Сказка - сценарий. А.Курляндский "Ну,погоди!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ташбулатова Лена Шагитовна

Урок литературного чтения во 2 классе по образовательной программе "Школа 2100" на тему "Сказка - сценарий" на примере сказки А.Курляндского "Ну,  погоди!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nu_poodi.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Учебный предмет: литературное чтение

 Класс: 2

 Школа: МБОУ СОШ № 8, г.Туймазы Республика Башкортостан

 Учитель: Ташбулатова Лена Шагитовна

 УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока: Сказка – сценарий.  А.Курляндский «Ну, погоди!» 

Цель урока: познакомить с новым видом сказки – сценарием, продолжить работу над развитием читательской деятельности.

Планируемый результат обучения:

В результате изучения темы ученики

-познакомятся со сказкой – сценарием как одним из видов литературного жанра,

-научатся  принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять  произведений с выделением существенных и несущественных признаков, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

 Формируемые УУД

 Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в учебнике, понимать заданный вопрос и уметь строить ответ в соответствии с вопросом, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать результаты своих действий.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме,  уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.

Личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критериев деятельности.

 Ресурсы:

1.Учебник Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)

2.Презентация к уроку

3.Запись мультфильма «Ну, погоди!» 21 серия

4.Наглядные пособия (таблицы слогов, чистоговорок,  таблица: жанр, тема, герой, название сказки)

5. ТСО (компьютер, телевизор ,интерактивная доска)

Межпредметная связь: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

( Ученики проговаривают хором)

Начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать.

1

II.  Речевая разминка.

  • чтение слогов ( хором по таблице)
  • чтение чистоговорок со звуками [c]  и [с,] ( хором по таблице)
  • работа над скороговоркой

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

(Чтение про себя, хором вслух, постепенно повышать темп чтения, выборочное произношение скороговорки вслух в быстром темпе)

III.  Актуализация знаний, постановка учебной задачи. (Слайд 2)

 Проверка домашнего задания. Ученики отвечают на вопросы по сказке афро – американского  народа  США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».( По ходу урока заполняется таблица )

жанр

автор

название произведения

главные герои

-Кто написал сказку, которую мы читали на прошлом уроке?

-Как называется сказка?

-Назовите главных героев сказки

-Из скольки частей состоит сказка?

-Как озаглавили каждую часть сказки? Почему?

-Какими качествами обладает братец Кролик?

-Чему учит эта  сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Кого подразумевает автор под животными?

-Какими  качествами  наделены эти животные в сказках?(слайд 3)

(ученики перечисляют качества животных)

Лиса – хитрая, ловкая, обманщица

Медведь – сильный, неуклюжий, косолапый

Волк – злой, хищный, простоватый

Заяц – трусливый, робкий

  Прочитайте девиз урока («Друг познаётся в беде»)

-Почему такой девиз нашего урока? (ученики высказывают свои предположения)

-Сформулируйте цель нашего урока.

 Работа в группах.

- Составим  план действий по работе с текстом.

 Дети делятся на подгруппы. Раздаются листочки, где указаны пункты плана в любом порядке.  Дети восстанавливают  план по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку.

(1.Ответить на вопросы. 2.Прочитать текст. 3.Решить пример. 4.Прочитать название

2

произведения. 5.Рассмотреть иллюстрацию. 6.Сделать вывод.)

Оценить свою работу.

IV. Открытие новых знаний.

 1. Работа с текстом до чтения.

-Кого вы видите на экране? (заяц из  мультфильма «Ну, погоди!») (Слайд 4)

- Рассмотрите иллюстрацию учебника.

-Какие действующие лица изображены?  Чем они заняты?

-Что необычного вы видите?

-Можно ли предположить, кто они сейчас: друзья или враги?

-Как вы думаете, какой жанр у этого произведения?  Почему?

-Какая это  сказка: авторская или народная?

 По жанру,  произведение с которым мы знакомимся  не просто сказка, а сказка – сценарий. ( Продолжается заполнение таблицы)

-Что такое сценарий?  (Один ученик ищет в толковом словаре значение слова, прочитывает всему классу)(Слайд 5)

Сценарий – это литературное произведение по которому создаются представления в театре или в кино.

-Кто автор произведения? (Информацию выдаёт заранее подготовленный ученик)

Автор произведения Александр Ефимович Курляндский детский писатель, сатирик родился 1 июля 1938 года в Москве.  С 1964 года Александр Курляндский профессионально занимается литературой. Известность он получил как автор сценариев к мультфильмам, главное - как создатель популярнейшего сериала "Ну, погоди!". Стоит отметить, что именно этот мультфильм стал его дебютом в мультипликации. Кроме того, Александр Курляндский придумал таких персонажей, как Великолепный Гоша и Блудный Попугай, он - автор сценариев "Только для взрослых", "Спасибо, аист!", "Баба-Яга против", "Встречайте бабушку" и целого ряда книг и произведений для детей. (Слайд 6, 7)

2.Словарная работа.

