Урок по литературному чтению: "Путешествие в древнерусскую литературу"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Урок введения нового знания.
Цель урока: Закрепить и обобщить ранее полученные сведения о древнерусской литературе; сформировать у учащихся представление о характере детской литературы в древности; сформировать способность к восприятию адаптированного древнерусского текста; развивать умение анализировать стихотворный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.docx | 20.27 КБ |
prezentatsiya_drevnerusskaya_literatura.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 4 классе.
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Книга для чтения в 4 классе, часть 1, М., 2009
Номер урока по тематическому планированию: № 10
Тема урока: Путешествие в древнерусскую литературу. Древнерусская детская литература.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока: Закрепить и обобщить ранее полученные сведения о древнерусской литературе; сформировать у учащихся представление о характере детской литературы в древности; сформировать способность к восприятию адаптированного древнерусского текста; развивать умение анализировать стихотворный текст.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник по литературному чтению для 4 класса, рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.
Ход урока:
Этап № 1 Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности;
определить содержательные рамки урока.
Форма работы: вступительное слово учителя.
Этап №2 Актуализация знаний.
Цель: актуализировать ранее полученные учащимися знания о культуре Древней Руси, о деятельности древнерусских князей, об особенностях древнерусской литературы для восприятия нового учебного материала; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся
у учащихся знаний.
Форма работы: беседа по вопросам учителя.
Вопросы учителя:
- В чем особенность древнерусской литературы?
- Как возник древнерусский алфавит?
- Как относились к книгам в Древней Руси?
- Опишите, как выглядели древнерусские книги?
- Почему книг было мало?
- Почему именно монахи переписывали книги?
- Что мы знаем о деятельности князя Владимира Красное Солнышко и его сына князя Ярослава?
- За что Ярослава прозвали Мудрым?
- Чем запомнилось нам имя Владимира Мономаха?
- Какие поучения Владимира Мономаха вам запомнились?
Этап №3 Проблемное объяснение нового знания.
Цель: обозначить проблемную ситуацию;
сформулировать цель и тему урока;
организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;
зафиксировать новое знание.
Форма работы: беседа по вопросам учителя; работа с литературными текстами в учебнике.
Вопросы учителя:
- Когда в России появились первые печатные книги?
- Как появление печатных книг повлияло на количество книг и их распространение?
Стали появляться книги не только для взрослых, но и для детей.
Первой детской книгой была Азбука, её составил первопечатник Иван Фёдоров и издал в городе Львове в 1574 году.
- с какой целью писали летописи? А книги для детей?
- О чем сегодня будем говорить на уроке?
(Познакомимся с древнерусской литературой для детей и узнаем, о чем писали в книгах для детей)
Работа по учебнику стр. 51- 53( чтение стихотворений Савватия учителем)
- о чем говорится в его стихотворениях?(работа с текстами стихотворений)
- Что объединяет оба текста?
- С чем сравнивает книги Савватий в первом стихотворении?
- С чем сравнивает неучёного человека во втором стихотворении?
- Важно ли то, о чем писал Савватий в 16 веке и в наше время?
- Что вам показалось сложным или непонятным? (древнерусские слова)
(Чтение стихотворений учащимися)
Этап №4 Первичное закрепление.
Цель: Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Форма работы: выполнение задания для первичного закрепления; проговаривание выполненного задания.
Выполнение задания в рабочей тетради с. 23 №2 перевести на современный русский язык одно из стихотворений Савватия.
Зачитываются и обсуждаются разные варианты переводов.
Этап №5 Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с уже известным материалом;
Форма работы: беседа по вопросам учителя, выполнение заданий из рабочей тетради по чтению.
Вопросы учителя:
- Что мы узнали сегодня о Савватии?
- Какую должность он исполнял в монастыре?
- Что значит, быть справщиком?
Выполняется задание в рабочей тетради С. 23, №1
-К какому из жанров древнерусской литературы- к летописям или поучению - приближены по своему содержанию стихотворения для детей?
Этап № 6 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешимые затруднения, если они появились;
записать домашнее задание.
Форма работы: подведение итогов урока,
ответы на вопросы учителя,
самооценка учащихся, запись домашнего задания.
О чем сегодня говорили на уроке?
Что нового узнали о древнерусской литературе?
- Кто впервые напечатал первую детскую книгу и как она называлась?
-Какого содержания были первые книги для детей?
Кто считается первым сочинителем стихотворений для детей?
О чем писал Савватий в своих стихотворениях?
Проведение рефлексии.
Домашнее задание: прочитать стихотворения Семёна Полоцкого и Кариона Истомина, учебник с.54-55, перевести 1 стих-е на русский язык.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»
Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...
Конспект урока по литературному чтению «Путешествие в страну Чукоккола».
Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского....
Урок по литературному чтению "Путешествие в страну Читалию".
Обобщение по жанрам устного народного творчества и знакомство с рассказом Куприна "Слон"....
Проект урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам"
Презентация проекта урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам". Подходит для обобщающего урока к разделу "Русские народные сказки" во 2-3 классе. Урок предполагает группов...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы" 3 класс "Перспектива"
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы"...
Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"
Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...