Календарно-тематическое планирование по ФГОС Литературное чтение 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по ФГОС Литературное чтение 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 287 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 КЛАСС ФГОС «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Количество часов в неделю: 4
Общее количество часов за год: 136 часов
Уровень обучения: базовый
Планирование составлено на основании «Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы» для общеобразовательных учреждений. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011
Авторы программы Голованова, Горецкий, Климанова
Преподавание осуществляется по УМК «Школа России»:
- учебник «Литературное чтение» для 3 класса начальной школы ФГОС: в 2 ч. / Голованова и др. - М.: Просвещение, 2012.
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | |
Самое великое чудо на свете | |||||||
1 | Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | Изучение нового материала | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
3 | Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||||
Устное народное творчество | |||||||
4 | Русские народные песни. | Комбинированный | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение | Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
5 | Докучные сказки. | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||||
Учащиеся должны уметь: определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; | |||||||
6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Урок с использованием ТСО | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
8 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Урок с использованием ТСО | Рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный, индивидуальный | |||
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Урок с использованием ТСО | Рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный, индивидуальный | |||
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Урок с использованием ТСО | Рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный, индивидуальный | |||
11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Урок с использованием ТСО | Рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный, индивидуальный | |||
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | Комбинированный | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Учащиеся должны уметь: читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | ||
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
14 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
15 | Урок КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №2 по теме «Устное народное творчество» | Обобщающий урок | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь: читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | ||
16 | Оценка своих достижений. | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
Поэтическая тетрадь | |||||||
17 | Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | Изучение нового материала | Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, произведения | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Учащиеся должны знать\понимать: имена, фамилии их авторов | Фронтальный, индивидуальный | ||
18 | Ф. И. Тютчев «Листья». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
19 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
20 | А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
21 | И. Никитин «Полно, степь моя,спать беспробудно…». | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | ||
22 | И. Никитин «Встреча зимы». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
23 | И. Никитин «Встреча зимы». | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | ||
24 | И. Суриков «Детство». | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | ||
25 | И. Суриков «Детство». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
26 | И. Суриков «Зима». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
27 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок). Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь » | Обобщающий урок | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | ||
28 | Оценка своих достижений. | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
Великие русские писатели | |||||||
29 | А. Пушкин Что я узнал о жизни писателя? | Изучение нового материала. | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией | Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке | Фронтальный, индивидуальный | ||
30 | А. Пушкин Лирические стихотворения. | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | ||
31 | А. Пушкин «Зимнее утро». | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | ||
32 | А. Пушкин «Зимний вечер». | Изучение нового материала | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | |||
33 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | ||
34 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | |||
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | ||
36 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Фронтальный, индивидуальный | |||
37 | И. А. Крылов «Мартышка и очки». | Урок с использованием ТСО | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью Учащиеся должны уметь: определять тему и главную мысль произведения; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Индивидуальный | ||
38 | И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | Изучение нового материала | Индивидуальный | ||||
39 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица». | Урок с использованием ТСО | Индивидуальный | ||||
40 | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
41 | М. Ю. Лермонтов «Утёс». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
42 | М. Ю. Лермонтов «Осень». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
43 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | Изучение нового материала | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Фронтальный, индивидуальный | |||
44 | Л. Н. Толстой «Акула». | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь: определять тему и главную мысль произведения; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Фронтальный, индивидуальный | ||
45 | Л. Н. Толстой «Прыжок». | Изучение нового материала. | Фронтальный, индивидуальный | ||||
46 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
47 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
48 | Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
49 | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели») Тест № 4 по теме «Великие русские писатели» | Обобщающий урок | Фронтальный, индивидуальный | ||||
50 | Оценка своих достижений. | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
Поэтическая тетрадь | |||||||
51 | Н. А. Некрасов «Славная осень!». | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства | Фронтальный, индивидуальный | ||
52 | Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
53 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Урок с использованием ТСО | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства | Фронтальный, индивидуальный | ||
54 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
55 | К. В. Бальмонт «Золотое слово». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
56 | И. А. Бунин «Детство». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
57 | И. А. Бунин «Полевые цветы». | Комбинированный | |||||
58 | И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
59 | Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь). Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь» | Отзыв о понравившемся произведении | Участие в диалоге | Фронтальный, индивидуальный | |||
Литературные сказки | |||||||
60 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам». | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
