Сказка - сценарий. А.Курляндский "Ну,погоди!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе по образовательной программе "Школа 2100" на тему "Сказка - сценарий" на примере сказки А.Курляндского "Ну, погоди!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nu_poodi.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Школа: МБОУ СОШ № 8, г.Туймазы Республика Башкортостан
Учитель: Ташбулатова Лена Шагитовна
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: Сказка – сценарий. А.Курляндский «Ну, погоди!»
Цель урока: познакомить с новым видом сказки – сценарием, продолжить работу над развитием читательской деятельности.
Планируемый результат обучения:
В результате изучения темы ученики
-познакомятся со сказкой – сценарием как одним из видов литературного жанра,
-научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять произведений с выделением существенных и несущественных признаков, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Формируемые УУД
Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в учебнике, понимать заданный вопрос и уметь строить ответ в соответствии с вопросом, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать результаты своих действий.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.
Личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критериев деятельности.
Ресурсы:
1.Учебник Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)
2.Презентация к уроку
3.Запись мультфильма «Ну, погоди!» 21 серия
4.Наглядные пособия (таблицы слогов, чистоговорок, таблица: жанр, тема, герой, название сказки)
5. ТСО (компьютер, телевизор ,интерактивная доска)
Межпредметная связь: русский язык, окружающий мир.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
( Ученики проговаривают хором)
Начат день, первым делом гоним лень.
На уроке не молчать, всем работать, отвечать.
1
II. Речевая разминка.
- чтение слогов ( хором по таблице)
- чтение чистоговорок со звуками [c] и [с,] ( хором по таблице)
- работа над скороговоркой
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
(Чтение про себя, хором вслух, постепенно повышать темп чтения, выборочное произношение скороговорки вслух в быстром темпе)
III. Актуализация знаний, постановка учебной задачи. (Слайд 2)
Проверка домашнего задания. Ученики отвечают на вопросы по сказке афро – американского народа США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».( По ходу урока заполняется таблица )
жанр | автор | название произведения | главные герои |
-Кто написал сказку, которую мы читали на прошлом уроке?
-Как называется сказка?
-Назовите главных героев сказки
-Из скольки частей состоит сказка?
-Как озаглавили каждую часть сказки? Почему?
-Какими качествами обладает братец Кролик?
-Чему учит эта сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
-Кого подразумевает автор под животными?
-Какими качествами наделены эти животные в сказках?(слайд 3)
(ученики перечисляют качества животных)
Лиса – хитрая, ловкая, обманщица
Медведь – сильный, неуклюжий, косолапый
Волк – злой, хищный, простоватый
Заяц – трусливый, робкий
Прочитайте девиз урока («Друг познаётся в беде»)
-Почему такой девиз нашего урока? (ученики высказывают свои предположения)
-Сформулируйте цель нашего урока.
Работа в группах.
- Составим план действий по работе с текстом.
Дети делятся на подгруппы. Раздаются листочки, где указаны пункты плана в любом порядке. Дети восстанавливают план по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку.
(1.Ответить на вопросы. 2.Прочитать текст. 3.Решить пример. 4.Прочитать название
2
произведения. 5.Рассмотреть иллюстрацию. 6.Сделать вывод.)
Оценить свою работу.
IV. Открытие новых знаний.
1. Работа с текстом до чтения.
-Кого вы видите на экране? (заяц из мультфильма «Ну, погоди!») (Слайд 4)
- Рассмотрите иллюстрацию учебника.
-Какие действующие лица изображены? Чем они заняты?
-Что необычного вы видите?
-Можно ли предположить, кто они сейчас: друзья или враги?
-Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Почему?
-Какая это сказка: авторская или народная?
По жанру, произведение с которым мы знакомимся не просто сказка, а сказка – сценарий. ( Продолжается заполнение таблицы)
-Что такое сценарий? (Один ученик ищет в толковом словаре значение слова, прочитывает всему классу)(Слайд 5)
Сценарий – это литературное произведение по которому создаются представления в театре или в кино.
-Кто автор произведения? (Информацию выдаёт заранее подготовленный ученик)
Автор произведения Александр Ефимович Курляндский детский писатель, сатирик родился 1 июля 1938 года в Москве. С 1964 года Александр Курляндский профессионально занимается литературой. Известность он получил как автор сценариев к мультфильмам, главное - как создатель популярнейшего сериала "Ну, погоди!". Стоит отметить, что именно этот мультфильм стал его дебютом в мультипликации. Кроме того, Александр Курляндский придумал таких персонажей, как Великолепный Гоша и Блудный Попугай, он - автор сценариев "Только для взрослых", "Спасибо, аист!", "Баба-Яга против", "Встречайте бабушку" и целого ряда книг и произведений для детей. (Слайд 6, 7)
2.Словарная работа.
