Урок по литературному чтению во 2 классе "Обобщение по сказкам А.С.Пушкина"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Стадникова Валентина Ивановна

Данный урок проводился во 2 классе. Материал этого урока можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu_po_skazkampushkina.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

         Волоколамского района  Московской области

Конспект урока по чтению во 2 классе

по теме:

«Обобщение по сказкам А. С. Пушкина».

                     подготовила

                                             учитель начальных классов

                                                       Стадникова Валентина Ивановна

                                                                   

с.Осташёво

             

2014 г.

        Урок чтения. 2 класс.

Тема урока: «Обобщение  по сказкам А. С. Пушкина».

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве

А. С. Пушкина, выявить насколько они знакомы со сказками

великого русского поэта.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, осознанностью и выразительностью чтения, формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.

Развивающие: развивать артистические и творческие способности, интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина, расширять кругозор детей, развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание чувства любви к русской поэзии,

воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: выставка книг, портрет А.С. Пушкина, ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон, волшебный сундучок с

рисунками из сказок А. С. Пушкина.

                            Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока.

Учитель. (На фоне музыки) Ребята, вы когда - нибудь рисовали на песке у моря? Набежит волна и смоет. Так и сказки: одни, рождаясь, засыпают, пока их жизнь не разбудит, или умирают. Другие, родившись однажды, живут вечно. Их знаете вы, я, ваши мамы, бабушки.

 - О каких сказках я говорю? (Ответы детей)

 - Сегодня на уроке мы с вами повторим то, что знаем о творчестве Пушкина и его сказках.

- Давайте немного вспомним о нём.

3.Работа по теме урока.

Сообщение детей о детстве А.С.Пушкина и его родителях.

(На экран портреты Пушкина и его родственников). 

1 ученик.(Слайд 1). 6 июня 1799 года на окраине  Москвы родился Александр Сергеевич Пушкин.

(Слайд 2).Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода,  не богат и не слишком удачлив в службе. Он был  страстный любитель поэзии.

 2 ученик.  (Слайд 3).Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Детей у нее было трое: Ольга, Александр, Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее своим упрямством, неповоротливостью, непохожестью на других детей, непонятной сложностью.

 3 ученик (Слайд 4 ). Но были  две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру  материнскую любовь и ласку. Это бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая была умна, говорила и писала прекрасным русским языком. И  няня,  Арина Родионовна, которая нянчила всех детей Ганнибалов, потом и внуков.

  Арина Родионовна ( исполняет ученица, сидя на скамеечке).

     Любил Сашенька мои сказки, и когда маленький был, бывало,

бежит от матери, сядет у печки на скамеечку и слушает, как дворовые девушки за рукоделием песни поют. А когда мы с ним вдвоем были, он все просил ему сказки сказывать. Я их много тогда

знавала. Сколько я их ему пересказала, и не помню.

 Учитель. Арину Родионовну он называл нежно и ласково мамой,

А еще - «Подруга дней моих суровых». С детства и до последних дней помнил и заботился о ней. Много сказок поэт написал по сюжетам, которые рассказала ему няня.

- Сколько сказок написал А. С. Пушкин?

- Посмотрите, эти сказки есть на нашей выставке. Перечислите их.

(Ученики из сказок, представленных на выставке, выбирают сказки А.С. Пушкина.)

4. Отгадайте, из какой сказки отрывок?

Демонстрация слайдов.

Выразительное чтение детьми отрывков из сказки.

Слайд 5.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут. (Сказка о царе Салтане…).

Слайд 6.

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нём хватилась

И пошла за ним и, сев

Перед ним забыла гнев,

Красоваться снова стала

И с улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

Слайд 7.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку.

Царствуй, лежа на боку!»(Сказка о золотом петушке).

Слайд 8.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо:

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По- нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю».(Сказка о рыбаке и рыбке)

Слайд 9.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.(Сказка о попе и работнике его Балде).

5.Инсценирование детьми отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 

(На скамейке сидят три сестры).

Три девицы под окном –

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна»,-

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь

Стороны той  государь

Во все время разговора

Он стоял позадь забора:

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

 «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

- Назовите, из какой сказки отрывок?

6.Викторина по сказкам А. С .Пушкина.  ( « Волшебный сундучок». В нём на  яблочках, орешках, белочках, корабликах  вопросы викторины. Дети по очереди подходят к сундучку и выбирают картинку, отвечая на вопрос.)

1.У какой сказки самое длинное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-

виче, и о прекрасной царевне Лебеди»).

2.Назовите  три сказки, в которых упоминается цифра три?(«Сказка

о царе Салтане…» - три девицы; «Сказка о попе  и работнике его Балде» - с третьего щелчка вышиб ум у старика; «Сказка о рыбаке и

рыбке» - три раза закинул невод).

3. Кто подарил Дадону золотого петушка? (Мудрец).

4. Кто подсказал Елисею, где ему искать невесту? (Ветер)

5. Какую песенку  пела белочка? (Во саду ли, в огороде».