61 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
62 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | ||||
63 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | ||||
64 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Фронтальный | ||||
65 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
67 | Урок КВН (обобщающий урок) Тест №6 по теме «Литературные сказки». | Обобщающий урок | Фронтальный | ||||
Были - небылицы | |||||||
68 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
70 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
71 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Комбинированный | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
73 | А. Куприн «Слон». | Изучение нового материала | Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
74 | А. Куприн «Слон». | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
75 | А. Куприн «Слон». | Комбинированный | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | |||
76 | Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Тест №7 по теме «Были – небылицы | Обобщающий урок | Фронтальный | ||||
Поэтическая тетрадь | |||||||
77 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…». | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Фронтальный, индивидуальный | ||
78 | Саша Чёрный «Воробей». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
79 | Саша Чёрный «Слон». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
80 | А. Блок «Ветхая избушка». | Изучение нового материала | Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Фронтальный, индивидуальный | |||
81 | А. Блок «Сны», «Ворона». | Изучение нового материала | |||||
82 | С. Есенин «Черёмуха». | Изучение нового материала. | Фронтальный, индивидуальный | ||||
83 | Обобщающий урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь» | Обобщающий урок | Фронтальный | ||||
Люби живое | |||||||
84 | М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) | Фронтальный, индивидуальный | ||
85 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | ||||
86 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | ||||
87 | В. И. Белов «Малька провинилась». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
88 | В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
89 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Изучение нового материала | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны знать \понимать Учащиеся должны уметь пересказывать текст Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
90 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
91 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
92 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
93 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
94 | В. Л. Дуров «Наша Жучка». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
95 | В. П. Астафьев «Капалуха». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
96 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Изучение нового материала | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Учащиеся должны знать \понимать Учащиеся должны уметь пересказывать текст Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | ||
97 | Урок-конференция «Земля – наш общий дом». Тест № 9 по теме «Люби живое» | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
98 | Оценка своих достижений. | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
Поэтическая тетрадь | |||||||
99 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Фронтальный, индивидуальный | ||
100 | А. Барто «Разлука». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
101 | А. Барто «В театре». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
102 | С. В. Михалков «Если», «Рисунок». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
103 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Изучение нового материала | Фронтальный | ||||
104 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь» | Комбинированный | Фронтальный | ||||
105 | Оценка своих достижений | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | |||||||
106 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Учащиеся должны уметь: оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии) | Фронтальный, индивидуальный | ||
107 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) | Учащиеся должны уметь: оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии) | Фронтальный, индивидуальный | ||
108 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
109 | А. П. Платонов «Ещё мама». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
110 | А. П. Платонов «Ещё мама». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
111 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
112 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
113 | Н. Носов «Федина задача». | Изучение нового материала | Умение участвовать в литературных играх (инсценирование). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный | ||
114 | Н. Носов «Телефон». | Изучение нового материала. | Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) | Учащиеся должны знать \понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Фронтальный, индивидуальный | ||
115 | Н. Носов «Телефон». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
116 | В.Драгунский «Друг детства». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
117 | В.Драгунский «Друг детства». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
118 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Комбинированный | Фронтальный | ||||
119 | Оценка своих достижений | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | |||||||
120 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальный, индивидуальный | |||
121 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
122 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | ||||
123 | Г. Б. Остер «Вредные советы». | Изучение нового материала | Фронтальный | ||||
124 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды». | Изучение нового материала | Фронтальный | ||||
125 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | Изучение нового материала | Фронтальный | ||||
126 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов» | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фронтальный | ||
Зарубежная литература (5ч) | |||||||
127 | Мифы Древней Греции. | Изучение нового материала. Урок с использованием ТСО | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы | Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Фронтальный, индивидуальный | ||
128 | Мифы Древней Греции. | Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | ||||
129 | Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
130 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
131 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
132 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | ||||
133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Комбинированный. Урок с использованием ТСО | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы | Учащиеся должны уметь: выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы | Фронтальный | ||
Фронтальный, индивидуальный | |||||||
134 | Повторение изученного материала. Итоговый тест № 13 | Комбинированный | |||||
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | Комбинированный | Фронтальный | ||||
136 | «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). | Комбинированный | Фронтальный |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Рабочая программа рассчитана на 136 часа в год (4 раза в неделю)
Для реализации программного содержания используются:
- Литературное чтение. Родная речь: учебник для 3 класса начальной школы: сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
- Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2013г.