Перед чтением текста выясняем значение некоторых слов. (Слайды 8-17)
(Кипятильник, вольный стиль, кроль, баттерфляй, средняя полоса, лианы, джунгли, блаженство, заиндевелый.)
3.Первичное восприятие текста.
«Чтение за диктором» - учитель читает вслух, ученики следят за чтением.
-После чтения выскажете свои впечатления.
Вопросы после чтения текста.
-Так кто же Заяц и Волк: друзья или враги? Почему?
-Что значит «как друзья» смотрели телевизор?
-Что увидели герои на экране телевизора?
-Как отреагировали на происходящее Волк и Зайчик?
-Вычитайте нужный эпизод. Передайте голосом нужную интонацию во время чтения.
3
4.Динамическая пауза.
5.Чтение текста по «цепочке» стр. 84-85.
Вопросы после чтения:
- Что решил сделать волк?
- Проследите, как меняется настроение у Волка?
- Что значит: Водичка – блеск! Парное молоко!
- Какое настроение у Зайчика?
- Откуда взялись крокодилы?
- Как Зайчик помог Волку?
- Поблагодарил ли Волк Зайчика? Что он сказал?
- За что наказан Волк?
6.Работа с текстом по рядам.
-Найти в тексте ответы на вопросы и подготовьтесь вычитать. ( Слайд 18)
1ряд - Какие интересные превращения происходят на экране?
2ряд – Почему происходят превращения?
3ряд – Какое настроение у Волка?
7.Работа с иллюстрацией учебника. Игра «Озвучка»
-Найти подходящие строки для описания иллюстрации на странице учебника. (Нужно прочитать соблюдая правильную интонацию)
- Всё ли правильно нарисовано?
- Как Зайчик предупредил Волка об опасности?
8.Физкульминутка.
V.Просмотр мультфильма.
По сценарию А.Курляндского режиссёр В.Котёночкин поставил многосерийный мультфильм «Ну, погоди!» на киностудии «Союзмультфильм».
-После просмотра поработаете в парах и скажете, все ли эпизоды совпадают со сценарием?
(Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма)
-Много ли в сказке диалогов?
-Как называются возгласы, которые издают герои? (междометия)
Героев озвучивали актёры: Анатолий Папанов и Клара Румянова. (Слайды 19-21)
-Как относится автор к своим героям? Почему автор говорит не Заяц, а Зайчик?
-Почему Зайчик и Волк написаны с заглавной буквы, это же не имена?
-Докажите, что это произведение сказка – сценарий.
VI.Итог урока. Рефлексия.
Напомните, пожалуйста, эпиграф 5 раздела учебника.(Слайд 22-23)
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»
- Какой намёк дан в этой сказке? (Не обижай маленьких, иначе сам попадёшь в неловкое положение)
- Чему учит сказка? (Не надо хвастаться, нужно помогать друг другу, быть
сообразительным)
- Сможем ли мы сейчас сказать, почему девиз нашего урока «Друг познаётся в беде»?
- Докажите, что Заяц и Волк – друзья.
- Было ли вам жаль Волка?
- Как поступил Заяц? О чём это говорит?
- Чем отличается этот Зайчик от других героев – зайцев? (находчивостью и сообразительностью)
- Почему все выпуски мультфильма называются «Ну, погоди»!?
- Что делает сказку А.Курляндского современной?
VII.Оценивание. Домашнее задание.
- Я взял для себя с сегодняшнего урока…
-Я научился…
-Я смог…
(Ученики оценивают себя и друг друга)
Домашнее задание по выбору:
1.Подготовить план пересказа.
2.Проиллюстрировать понравившийся эпизод.
3.Подготовить вопросы по тексту.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка за сказкой"Сценарий праздника для младших школьников
Праздник представляет собой путешествие к сказочным героям, проводится с целью вызвать интерес в чтении книг, обобщить знания обучающихся о почитанных сказках, расширить кругозор и словарный зап...
«Новогодняя сказка»-сценарий праздника
В игровой форме проведение праздника Нового года.Сценарий....
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...
"В гостях у сказки!" ( сценарий внеклассного мероприятия)
Представлен сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у сказки!" для учащихся начальной школы....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А.Курляндского "Ну, погоди!"
Урок по программе Бунеевых...
"Новогодняя сказка". Сценарий праздника для младших школьников.
Новогодняя пьеса для младших школьников составлена по мотивам известных сказок. В ней много действующих лиц, поэтому у каждого ребёнка есть возможность принять участие в пред...