Конспект литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Особенности фольклора в художественной литературе.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 22.21 КБ |
moy_urok_konspekt.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа»
Литературное чтение
2 класс
Тема: Особенности фольклора в художественной литературе.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Учитель начальных классов:
Ольга Васильевна Кузнецова
2014 год
Тема: Особенности фольклора в художественной литературе.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель: Образовательные: учить работать с текстом - находить слова, которые помогают дать характеристику героев, описывать эмоциональное состояние персонажей, совершенствовать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся. Развивающие: развивать мыслительные операции, речь учащихся. Воспитательные: воспитывать нравственные качества. Начать знакомство с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка. Воспитать дружеские отношения между детьми, порицать в их отношениях хвастовство. Продолжить работу над выразительностью при чтении, развивать речь учащихся через новый запас словарных слов, развивать умение анализировать текст, вырабатывать навыки выразительного чтения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, животным.
Оборудование: доска, магниты, ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки. Повернитесь, улыбнитесь мне и друг другу. Ваши улыбки располагают к приятному общению.
2. Проверка д/з
3. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
Чистоговорки слайд 2
Ру-ру-ру- заяц там грызёт кору.
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу.
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
– Узнайте, из какой сказки зайцы.
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки».
(«Заюшкина избушка».) слайд 3
«Прискакал зайка-поплутайка:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, а ты кто?
– А я зайка-поплутайка.
– Ступай к нам жить.
Стало их шестеро».
(«Теремок».) слайд 3
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдения за повадками зверька.)
-А что же такое сказка? (Сказка - это когда происходят чудеса.)
-А вот как говорится об этом в словаре. Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. слайд 4
- На какие две группы разделены сказки? (народные и литературные – авторские) слайд 5
– Давайте вспомним, на какие три группы делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных) слайд 6
4. Объявление темы и постановка целей урока.
Сегодня мы познакомимся с великим мастером слова – замечательным русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым - Сибиряком и его произведением. Много лет назад жил на Урале Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сибиряком он назвал себя потому, что хорошо знал и горячо любил свои родные края – Урал и Сибирь. Мамин – Сибиряк родился в в семье священнослужителя. В доме было много книг, и любовь к чтению зародилась еще в раннем детстве. Он создал много произведений для взрослых и детей. Но одно из самых известных его произведений – сборник «Аленушкины сказки». Их писатель сочинял и рассказывал перед сном своей любимой дочери Елены, с рождения оставшейся без матери. Она часто болела, ей трудно иногда было засыпать по ночам. Отец любил девочку всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. С одной из сказок, которые написал Д. Мамин - Сибиряк для своей любимой дочки, мы и познакомимся на этом уроке. «Сказка про храброго Зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост». слайд 7, слайд 8 слайд 9
– Прежде чем приступить к чтению сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали?». слайд 10
1-й ученик. У зайца много врагов: и лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Правда, с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.
2-й ученик. Зайца, конечно, ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.
3-й ученик. А глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость.
5. Изучение нового материала.
1. П е р в и ч н о е ч т е н и е с к а з к и ( аудиозапись) учителем.
– Понравилась ли вам сказка? Чем?
– Почему это произведение можно назвать сказкой? (Сказка – это занимательное произведение о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. Есть присказка, зачин, концовка.)
Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.
(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
Физкультминутка.
Словарная работа слайд 11
В сказке встретились слова, я помогу объяснить их смысл:
Вспорхнет - улетит
Ком снега – снег, слепленный в шар
Подкрадываться – тихо, осторожно идти
Кубарем - прокатился как шар
Гонится по пятам – бежит рядом
В тексте сказки автор несколько раз использует крылатые выражения (фразеологизмы), давайте разберем их смысл. Выберите правильное значение. слайд 12
«Душа в пятки убежала» он не мог говорить от страха.
«Язык у хвастуна точно примёрз» очень быстро бежал,
во весь дух.
«Задал такого стрекоча» он очень сильно испугался.
П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию.
– Какие достоинства зайца отразились в его имени? (Храбрый.)
– Когда оно было присвоено зайцу: от рождения или в результате подвига? Прочитайте начало сказки (1–3 абзацы) и найдите, когда впервые зайчик был назван так длинно и торжественно. (После того как он вырос, стал большим и заявил, что никого не боится.)
– Как же автор называет героя в первом абзаце и в третьем? (Зайчик – Заяц.)
В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 77).
– Какой эпизод сказки изобразил художник?
– Найдите отрывок и прочитайте.
– Как вы думаете, какие чувства испытывает Заяц в этот момент?
6. Домашнее задание: слайд 13
Пересказать сказку от лица зайца.
Придумать продолжение сказки.
7. Рефлексия: Выбери смайлик под твое настроение. слайд 14
Молодцы слайд 15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистоговорки Ру-ру-ру - заяц там грызёт кору. Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу. Ча-ча-ча сидит зайчик у врача .
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
СКАЗКИ Народные Литературные (авторские)
Сказки Волшебные О животных Бытовые
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале.
Самую широкую известность получили « Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один .
Словарная работа Вспорхнёт Ком снега Подкрадываться Кубарем Гонится по пятам
«Душа в пятки убежала» «Язык у хвастуна точно примёрз» «Задал такого стрекоча» он не мог говорить от страха очень быстро бежал, во весь дух он очень сильно испугался
Домашнее задание Пересказать сказку от лица зайца Придумать продолжение сказки
РЕФЛЕКСИЯ
Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
План-конспект Литературное чтение 3 класс А.С. Пушкин «Зимний вечер»
План-конспект по литературному чтению 3 класс в рамках изучения раздела «Великие русские писатели» по теме А.С. Пушкин «Зимний вечер». Вид урока: комбинированный урок. Тип урока: урок изучения нового ...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по теме: "Н.Носов "Фантазёры". Литературное чтение 2 класс.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Материал содержит описание учебного занятия с указанием этапов, видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, формы организации работы, используемые педагогические приёмы...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...