Перед чтением текста выясняем значение некоторых слов. (Слайды 8-17)

(Кипятильник, вольный стиль, кроль, баттерфляй, средняя полоса, лианы, джунгли, блаженство, заиндевелый.)

3.Первичное восприятие текста.  

 «Чтение за диктором» - учитель читает вслух, ученики следят за чтением.

-После чтения  выскажете свои впечатления.

Вопросы после  чтения текста.

 -Так кто же Заяц и Волк: друзья или враги?  Почему?

-Что значит «как друзья» смотрели телевизор?

-Что увидели герои на экране телевизора?

-Как отреагировали  на происходящее Волк и Зайчик?

-Вычитайте нужный эпизод. Передайте голосом нужную интонацию во время чтения.

3

 4.Динамическая пауза.

 5.Чтение текста по «цепочке» стр. 84-85.

Вопросы после чтения:

  • Что решил сделать волк?
  • Проследите, как меняется настроение у Волка?
  • Что значит: Водичка – блеск! Парное молоко!
  • Какое настроение у Зайчика?
  • Откуда взялись крокодилы?
  • Как Зайчик помог Волку?
  • Поблагодарил ли Волк Зайчика? Что он сказал?
  • За что наказан Волк?

6.Работа с текстом по рядам.

-Найти в тексте ответы на вопросы и  подготовьтесь вычитать.  ( Слайд 18)

1ряд - Какие интересные превращения происходят на экране?

2ряд – Почему происходят превращения?

3ряд – Какое настроение у Волка?

7.Работа с иллюстрацией учебника. Игра «Озвучка»

-Найти подходящие строки для описания иллюстрации на странице  учебника. (Нужно прочитать соблюдая правильную интонацию)

  • Всё ли правильно нарисовано?
  • Как Зайчик предупредил Волка об опасности?

 8.Физкульминутка.

 V.Просмотр мультфильма.

По сценарию  А.Курляндского  режиссёр  В.Котёночкин  поставил многосерийный  мультфильм «Ну, погоди!» на киностудии «Союзмультфильм».

-После просмотра поработаете в парах и  скажете, все ли эпизоды совпадают со сценарием?

(Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма)

-Много ли в сказке диалогов?

-Как называются возгласы, которые издают герои? (междометия)

Героев озвучивали актёры: Анатолий Папанов и Клара Румянова. (Слайды 19-21)

-Как относится автор к своим героям? Почему автор говорит не Заяц, а Зайчик?

-Почему Зайчик и Волк написаны с заглавной буквы, это же не имена?  

 -Докажите, что это произведение сказка – сценарий.  

VI.Итог урока. Рефлексия.

Напомните, пожалуйста, эпиграф 5 раздела учебника.(Слайд 22-23)

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

  • Какой намёк дан в этой сказке? (Не обижай маленьких, иначе сам попадёшь в неловкое положение)
  • Чему учит сказка? (Не надо хвастаться, нужно помогать друг другу, быть

4

         сообразительным)

  • Сможем ли мы сейчас сказать, почему девиз нашего урока «Друг познаётся в беде»?
  • Докажите, что Заяц и Волк – друзья.
  • Было ли вам жаль Волка?
  • Как поступил Заяц? О чём это говорит?
  • Чем отличается этот Зайчик от других героев – зайцев? (находчивостью и сообразительностью)
  • Почему все выпуски мультфильма называются «Ну, погоди»!?
  • Что делает сказку А.Курляндского современной?

VII.Оценивание. Домашнее задание.

- Я взял для себя с сегодняшнего урока…

-Я научился…

-Я смог…

(Ученики оценивают себя и друг друга)

 Домашнее задание по выбору:

1.Подготовить план пересказа.

2.Проиллюстрировать понравившийся эпизод.

3.Подготовить вопросы по тексту.

                 

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка за сказкой"Сценарий праздника для младших школьников

Праздник представляет собой путешествие к сказочным героям, проводится с целью вызвать интерес в чтении книг, обобщить знания обучающихся о почитанных сказках, расширить кругозор и словарный зап...

«Новогодняя сказка»-сценарий праздника

В игровой форме проведение праздника Нового года.Сценарий....

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...

"В гостях у сказки!" ( сценарий внеклассного мероприятия)

Представлен сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у сказки!" для учащихся начальной школы....

"Новогодняя сказка". Сценарий праздника для младших школьников.

Новогодняя пьеса  для младших школьников составлена по мотивам известных сказок. В ней много действующих лиц, поэтому у каждого ребёнка есть возможность принять участие в пред...