- Контрольно – измерительные материалы ФГОС. 3 класс, М.: «ВАКО»,2013г.
- Итоговая аттестация. Литературное чтение 3 класс, М.: «Экзамен»,2013г.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Цели обучения:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
- Развитие навыков чтения:
развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;
обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом.
углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного);
развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;
развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
- Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя;
совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе специальных упражнений и тренировки речевого аппарата;
произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;
обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шёпота и, наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;
правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;
развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
- Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста – 75-80 слов в минуту (при чтении вслух) и 85-90 слов в минуту (при чтении про себя).
- Выработка умений работать с текстом:
подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;
самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом;
составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя;
словесное рисование картин к художественным текстам;
составление рассказов о своих наблюдениях из жизни класса, школы;
самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя);
внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём;
ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности:
- Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников:
формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;
развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, формировать своё видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;
накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных и птиц, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движениям животных в различных ситуациях, уметь рассказать об увиденном;
наблюдение за настроениями людей в различных ситуациях;
коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях.
- Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека: проведение игры «Найди меткое слово»; коллективное сочинение различных историй; устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы.
- Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений:
рассматривание и описание сходных и различных предметов, проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение;
игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления, усложнение подобных заданий (рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую или грустную, печальную);
коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок;
- Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
приобщение к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.
- Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности:
развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность;
работа над загадками как развёрнутыми метафорами;
развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений;
развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу;
рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов;
коллективная драматизация художественных произведений, введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя, и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста;
коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
- Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами:
формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка;
ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение;
наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основные разделы курса:
Самое великое чудо на свете. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество.
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь.
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели.
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь.
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки.
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы.
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь.
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое.
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха.»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь.
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература.
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности в рабочую программу включены материалы по внеклассному чтению.
Результаты обучения по разделам:
«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»
знать: структуру учебника; приёмы ориентирования в учебнике; историю создания книг; отличия рукописной и печатной книги.
уметь: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
знать: виды сказок и их структуру; различные произведения устного народного творчества.
уметь: приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения;
пересказывать текст.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий; понимать образные выражения, используемые в произведениях.
«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.
уметь: заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; изобразительные художественные средства.
уметь: отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов;
уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные; восстанавливать авторский текст по опорным словам; соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.
«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; отличие литературной сказки от фольклорной.
уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам; уметь различать жанры художественных произведений.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; изобразительные художественные средства.
уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать стихотворные произведения наизусть.
«ЛЮБИ ЖИВОЕ»
знать: основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия.
уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: ритм, рифма; изобразительные художественные средства.
уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;
уметь: участвовать в диалоге при обсуждении произведения; строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях); участвовать в литературных играх (инсценирование); оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия нескольких детских периодических изданий; отличие журналов от книги.
уметь: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; ориентироваться в журналах.
«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
уметь: самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; создавать письменные ответы на поставленные вопросы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: метод сотрудничества, методики проектирования, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму и др.
Виды контроля: текущий, тематический и итоговый контроль.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется схемой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА:
Обучающиеся должны: владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 75 – 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.
Обучающиеся должны уметь: устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций; ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике; различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Обучающиеся должны знать: наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы; названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по литературному чтению ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, УМК "Перспектива", ФГОС
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, разработано в соответствии с ФГОС, УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 3 часа в неделю
КТП по предмету «Литературное чтение» составленов рамках УМК «Школа России» в 4 классе из ресчёта 3 часа в неделю - 102 часа в годк учебнику Л.Ф.Климанова,...
Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 4часа в неделю
КТП по предмету «Литературное чтение» (с УУД)в рамках УМК «Школа России» в 4 классе из расчёта 4 часа в неделю - 136 часов в год.Л.Ф.Климанова, В. Г. Го...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 2 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" УМК "Планета знаний" составлено по ФГОС содержит название разделов предмета, тем, количество часов, отведенных на каждую тему и д...
Календарно-тематическое планирование ФГОС литературное чтение 2 класс
Календарно-тематичкское планирование 2 литературное чтение ФГОС...
Календарно-тематическое планирование ФГОС литературное чтение 2 класс
Сценарий митинга у обелиска "Поклонимся великим тем годам"...