6. Назовите золотое украшение дуба. (Златая цепь)

7. Кто спас царевну Лебедь от злого колдуна?(Князь Гвидон).

8. Перечислите, в кого превращался князь Гвидон? (комар, муха,

шмель).

9. Как звали работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)

10.Сколько человек насчитывала семья попа?

11.Что старик поймал в первый раз, во второй раз. ( 3 раза, 1 – с тиной,  2 – с морскою травой).

Учитель. А как называется эта сказка?

7.Работа с текстом сказки  «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Найдите и прочитайте сколько раз ходил старик к морю и с

какой просьбой?

- Почему золотая рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

- Какие пословицы знаете, которые можно соотнести с основной мыслью сказки?

- Каким должен быть человек в жизни?

 Учитель. О Пушкине можно говорить очень долго. Восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героя. Он всегда в нашей душе и в нашем сердце. У каждого из нас свой Пушкин.

8.Исполнение детьми частушек о Пушкине.

А .С. Пушкин любил народные песни и народные гуляния.

Послушаем частушки о пушкинских героях.

1.Эх, топни  нога,

Топни правенькая!

Пушкина я прочитала

Хоть и маленькая.

                        2.Почему у малышей

Мокрые реснички?

Оттого, что в сказках Пушкина

Закончились странички.

3.Жаль Старик не догадался,

Что у Рыбки попросить.

Он бы мог Старуху злую

На компьютер заменить!

                       4.Разбудите меня ночью

В самой серединочке.

Расскажу о Лукоморье

Без одной запиночки.

5. «Золотой ты петушок»!

Лучше нету книжки.

Подарю тебя теперь

Младшему братишке.

                        6.Тыщу слов в минуту нынче

Как машинка я строчу.

И любую сказку Пушкина

Одним махом  «проглочу»!

7. Елочки-сосеночки

Колкие, зеленые.

Все ребята – второклашки

В Пушкина влюбленные!

Учитель. А почему ребята в Пушкина влюбленные?

9.Творческая работа.

-А сейчас каждый из вас поработает художником.

- Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся сказке.

10. Подведение итогов.

Учитель. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное любите Пушкина!

11. Домашнее задание. Выучить отрывок из любой сказки Пушкина.

Литература:Климанова Л.Ф.Литературное чтение. 2 класс.//Москва.«Просвещение».2012.

С.В. Кутявина . Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой и др.//Москва. «Вако».2012.

Кузнецова Н.И.,Мешерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские пи –сатели. //Москва. «С-Инфо». «Баллас». 1995.

Журнал «Начальная школа». №1 1998.

Вакуленко Ю.А., Попова Г.П. Веселая карусель.//Волгоград.2006.

                 Описание методической разработки.

1.Название.

«Обобщение по сказкам А. С. Пушкина» - обобщающий урок.

2.Краткая аннотация.

Урок «Обобщение по сказкам А. С. Пушкина» можно применять на уроках литературного чтения, при подготовке внеклассных мероприятий во 2, 3, 4 классах начальной школы.

Цель -  вызвать у детей интерес к творчеству А. С. Пушкина, расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся, совершенствовать выразительность и осознанность чтения.

Развивать артистические и творческие способности, умение анализировать и обобщать.

Воспитывать  любовь к русской поэзии, к А. С. Пушкину.

3.Учебный предмет.

Литературное чтение.

4.Уровень образования школьников.

Данный материал соответствует знаниям учащихся начальных классов со средним и высоким уровнем образования.

5.Форма учебной деятельности.

Классно - урочная или внеклассная.

6.Полное описание разработки.

   ( разработка прилагается)

     При подготовке и в процессе урока у учащихся появились новые навыки: ученики научились работать с дополнительной литературой, научились логично и аргументировано излагать свои мысли, смогли применить свои артистические способности.

  • Особенности роли учащихся и организация работы.

В классе был создан эмоциональный фон, который стимулировал высокую деятельность учащихся, а также атмосферу радостных переживаний за достигнутые успехи.

На протяжении всего урока поддерживался интерес учащихся к данной теме частой сменой видов деятельности.

На уроке были использованы  различные задания:

1 задания, подводящие к воспроизведению материала.

2 задания, способствующие осмыслению материала учениками.

3 задания, способствующие закреплению материала.

Учащиеся с большим желанием выполняли задания. Работа проходила в сотрудничестве и взаимной поддержке. Дети ощущали себя артистами, художниками на этом уроке.

  •  Технические особенности.

На уроке используются магнитофон, ноутбук, мультмедийный проектор,  выставка сказок А.С.Пушкина, волшебный сундучок с рисунками из сказок, карточки с вопросами викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".

Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению....

Урок - КВН литературное чтение 4 класс по сказкам А.С. Пушкина

Обобщающий материал,развивающий, предполагающий работу учащихся индивидуальную и групповую....

Предметная неделя в начальной школе. Литературное чтение.Поле чудес по сказкам А.С.Пушкина (материал+ презентация)

Дети любят нетрадиционные уроки в начальной школе. "Поле чудес" -одна из самых любимых игр для детей, где проверяются знания....