Урок по литературному чтению: "Путешествие в древнерусскую литературу"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Куруленко Елена Викторовна

Урок введения нового знания.

Цель урока: Закрепить и обобщить ранее полученные сведения о древнерусской литературе; сформировать у учащихся представление о характере детской литературы в древности; сформировать способность к восприятию адаптированного древнерусского текста; развивать умение анализировать стихотворный текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Книга для чтения в 4 классе, часть 1, М., 2009

Номер урока по тематическому планированию: № 10

Тема урока: Путешествие в древнерусскую литературу. Древнерусская детская литература.

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: Закрепить и обобщить ранее полученные сведения о древнерусской литературе; сформировать у учащихся представление о характере детской литературы в древности; сформировать способность к восприятию адаптированного древнерусского текста; развивать умение анализировать стихотворный текст.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник по литературному чтению для 4 класса, рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.

Ход урока:

Этап № 1 Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности;

определить содержательные рамки урока.

Форма работы: вступительное слово учителя.

Этап №2 Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ранее полученные учащимися знания о культуре Древней Руси, о деятельности древнерусских князей, об особенностях древнерусской литературы для восприятия нового учебного материала; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую  недостаточность имеющихся

у учащихся знаний.

Форма работы: беседа по вопросам учителя.

Вопросы учителя:

- В чем особенность древнерусской литературы?

- Как возник древнерусский алфавит?

- Как относились к книгам в Древней Руси?

- Опишите, как выглядели древнерусские книги?

- Почему книг было мало?

- Почему именно монахи переписывали книги?

- Что мы знаем о деятельности князя Владимира Красное Солнышко и его сына князя Ярослава?

- За что Ярослава прозвали Мудрым?

- Чем запомнилось нам имя Владимира Мономаха?

- Какие поучения Владимира Мономаха вам запомнились?

Этап №3 Проблемное объяснение нового знания.

Цель: обозначить  проблемную ситуацию;

сформулировать цель и тему урока;

организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;

 зафиксировать новое знание.

Форма работы: беседа по вопросам учителя; работа с литературными текстами в учебнике.

Вопросы учителя:

- Когда в России появились первые печатные книги?

- Как появление печатных книг повлияло на количество книг и их распространение?

Стали появляться книги не только для взрослых, но и для детей.

Первой детской книгой была Азбука, её составил первопечатник Иван Фёдоров и издал в городе Львове в 1574 году.

- с какой целью  писали летописи? А книги для детей?

- О чем сегодня будем говорить на уроке?

(Познакомимся с древнерусской литературой для детей и узнаем, о чем писали в книгах для детей)

Работа по учебнику стр. 51- 53( чтение стихотворений Савватия учителем)

- о чем говорится в его стихотворениях?(работа с текстами стихотворений)

- Что объединяет оба текста?

- С чем сравнивает книги Савватий в первом стихотворении?

- С чем сравнивает неучёного человека во втором стихотворении?

- Важно ли то, о чем писал Савватий в 16 веке и в наше время?

- Что вам показалось сложным или непонятным? (древнерусские слова)

(Чтение стихотворений учащимися)

Этап №4 Первичное закрепление.

Цель: Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Форма работы: выполнение задания для первичного закрепления; проговаривание выполненного задания.

Выполнение задания в рабочей тетради с. 23 №2 перевести на современный русский язык одно из стихотворений Савватия.

Зачитываются и обсуждаются разные варианты переводов.

Этап №5 Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с уже известным материалом;

Форма работы: беседа по вопросам учителя, выполнение заданий из рабочей тетради по чтению.

Вопросы учителя:

- Что мы узнали сегодня о Савватии?

- Какую должность он исполнял в монастыре?

- Что значит, быть справщиком?

Выполняется задание в рабочей тетради С. 23, №1

-К какому из  жанров  древнерусской литературы- к летописям или поучению - приближены по своему содержанию стихотворения для детей?

Этап № 6 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

 зафиксировать неразрешимые затруднения, если они появились;

записать домашнее задание.

Форма работы: подведение итогов урока,

 ответы на вопросы учителя,

самооценка учащихся, запись домашнего задания.

О чем сегодня говорили на уроке?

Что нового узнали о древнерусской литературе?

- Кто впервые напечатал первую детскую книгу и как она называлась?

-Какого содержания были первые книги для детей?

Кто считается первым сочинителем стихотворений для детей?

О чем писал Савватий в своих стихотворениях?

Проведение рефлексии.

Домашнее задание: прочитать стихотворения Семёна Полоцкого и Кариона Истомина, учебник с.54-55, перевести 1 стих-е на русский язык.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»

Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...

Конспект урока по литературному чтению «Путешествие в страну Чукоккола».

Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского....

Урок по литературному чтению "Путешествие в страну Читалию".

Обобщение по жанрам устного народного творчества и знакомство с рассказом Куприна "Слон"....

Проект урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам"

Презентация проекта урока по литературному чтению "Путешествие по русским народным сказкам". Подходит для обобщающего урока к разделу "Русские народные сказки" во 2-3 классе. Урок предполагает группов...

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...