королевским дворцом.
Во ФРАНЦИИ елка появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе невестки, по происхождению немки лютеранского вероисповедания.
Существует предание, что в США более двухсот лет назад Джордж Вашингтон встречал новый год с елкой привезенной с игрушками в Новый свет из Германии. А в 1850 году в США появились елки для продажи.
В РОССИИ же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.
В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ елки делали из фанеры и украшали рисовой соломкой.
В АВСТРАЛИИ и НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ январь это летний месяц, здесь в качестве елки используют местное дерево - метросидерос, усыпанное алыми цветами. На КУБЕ ель заменяют пальмами или пиниями. А в НИКАРАГУА - ветвями кофейного дерева с красными плодами.
VII. Закрепление нового материала
Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
- О каком празднике мы сегодня говорили?
- Вспомните, откуда пошла традиция наряжать елку.
Домашнее задание
Вспомнить произведения раздела выучить наизусть стихотворение с.208
Урок 71. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся; развивать память, внимание, воображение, мышление; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать содержание произведений, понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков: читать выразительно; отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Оборудование: карточки с отрывками произведений.
Ход урока
I. Организационный момент и постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые
изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». По
тренируем наше внимание, память. А помогут нам в этом
задания, которые я для вас подготовила.
II. Игровые задания на повторение материала
1. Игра «Назови автора».
- Соедини стрелочками фамилию автора и название произ
ведения.
Есенин «Светло-пушистая снежинка белая...»
Михалков «Дело было в январе...»
Барто «Чародейкою зимою...»
Тютчев «Зимним холодом пахнуло...»
Бунин «Береза»
Бальмонт «Новогодняя быль»
2. Игра «Угадай-ка!»
Ученик выбирает карточку с отрывком из произведения, которое изучалось в разделе, и отвечает на поставленный вопрос.
- Прочитайте отрывок из произведения, назовите автора и название, если оно есть.
1) Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез...
2) В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Елочка. Взрослые деревья - сосны и ели - издали смотрели на нее и не могли налюбоваться - такая она была стройная и красивая.
3) Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.
4) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
- Утром кот принес на лапках Первый снег! Первый снег! Он имеет вкус и запах, Первый снег! Первый снег!
Физкультминутка
- Работа с учебником
Задания № 3,4.
V. Работа по карточкам
- Ребята, а какие стихотворения о новогоднем празднике вы знаете?
- Какие можете рассказать наизусть.
Учитель раздает карточки со стихотворениями. Дети выразительно читают.
- Ходят елки по одной,
Ходят парами,
Тротуаром, мостовой
И бульварами.
Скоро, скоро Новый год!
Вся с иголочки
К вам придет и к нам придет
Гостья - елочка.
- Ночью в поле снег летучий,
Тишина.
В темном небе, в мягкой туче
Спит луна.
Тихо в поле. Темный-темный
Смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный,
С елки слез.
Весь он белый, весь в обновах,
Весь в звездах,
В белой шапке и в пуховых сапогах.
- Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе –
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Все царапины земли
Белым снегом замели.
- Наступает новый год. Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай; желанье сбудется,
Чего б он ни хотел.
Горит огнями елочка,
Под нею тени синие,
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки,
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.
VI. Рефлексия
- Что узнали на уроке? За что себя похвалите? Что у вас особенно получилось?
Итог урока
- Что объединяет произведения этого раздела?
- Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?
- Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...
Поурочное планирование по литературному чтению.
УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс. Литературное чтение без хрестоматии. 2 часа в неделю....
поурочное планирование по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику В.А. Лазаревой (система Занкова)...
Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс...
Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс.
Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс....
Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классе Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Программа Р.Н.Бунеева 136 часов (4 часа в неделю)
Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классеУчебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В Программа Р.Н.Бунеева136 часов (4 часа в неделю)...